Могильные камешки и чёрточки

Я взял два камешка на кладбище с собой,
Чтоб положить их на могилу мамы,
Один из них жена возложит, я – другой,
Чтоб благодарность выразить тем самым.

Ведь у евреев принято не класть цветов,
Лишь камешки, что означают – вечность,
Они для иудеев, словно дар Богов,
Осколками летящих в бесконечность.
 

В один из будничных летних дней, мы с женой решили поехать на кладбище к маме, чтоб убрать могилу, помыть памятник, положить новые камешки,и рассказать, как мы живём без неё, как скучаем и часто вспоминаем о чуткой и благородной её душе, добром сердце и как нам её очень не хватает.
Когда мы всё сделали, я взял два небольших камешка, принесённые с собой, и мы положили их на плиту памятника. Эта старинная еврейская традиция, которая исходит, по крайней мере, ещё со времён средневековья, а,возможно, и более раннего периода. Положив камешки на могильной плите, мы выражаем уважение к умершему и показываем другим людям, что эту могилу недавно посетили. Увидев камешки, они поймут, что эту могилу часто навещают. И ещё одна немаловажная деталь - камни очень хорошо впитывают человеческую энергетику. Положив камешек на плиту, ты оставляешь частичку себя самого, рядом с близким человеком. Эти камешки, положенные на плиту символизируют вечность, а также нам напоминают про осколки  нашего Первого и Второго Храмов, которые долго стояли на Храмовой горе и были разрушены, сначала Вавилонской империей, а потом - Римской. 

Мы зажгли поминальную свечку и поместили её в специальную " комнатку "  на задней стороне надгробного камня. Такие свечи горят долго, и ни ветер, ни дождь не смогут её затушить. Как ничто не может заглушить память о тех, кого мы любим.
 
Когда мы стояли, склонив головы, я вспомнил, как однажды, вот так же, мы стояли на кладбище возле могилы Шиндлера в Иерусалиме, когда учились в Ульпане в первый год репатриации и ездили всей группой на экскурсию, и тоже клали камешки на плиту его могилы. Гид  рассказал нам, что Оскар Шиндлер завещал похоронить его в Иерусалиме. Его завещание было выполнено. И он был похоронен на католическом кладбище, на горе Сион в Иерусалиме. За время войны Шиндлер спас от смерти 1200 человек. Большинство из них уже умерли, но на свете живут 6.000 потомков этих спасённых. И вот эти потомки –   " евреи Шиндлера " - так они себя сами называют, считают, что Оскар Шиндлер спас 6.000 человек и в благодарность, посещая его могилу, каждый человек кладёт камешек на его  могилу уже в течении многих лет. Поэтому на могиле Шиндлера всегда так много камней.
Мемориальный комплекс истории Холокоста Яд Вашем присвоил Оскару Шиндлеру посмертно звание праведника мира.
Одной из основных задач Яд Вашем состояла в том, чтоб от имени нашего государства и всего еврейского народа, выразить благодарность тем неевреям, которые рискуя своей жизнью, спасали евреев во время Холокоста. Так говорит Закон о создании Яд Вашем, принятый в 1953 году. Критерии присвоения звания Праведник народов мира тем немногим, кто помогал евреям в самые тяжёлые для них времена, были определены в 1963 году. Тогда же начала действовать общественная Комиссия, возглавляемая судьёй Верховного суда Израиля, которая рассматривает каждый конкретный случай, принимает решение и несёт полную               ответственность за присвоение этого звания. Признанные получают медаль и Почётную грамоту, а их имена
навсегда увековечивают в Яд Вашем на горе Памяти в Иерусалиме. Признанные Яд Вашем Праведники народов мира – это выходцы из 44 стран. Среди них – христиане всех конфессий и мусульмане, верующие и атеисты,
мужчины и женщины, люди всех профессий и возрастов, образованные, профессионалы и неграмотные крестьяне, богатые и бедные. Единственное, что их объединяет, человечность и мужество, стремление в самых жестоких
условиях террора сохранить лучшие нравственные качества.

Сколько раз я бывал на кладбищах и видел могилы с разными памятниками - красивыми и простыми, или просто стоял шест с прибитой дощечкой, на которой были начертаны две даты, а между ними стояла небольшая       чёрточка. Эта небольшая чёрточка объединяла все памятники на могилах. Я ни разу не задумывался над этим, но в этот раз, стоял и думал, что в этой небольшой чёрточке заключена целая человеческая жизнь. Они все были одинаковой длины на памятниках, а жизнь похороненных людей, по своей продолжительности была разной. И не только по продолжительности, а по качеству жизни тоже была разная…

Я стоял и думал, а что кроме этой чёрточки люди могут оставить после себя? Конечно, все люди разные и после себя могут оставить разное наследие. Немало есть таких, кто после себя оставляет добрую и светлую память на долгие времена, а есть много таких, от которых не остаётся ничего, кроме этой небольшой чёрточки между датами ... Но, всё-таки, каждый человек оставляет после себя самый главный след – своё потомство и это есть самый важный след в жизни человека. А всё остальное, наверное, не так уж и важно.

Кто-то проживает долгую и счастливую жизнь, а кто-то короткую и не очень счастливую. Одни имеют в жизни всё – богатство, славу и многие блага в обществе, а другие живут бедно и еле перебиваются от одной зарплаты до другой и не могут позволить себе очень многое, хоть и работали честно всю свою жизнь. Человеческая жизнь короткая и все проживают её по-разному.
Там уже не имеет никакого значения, как ты её прожил. Там все одинаковы и  туда с собой ничего взять нельзя. Вот и получается, что вся человеческая жизнь умещается в этой маленькой чёрточке между двумя датами. Одна дата – это  день рождения, а вторая дата – день смерти. И лишь только самые близкие родственники знают, какая была жизнь в этой небольшой чёрточке.

Склонив головы, мы с женой ещё постояли немного у могилы мамы, а потом потихоньку вдоль дорожки пошли к выходу. У выхода мы под краном набрали в ковшик проточной воды и, обмыв по традиции руки из ковшика,
направились к автобусной остановке. Вскоре подошёл наш автобус, и мы поехали домой.

P.S. – На картинке - могила праведника мира Оскара Шиндлера на горе Сион в Иерусалиме. На этой могиле всегда много камней, разной величины. Внизу слева над камешками видна цифра – 1200. Это спасённые им евреи во время Второй мировой войны.


Рецензии
В продолжение темы рекомендую Вам прочитать мое эссе на проза.ру "Opus Haereticus
Глава 1. Подвиг".

Сергей Цура   21.08.2021 18:05     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей, обязательно зайду и прочитаю.

С теплом и уважением, Геннадий.

Геннадий Коган   21.08.2021 18:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.