Литвинова Лариса. Волька

Литвинова Лариса Викторовна
Московская область

Волька

Совсем случайно узнала, как зовут Кузнецова Всеволода Михайловича луговские. Разговорилась с бабушкой моей подопечной Елисеевой Алины про дачу. Дача оказалась около поселка Архитекторов на Луговой. Всеволода знает давно, говорит: «Волька – журналист,  всем помогает». Спрашиваю, как ваша фамилия? Оказалась интересная фамилия – Тарарышкины, с Мызы. Разговорились о Троице и о Сухареве. Сказала, что я сухаревская, так вообще, как родные! – улыбается и глаза искрятся. И тут я вспомнила (уж который раз!), как Всеволод Михайлович бабочку спас. Это случилось 7 апреля, на Благовещение.
Звонит он мне с Луговой: «А я сейчас в родных краях, на Луговой. Знаешь, вышел из дома, отошел, а самого что-то назад тянет. Вернулся. А в доме бабочка о стекло бьется. Представляешь? Выпустил на волю, а то погибнет в доме, а так найдет, где в тепло спрятаться». Снег лежал еще, а днем солнышко припекало, проталинки появились, и надо же – первая бабочка проснулась! 
А 12 апреля я шла на работу в детский садик, рано утром, и у книжного киоска на тротуаре тоже бабочку увидела. Взяла в ладонь: думала – замерзла. Понесла на ладошке, а она крылышки стала складывать, отогревалась. Принесла в группу, рассмотрели с детьми и сделали коллективную работу – аппликацию на тему «Бабочки». Вышли на прогулку и посадили бабочку на первые распустившиеся голубые подснежники. А к полудню солнышко припекло, и в воздухе запорхала, закружилась бабочка. Дети улыбались и радостно кричали: «Смотрите: бабочка, бабочка!»
В этот день Всеволоду Михайловичу совсем плохо было; хорошо, сосед по даче позвонил домой, и дочь увезла отца в Москву. Вызвали «скорую», состояние тяжелое, но приступ диабета сняли быстро. А 13 апреля, обеспокоенная его молчанием, я заказала молебен «о здравии Великой Княгине Елизавете» рабу Божьему Всеволоду в Марфо-Мариинской обители. Приобрела там же книгу Л. Миллер «Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Феодоровна». И вот еще одна неожиданность: Всеволод Михайлович писал Л.Миллер о кучере Великого князя Сергея Александровича, выслал газету «Ступинская панорама» от 19 сентября 1999 года и предоставил снимок могилы кучера, о чем есть сноска в книге. Об этом же мы и говорили с ним, когда шли с нашего последнего в учебном году занятия ЛИТО «Ладога» 18 мая. Неспешно шел, повествовал об этих событиях, а сам подкидывал семечки, которые у него всегда находятся в кармане, голубям – вольным, божьим птицам. Но не только для голубей найдется у него лакомство, есть еще местечко в увесистом рюкзаке, который он всегда таскает за плечами – с прикормом для бездомных собак и кошек. А еще надо не забыть старинных своих подружек из Луговой – ворон Лизку и Глашку!
 Повезло «ладожцам» с руководителем! Основатель «Ладоги» Петров Юрий Васильевич, должно быть, смотрит на нас с небес и радуется, что живет ЛИТО интересной творческой жизнью, пополняется новыми членами, а благодаря его преемнику Кузнецову Всеволоду Михайловичу, еще и расширяются границы нашего литературного общества. К каждому присмотрится, выслушает и постарается помочь нынешний руководитель. Никто не останется без его внимательного взгляда, для каждого найдется теплое слово и поддержка. Галина Мамонтова была представлена им в Академии художественной литературы, меня он привел в творческий клуб «Московский Парнас». Стихи Галины Леонтьевой, Екатерины Ратниковой, Светланы Наумовой-Чернышовой были опубликованы в «Литературной газете». Многие «ладожцы» были привлечены к переводам стихов болгарских поэтов, и теперь мы ждем выхода нового сборника – с нашими переводами болгарских друзей. А Евгения Титова и Светлана Наумова стали первыми представителями в 2013 году от нашего ЛИТО в Болгарии. Они принимали участие в праздновании Дней славянской письменности и культуры. Огромная работа была проведена Всеволодом Михайловичем и его болгарским другом, ныне почившим (светлая ему память!) Веселином Георгиевым по налаживанию русско-болгарских культурных связей, установлению дружбы между творческими людьми Лобни и Плевена.
Листая альбом с фотоснимками «ладожцев», останавливаю свой взгляд на одной из фотографий. На ней «ладожцы» запечатлены у скульптуры белого филина в старинном городе Дмитрове. И тут же возникает мысль, что здесь он, наш наставник, рядом с нами, в образе доброго и мудрого филина. Вспоминаю книгу болгарского обожателя филинов Стойче Маджарского «Звездные перекаты» в переводе Кузнецова. В ней Всеволод Михайлович написал ответное стихотворение своему другу «Мудрый филин». И у меня возникают строки о нем самом:
Мудрый филин,
Славный филин,
Ваше племя
Крепко телом!
Крепко духом!
Из друзей поэта свита
Крепко сбита,
А строка надежно свита
Вязью слова.
И для Вас здесь все не ново –
Шум болгарского прибоя,
Виноградный вкус настоя,
И Таганка удалая,
И родная Луговая…
Мудрый филин!
Славный филин!
Мы идем с надежным другом!
Он в пути нас не покинет!
Вот такой он – поэт, переводчик и журналист Всеволод Кузнецов, освободитель бабочки и друг всем кошкам, собакам, птицам и человекам.


Рецензии