Левая рука знает, что творит правая

     Евгений Назарович Рожков один из немногих художников, кому церковь разрешила писать иконы и картины православной тематики.  Но к этому творчеству он пришёл не сразу…
     Рос он в многодетной семье. Жили очень бедно.  Умение рисовать проявилось рано, и уже в десять лет мальчик пользовался своей способностью для заработка. В ту пору ковры на стене, да и вообще в доме, были большой редкостью даже в городе, а в деревне и подавно. Вот, учитывая веянье моды, вместе с друзьями он придумал, как принося людям радость, помочь семье материально. Мальчишки садились на велосипеды и ехали в ближайшие деревни, где договаривались, что за небольшую плату их друг Женя нарисует для дома картину. Заказчики давали юному художнику белую простыню, которую он грунтовал кислым молоком и натирал чесноком. После подготовительной процедуры рисовал то, что его просили. Получалось милое произведение, которое называли ковром и вывешивали в доме на самом видном месте.
      Во время Великой Отечественной войны он рисовал портреты своих однополчан, и они отсылали их родным. Однажды, рисуя очередной портрет, солдат Рожков был ранен в плечо правой руки. Врачи хотели провести ампутацию, но художнику легче было умереть, чем потерять руку. Возможно, так бы оно и случилось (началось заражение), но на его счастье (или по божьей милости) в госпиталь как раз приехал академик, известный хирург Вишневский. Он сумел спасти руку солдату-художнику, но резекцию плечевого сустава с удалением половины лопатки всё-таки пришлось сделать. Теперь роль правого плеча стала играть левая рука. Маэстро фиксировал ею правую руку в районе кисти и по двенадцать часов в сутки творил… он, наверное, единственный человек в мире, у которого левая рука знала, что творит правая.
      После войны Евгений Назарович приехал в Минск. Начал работать в Центральных художественно-оформительских мастерских. Писал плакаты, картины, пейзажи, портреты учёных, композиторов. Писателей, ударников и членов Политбюро.
      Желание писать иконы пришло само собой. Наверное, роль сыграл тот факт, что вырос молодой человек в религиозной семье. Однако, чтоб заняться этим делом, он испросил разрешения у церкви. Постился, исповедовался у батюшки, обязательно ежемесячно причащался…
      Художник уже ушёл из жизни. В 2002 году жена в подарок мужу издала его именной каталог «IКАНАПIС. ЖЫВАПIС». Его иконы есть в ближнем и дальнем зарубежье, в частных коллекциях. Заказывали их и многие православные храмы Беларуси. Я всегда отличаю их от других икон и при этом вспоминаю слова моего героя, что когда он садиться писать, то становится совсем другим человеком. Сами же произведения, когда на них смотришь, как бы оживают, поэтому и воспринимаются окружающими по-особому.
                «НЖ» 1995 год, дополнения 2013 год (эта статья перепечатана многими белорусскими изданиями).

 На аватаре картины мастера:
 1. Репродукция картины из каталога. Такое же полотно "Нерукотворный образ спасителя на Убрусе" мастер специально написал и лично подарил мне.
    Данная икона – основоположница всего православного иконопочитания. А появилась она так:
    Когда-то больной проказой хозяин послал своего художника к Иисусу попросить, чтобы тот пришёл и исцелил его, а если не получится  придти, то чтобы подданный написал его портрет и принёс измученному. Христос был окружён огромной толпой людей и посланец не смог к нему пробиться. Тогда он взялся за краски. Христос заметил его старания и подал знак остановиться: сам же взял убрус промокнул им своё лицо, которое специально для этого действия ополоснул водой, и отдал живописцу. Последний увидел, что на плате отпечатался лик Христа. Он принёс дар хозяину и тот, обтерев полотном своё тело, излечился от недуга. Лик при этом не исчез...
 2. Моление о Чаше. Ещё эту картину называют "Гефсиманское моление", так как Иисус Христос сотворил молитву о спасении душ людских в Гефсиманском саду.  Как утверждают христианские богословы, что это глас является выражением двух волей Христа – Божественной и человеческой.
 3. Праздники Господень. 
               


Рецензии