Маргарита Аль. Экспертный обзор. Январь-2020

Быть главным редактором журналов «ЛиФФт» и зам. главного редактора уже легендарного авангардного «Журнала ПОэтов» и не быть при этом ни литературоведом, ни литературным критиком, наверное, нонсенс, но это так. Сегодня – мой первый опыт объяснения необъяснимого: почему отобрано пять стихотворений.

Не люблю слово «графоман», оно несправедливо к человеку, решившемуся практически на подвиг – написать стихотворение. Не просто рассказать другу, брату, незнакомому человеку о том, что ты мир видишь собственным зрением, что через это зрение ты ощущаешь себя личностью, индивидуумом, почти инопланетянином. Что любовь, которую ты носишь в своей груди, требует от тебя такой самоотдачи, такой жертвы, такой чистоты и высоты, что даже зеркала трещат и раскалываются от такого миропредставления. Перед тобой чистый лист бумаги, и руки дрожат, и ладони влажные, и «перо», почти волшебная палочка, а ты, ты всему этому властелин. Каким же должно стать твоё слово, чтобы мир вздрогнул, оглянулся, привстал, задумался? Как донести мысль до чистого листа и вознести эту чистоту? И мы бросаемся к Пушкину – «Я помню чудное мгновенье …», к Маяковскому – «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?», Есенину – «О Русь, взмахни крылами, поставь иную крепь …», К. Кедрову – «Расстояние между людьми заполняют звёзды …», штудируем словарь Квятковского, и вот вы решаетесь написать… Эта мука, мука творчества, да не оставит она ваши сердца в покое.

Цель любого конкурса выявить одарённых природой. Это как путёвка в жизнь. Вектор. Ваша судьба может кардинально измениться, если вы примете решение стать профессиональным писателем. Пять шортлистеров – это всего лишь правило конкурса, каждому из вас дан шанс стать поэтом. Первое испытание чистого листа вы прошли.


АННА ГЕРМАНОВА «Ключ»
http://www.stihi.ru/2017/05/23/3918 квота ГР за ведение рубрики "В гостях у..."

Смычок уходит как весло
на глубину, достав
до дна, и музыка без слов
сбивается с листа,
заплёскивает по глаза
и наполняет вдох
так без остатка, что нельзя
светящейся водой
не хлынуть, не забить ключом
из трещины ключиц —
ни нот, ни знаков. Ни о чём
не спрашивай. Молчи.

Энергия стиха, и энергия положительная. Мгновенность восприятия и готовность к открытию новых пространств через откровение.  Похоже, что написано на одном дыхании. Хорошее начало для цикла.


ВИТАЛИЙ ОВЧАРЕНКО «Прeдчувствиe вeсны»
http://stihi.ru/2017/02/09/1725 отборочный тур

Все мы – свидетели зимы,
Которая живёт полгода
На землях нашего народа,
От Колымы до Костромы.

Здесь день как тень, и ночи лик
Снег улиц превращает в море,
И в этом ледяном заторе
Стоят дома как корабли.

Команда спит, умерив прыть.
Невесел Роджер – мёрзнут кости.
Балкон как капитанский мостик
Для тех, кто вышел покурить.

Но года вечная петля
Затянется на шее снега –
Сойдутся альфа и омега.
Зиме конец. Грядёт земля.

Вижу городской цикл зима-весна-лето-осень. Слегка обозначился образ капитана. Столько возможностей обыграть этот образ в поэзии! Здесь он дан по-своему, и это главное.


АЛЕКСЕЙ ПОРОШИН «Расстрельный взвод»
http://stihi.ru/2009/09/26/2464 номинатор Елена Лерак Маркелова

Я везу его в лес.
Я сегодня его расстреляю.
Всех бы дел – довезти до ручья и скомандовать: «Пли!»
Только ветер и дождь, и трясёт как в разбитом трамвае,
Видно Богу угодно, чтоб все мы назавтра слегли.
Под колёсами грязь, да разверзты небесные хляби,
Дождь по спинам течёт, и обмотки промокли насквозь.
Нет бы, взять, переждать, только вечно торопятся в штабе,
Испугавшись, чтоб вновь приговор отменять не пришлось.
Смотрят зло пацаны – мы опять не успели на завтрак.
Инженер, его мать!..
Перепутал какой-то чертёж.
Он же просто старик. Пятьдесят ему было бы…Завтра..
Но не будет уже. Трибуналу, увы, невтерпёж.
Вот уже и ручей. Перелесок у самой дороги.
Россыпь стреляных гильз, да бурьяном заросший большак.
Все попрыгали вниз, разминая затёкшие ноги,
Матерясь и куря, самокрутки попрятав в кулак.
Снял бушлат арестант и, присев возле края оврага,
Он стащил сапоги, улыбаясь, как будто во сне,
Аккуратно сложив, неуверенно сделав два шага,
– Я готов, – произнёс, по привычке поправив пенсне.
– Дед, ты спятил? Уймись! Без обувки в такую-то пору!
Взвод солдат онемел. Даже ветер испуганно стих.
– Мне они ни к чему, а кому-то из вас будут впору.
Вам обратно ещё, ну а я… Как-нибудь и без них.

