Ярослав Мудрый
И имя Мудрого в истории оставил,
Благочестивым и религиозным был,
И свод законов для суда составил.
Он с Византией не устраивал войну,
Победою над ней державу не прославил,
Зато народ свой русский и страну
От Святополка Окаянного избавил.
Князь победил жестокого врага –
Он сокрушил одним ударом печенегов,
И тем победа эта дорога,
Что навсегда избавил Русь от их набегов.
Потерянные земли возвратил,
Хоть славой не гремел как храбрый воин,
Он добрыми делами славу заслужил,
И славы этой князь вполне достоин.
Он восстанавливал и строил города,
А Киев стал вторым Царьградом прямо,
Обвёл князь Киев каменной стеной,
И возводил монастыри и храмы.
Священников из русских назначал*,
А в людях развивал стремление к учёбе,
Монархам выдал замуж дочерей,
Чем укрепил влияние в Европе.
А сыновей к любви князь призывал,
Чтоб в мире жили и не враждовали,
И чтобы распрями между собой
Могущество страны не подрывали.
Одну ошибку только сделал Ярослав –
Меж сыновьями земли поделил напрасно.
Раздел земель меж ними приведёт
Впоследствии к междоусобным распрям.
18.02.2020г.
*Великий князь Ярослав Мудрый – один из сыновей князя Владимира крестителя Руси. Годы правления 1019-1054.
*После крещения Руси, греки, присылая главных духовных пастырей, надеялись через них оказывать влияние на политику страны. Ярослав в первый же год своего единодержавия, сам избрал в начальники для епархии Луку Жидяту, а в 1051 году, собрав епископов, велел им поставить митрополитом Иллариона Россиянина, без участия со стороны Константинопольского Патриарха.
Свидетельство о публикации №120021803328
Стихотворение даёт всестороннюю и очень точную оценку его правления, отмечая как великие достижения, так и ключевую стратегическую ошибку.
О чем это стихотворение (краткое содержание):
Стихотворение представляет Ярослава как правителя-созидателя, чья слава зиждется не на завоеваниях, а на мудром управлении, культурном и религиозном развитии государства.
1. Происхождение прозвища: Уже с первых строк объясняется, почему Ярослав вошёл в историю как "Мудрый".
2. Главные военные победы: Подчёркиваются два ключевых триумфа:
· Победа над Святополком Окаянным (окончание междоусобицы).
· Окончательный разгром печенегов в 1036 году, после чего их набеги на Русь прекратились.
3. Внутренняя политика: Описаны главные достижения:
· Создание первого письменного свода законов — "Русской Правды".
· Масштабное строительство (укрепления Киева, Золотые ворота, храм Святой Софии).
· Развитие образования и культуры (назначение русских священников, переписка книг).
4. Внешняя политика: Укрепление международного авторитета Руси через династические браки (его дочерей выдали за королей Франции, Норвегии, Венгрии).
5. Завет сыновьям: Ярослав призывал сыновей жить в мире и согласии, чтобы не подрывать могущество страны.
6. Главная ошибка: Финальные строки содержат ключевую мысль: раздел земли между сыновьями (так называемый "лествичный" порядок престолонаследия) стал роковой ошибкой, которая привела к будущим междоусобицам и распаду единого государства.
---
Разбор художественных особенностей и исторического контекста:
· Историческая точность: Все перечисленные заслуги Ярослава полностью соответствуют историческим фактам. Эпоха Ярослава Мудрого — "золотой век" Киевской Руси.
· Контраст с предшественниками: Автор намеренно противопоставляет Ярослава другим князьям. Его слава — не в военной добыче (как у Олега или Святослава), а в "добрых делах": законотворчестве, строительстве, просвещении.
· Дипломатия вместо войны: Особо отмечен мирный характер отношений с Византией, что было редкостью для предыдущих правителей.
· Трагическая ирония: Заключительный катрен содержит глубокую историческую прозорливость. Ярослав, призывавший сыновей к миру, сам своей волей заложил мину замедленного действия под здание собственного государства. Его попытка упорядочить престолонаследие с помощью "лествичного права" на практике привела к кровавой эпохе феодальной раздробленности.
В итоге, это стихотворение — идеальный эпилог ко всему циклу. Оно подводит итог целой эпохе: от основания государства Рюриком и Олегом, через междоусобицы и крещение при Владимире, к наивысшему расцвету при Ярославе. И одновременно оно мудро указывает на причину будущего упадка, завершая повествование на пророческой и несколько печальной ноте. Это блестящий исторический анализ, изложенный в поэтической форме.
Татьяна Сыроежина 19.09.2025 16:00 Заявить о нарушении