Улов

Эпиграф:
"В тихом омуте черти водятся."
(народная поговорка).


Сеть-то у Игната была рваная. Не чиненая. А зря. Потом, как ставить, так мат-перемат. Но поди ж ты случится такому именно с его сетью... Вот у других сети хорошие, крепкие, все ячейки, как на подбор, ни одной дыры. И на просушке они, и смотаны правильно, чтобы легче на воде в дело шли. У этого же всё через пень колоду. Свалено кучей в сарае, да так в лодку и брошено. В общем - ленивый был Игнат, не то, что его дед, от которого, через отца, та сеть ему и досталась. Когда дед помер, рыбачил с нею отец, но недолго. Ушёл из семьи. Игнат его плохо помнил. Однако сеть оставил в наилучшем состоянии, что и говорить. Ловили дед с отцом рыбу и горя не знали. Большие любители этого дела были. Особенно дед. И знаток, каких поискать. Но вот ловили они рыбу, да и только. Так что же ещё сетью ловить, правда? Оказалось - неправда.

Поздней осенью, в конце ноября это было. Осень тёплая выдалась. Дожди, дожди, а холодом и не пахло. Проснулся как-то раз Игнат в плохом, хуже некуда настроении. С жуткого похмелья. Проснулся один, как всегда. Дома тишина, только мухи жужжат. А как по другому у холостяка? Не был женат наш Игнат и детей у него не было. Видимо, отец отшиб у него желание заводить семью, хотя и прожил с ним не долго. Ну, да ладно, не нашего это ума дело... Зато чем похмелиться у Игната было. И хорошо, что было. Поправился. Жить стало легче. Нашлись силы добрести до сельпо и купить ещё. Благо, зарплата только вчера была, да и стоило не дорого. В общем, прояснилось в голове у мужика и потянуло его на рыбалку. Бросил он свою бедовую сеть в лодчонку, сел и дал вёслами по воде. На своё место выгреб, вывалил сеть в воду, растянул, как мог, поставил в общем. На улов особенно не надеялся, впрочем, как всегда. Зато закусь с собой взял, стакан раскладной и радио. Включит, когда на песни потянет. Налил первую, выдохнул, опрокинул, зажмурился, проглотил. Помотал головой и раскрыл счастливые глаза. Лучше бы не раскрывал. Хотел вздохнуть, да так и остался с открытым ртом. И было от чего. За борт его лодки, ближе к носу, держался обеими руками водяной. То, что это был именно водяной, а не какая-нибудь там русалка, кикимора или ещё что, Игнат понял сразу. Но легче ему от этого не сделалось.

"Всё пьёшь, дурень?" - спросило чудо-юдо, глядя на Игната глазами такого неправдоподобно глубокого синего цвета, которого, пожалуй, и в природе не должно бы существовать.
"Ага..." - выдавил из себя Игнат.
"Ага", передразнил его водяной. "Тебе вот ага, а у меня в твоей сетке бабка моя запуталась, мать её... В хороших сетях не путается, а в плохих всегда. Только в плохих. Так ведь и не путалась никогда. Сети-то всё ладные были. До старости дожила, а теперь пузыри пускает, дура." Игнат сглотнул. Водяной продолжал. "Ну, чего смотришь, глаза выпучил? Сеть вытаскивай."

Игнат не был верующим человеком, да и пил-то не так, чтобы очень уж часто. Вчера вот только тоска заела чего-то. Но сейчас его неудержимо потянуло перекреститься. Однако даже рукой пошевелить он был не в силах. Водяной усмехнулся. "Ладно, давай помогу", сказал он и схватился за сеть. Начал выбирать её из воды в лодку. "Ну, давай, давай, забирай на борт" - прикрикнул он на Игната, "не то в лоб получишь. Старуха-то у меня одна." Игнат очень даже живо представил себе, как кулак этого создания поцелует его морщины и тут же вышел из ступора. Начал вытаскивать сеть. За бортом показалась голова старухи с длинными космами, больше похожими на водоросли, точь в точь, как борода у водяного. Подтянув сеть со старухой к самой лодке, водяной освободил её от пут. Старуха выплюнула изо рта лягушку, одной рукой взялась за борт лодки, а другую протянула к лежащему на дне раскладному стакану Игната. "Наливай" - сказала она, "а то уйду". У этой глаза были настолько сочного, насыщенного изумрудного колора, что Игнат налил, глядя в них и не мог оторвать взгляда, хотя желание у него было как раз, чтобы и она, и её старик взяли, да исчезли, испарились, провалились в тартарары напрочь. Старуха выпила, крякнула уткой и обратилась к водяному. "Ну, что, отваливаем что-ли, старый?" "Погоди, отваливаем" - водяной взял у неё стакан и молча протянул Игнату. Игнат налил и ему. Водяной выпил, вытер бороду, громко сказал "Эх!" и исчез под водой. Старуха весело подмигнула Игнату одним из своих изумрудов и ушла под воду вслед за водяным...

Очнулся Игнат в покачивающейся лодчонке на закате солнца. Первое, что он увидел, была лягушка, сидевшая на борту лодки и смотревшая на него одним синим, а другим зелёным большущими глазами. Лягушка квакнула так, что казалось, лопнули барабанные перепонки и прыгнула в воду. Игнат вскочил, словно ошпаренный и чуть не опрокинулся вместе с лодкой. Одна бутылка была допита полностью, вторая на четверть. Радио пело голосом Анатолия Папанова песню из мультика "Я водяной, я водяной...". Закусь была разбросана под ногами.  Горе-рыбак схватил сеть, отцепил её от лодки, выбросил за борт. Ухватился за вёсла и, наверное, сдал на мастера спорта по гребле, пока наворачивал к берегу. Воткнувшись в спасительную твердь, он выпрыгнул из лодки, пнул её ногой, со всем её содержимым - с вёслами, со стаканом и радио, чтобы уплыла она к чертям собачьим и бросился бежать домой. С рыбалкой он решил завязать насовсем, как и с выпивкой. "Пропади оно пропадом!" - думал Игнат, сверкая пятками по направлению к дому, - "Уж лучше женюсь!".

В тихой заводи, на закате солнца, вдалеке от мирской суеты, глядя на проплывающую мимо брошенную лодочку, на торчащей из воды коряге, сидели водяная с водяным. Из лодки неслась песня про водяного. "Вот скажи, старый" - произнесла водяная, положив голову на плечо водяному. "Детки наши давно уже по морям и океанам расплылись, своих деток завели, правнуки и те уже давно весь мир повидали, а мы с тобой всё в этой луже бултыхаемся. Почему так?" " Где родился, там и сгодился." - отвечал водяной. "Ну, а почему мы только в некудышные, рваные сети попадаем, а? Ведь, по логике вещей, должно быть наоборот?" "Не мы, а вы" - закатил глаза водяной. "Бабы дуры. А логика вещей тут одна - не всем дано..." "Все у тебя дуры, да дурни. Один ты умный..." "Весёлый я! А был бы умным - тебя из сети не вытаскивал." - водяная хлопнула его по колену и оба рассмеялись.


Рецензии