…Мы теряем себя, выполняя тупые приказы,
Разбиваясь о риф, как попавшие в шторм корабли.
Боги вечно глухи, а фемиды обычно безглазы…
Я отдал ему честь…
А ребятам скомандовал: «Пли!»
На обратном пути я глотал то ли дождь, то ли слёзы,
Вспоминая, как он улыбался, раздет и разут
У обрыва судьбы, у израненной старой берёзы…
…..
Я не знал, что меня завтра в этот же лес повезут.

Тема очень важная. Покаяние. Здесь она не раскрыта, но поэт примерил на себя чужой мундир, и в нём ожила генетическая память. И появились вопросы. Появился образ. Желаю автору продолжения и работы над образом.


СЕРГЕЙ МАКСИМОВ 33 «Человек сошёл с ума»
http://www.stihi.ru/2017/01/15/6498 отборочный тур для резидентов

Человек сошёл с ума на платформу полустанка
Он очнулся после пьянки а вокруг него – зима
Человек сошёл с ума и тропой бредёт в посёлок
Где среди домов весёлых есть и скорбные дома
Ветер гнёт дымы из труб, запах хлеба в ноздри волку
На окраине посёлка он нашёл сиротский сруб
Никакой тропинки нет от дверей и до дороги
Это волка кормят ноги, человеку нужен свет
Раздвигая снег плечом человек подобный зверю
С трёх рывков откроет двери гнутым кованым ключом
Тихо . Холодно . И свет из окна парит клубами
На стене иконой в храме старой женщины портрет
И к чему теперь "Прости", печь к чему топить дровами?
Человек вернулся к маме чтобы разум обрести
Мысли грешника просты – "Не туда пришёл я в гости"
За посёлком на погосте дожидаются кресты...

Грозно лязгнул автомат – "Выходи, и выше руки!"
Человек не вынес муки и опять сошёл с ума

Редкий случай, когда общеизвестная метафора обыграна в реале и обрела новое звучание уже как метаметафора. Метаметафора – исключительное явление в современной поэзии. [Прим. ред. БЛК: о метаметафоре см. эссе К. Кедрова http://clck.ru/MF2SE] Это, безусловно, дар.


ИГОРЬ БРЕН «Полигимнии»
http://www.stihi.ru/2015/10/14/2536 квота ГР за редактирование отборочного тура
 
[законченная пье... для шарман... в шести проигрышах]
 
СИ-ЛЯ МИ-ФА
 
    обычай закончен,
    стезя загустела,
    загашник развалин дождями увит.
    набычилось... скорчилось...
    в тяжкое тело
    трава прорывалась ножами любви.
 
СИ-СИ-СИ-РЕ
 
    рожали ножами,
    давили на жалость,
    и сталь погружалась
    в багряную муть.
    заря.
    по степям молоко убежало –
    за веру. народ и царя – никому?
 
    навечно взрастили,
    заплечно вгрызалось,
    обряд не заменит потери (Отца) –
    по тысячам исчерна-пепельных кляуз
    вчерашние тили стучали в сердцах.
 
<соль-до, соль-до, до-ре-си>
 
 
РЕ-СИ-ФА-СИ-РЕ
 
    казалось бы, узы на миг ослабели –
    скапканился волк и ослепла сова...
 
    мы рвались в утробный покой колыбели,
    на сладкие звуки меняя слова...
 
РЕ-ФА
 
<фа-ре-си>
 
    молитва изгонит "куда бы" и "где бы" –
    оградой забытой на страже сияй,
    в малиновом звоне укравшая небо,
    стократно испитая чаша сия.
 
<ля-соль, фа-соль, соль>
 
    с погостья навеян, преданием древним
    вздымается сладкий, отеческий дым.
    спокойствие зреет – ведь в нашей деревне
    сегодня не всем не хватает еды.
 
<ми-до – ми-ре>
 
    на бычий обычай
    грозить гекатомбой –
    побашенно
     бьют
      кирпичи
       из стекла.
 
    не выдавить вволю по каплям потомков –
    дырявая вечность в себя истекла.
   с погостья навеян, преданием древним
    вздымается сладкий, отеческий дым.
    спокойствие зреет – ведь в нашей деревне
    сегодня не всем не хватает еды.
 
<ми-до – ми-ре>
 
    на бычий обычай
    грозить гекатомбой –
    побашенно
     бьют
      кирпичи
       из стекла.
 
    не выдавить вволю по каплям потомков –
    дырявая вечность в себя истекла.
 
 
«Мой гимн возглашаючи богу».
Если на второй линейке снизу находится нота «соль», то между первой и второй строкой располагается нота «фа», на первой — «ми» и так далее. Таким образом, чтобы определить позиции всех нот на нотоносце, достаточно определить позицию одной; остальные при этом вычисляются автоматически. Чтобы знать, какая нота выбрана как отправная, в музыке существуют ключи — специальные символы, записывающиеся в левом конце нотоносца. Автор, где главное слово в вашем тексте?
Вы — в списке.


Рецензии
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.