Творчество Евгения Запяткина. Ученический реферат

Прямая связь

Творчество Евгения Запяткина

Литературный праздник

Литературоведческая секция

Средняя школа № 19

г. Балаково

1984 г.


В одном из своих стихотворений Евгений Запяткин написал:

Мой брат меня услышит, он ответит:
Нужна прямая связь не только мне,
Покуда над землёю солнце светит,
Покуда люди – братья на земле.

Думается, что главная особенность творчества Е. Запяткина –  прямая связь с современной жизнью, включающей в себя и воспоминания о прошлом, и живое участие в настоящем, и проницательный взгляд в будущее с земли, которая зовётся Россией.
У этого поэта, любимого нами, очень большой охват тем – начиная от гражданской и кончая интимной. После прочтения его стихов остаётся уверенность в том, что это нам интересно, нужно, в этом есть черты, которые отличают Е. Запяткина от других поэтов. У него своя интонация, свой голос:

Возьмите мои янтари, ларцы
И золото алтарей.
Мне лучше смотреть, как любят скворцы
Миграцию снегирей.

Как раз в марте исполняется 14 лет, когда к Е. Запяткину впервые пришло вдохновение, выразившееся в неприхотливых строчках:

Весна – это лучшее время года,
Весна – это символ красивых цветов.
Весной пробуждается вся природа,
Весной зацветают гектары садов.

Тогда Е. Запяткин учился в восьмом классе и ощутил необъяснимую тягу выразить свои чувства и мысли в стихах. Сидел по вечерам в тесной комнатке и сочинял, и сочинял.
По признанию поэта, стихи не давали покоя даже на уроках, когда воображение уносило его в неведомый мир. И уже за два года «приобретения писательских навыков» было исписано несколько общих тетрадей, которые поэт впоследствии сжёг и теперь жалеет об этом.
Ещё тогда пусть неумело, но старательно ученик-стихотворец говорил о мире, России, дружбе, любви, природе, назначении поэта и поэзии. Кстати, тема мира стала сквозной в его творчестве. Будет мир – жизнь продлится.

Наше время кремлёвский колокол
Отбивает под звёздным пологом,
Дабы знать: наше время нам дорого!
Смерть для всех. Я её не трушу.
Стало помнить сильнее, лучше
Сердце, рвущееся наружу!

Е. Запяткин родился 24 октября 1954 года в городе Петровске Саратовской области. Он был вторым и последним сыном у любящей матери, которая, к горькому сожалению ушла из жизни, когда ей было всего 34 года. Этот святой образ никогда не покидает сердце поэта:

Мне верных чувств не занимать,
Но некому слать телеграмму.
Когда я слышу слово «мать»,
Я как живую вижу маму…

И вспоминается про то,
Как, оставляя всю зарплату,
Купила зимние пальто,
Чтоб без обиды, мне и брату.

Сын помнит заводские будни матери, особые случаи, когда она приносила домой грамоты за добросовестный труд.
Отец работал фельдшером, иногда брал с собой на несколько дней младшего сына в какую-нибудь отдалённую деревню.
1964 год стал переломным в судьбе Е. Запяткина. После смерти матери мальчика оформили в местную необычную школу, а озорники с соседней улицы тогда же окрестили обидным словом «детдомовец». Школа-интернат помогла стать, вернее, сделала Е. Запяткина за восемь лет обучения человеком добросовестным, отзывчивым, целеустремлённым, готовым преодолевать любые трудности.
Вряд ли стоит говорить особо о школьном периоде его творчества: это была пора ученичества, накопления материала. В этом ещё не было ничего литературного.
А первый литературный шаг Е. Запяткиным был сделан тогда, когда в казахстанской районной газете «За изобилие» напечатали его стихотворения, их было пять. Это произошло в 1974 году. Е. Запяткин в должности заместителя командира взвода ракетного полка и в звании сержанта уже заканчивал армейскую службу. В опубликованных стихах сказаны проникновенные слова о родине, мире, природе, дружбе, памяти о павших.

Придите в лес весеннею порой,
Прислушайтесь к природе многоликой:
Наполненная трелью озорной,
Она предстанет песнею великой.

… А весна продолжает вволю
Песню петь под качание лип –
За здоровье тех, кто болен,
За бессмертие тех, кто погиб.

А потом, в течение шести лет, Е. Запяткин обучался в Саратовском государственном университете на филологическом факультете. И четыре года… не писал стихов. Ему уже думалось, что он отказался от творчества навсегда. Но природные способности плюс университетская подготовка вернули его к поэзии.
Новые стихи поэта, резко отличающиеся по содержанию и использованию языковых средств от «школьных» и «армейских», публикуются в университетской газете «Ленинский путь», в петровской – «Ленинец», в областной  «Заря молодёжи».
Поэтические строки стали трогательнее, их течение непринуждённее:

Не дав во сне забыться чудо-полю,
Раскрылось синим небо поутру.
Подснежник за ночь выбрался на волю
И съёжился, продрогший, на ветру.

В 1980 году поэт участвовал в своём первом литературном семинаре писателей Нижней Волги, который проходил в Волгограде, а через год – в таком же семинаре в Саратове. И там его творчество получило высокую оценку.
Творческому взрослению Е. Запяткина как поэта способствовало и участие его в работе саратовского областного литобъединения «Молодые голоса».  То, что волновало поэта, наиболее полно выразилось в стихотворении «Чужие люди», где есть такие строки:

Я берегу тепло руки –
Протянутой от сердца длани –
Не потому, что земляки,
А потому, что мы – земляне.

Я груз тащу. Кричу буксир.
От напряженья рвутся жилы.
Чужие люди! Рухнет мир,
Когда вы станете чужими.

И вот нам отрадно отметить, что литературная деятельность Е. Запяткина в восьмидесятые годы связана с  городом Балаково. Отсюда посланы стихи, которые были опубликованы в «Комсомольской правде» и «Учительской газете».
Вполне естественно, что поэт обращается к делам нашего города, продолжает писать поэму о Балакове, говорит о влиянии на его поэтическую душу великой Волги:

Кланяюсь тебе, родная мать,
И тебе, родной отец, спасибо,
Что на Главной улице России
Мне случилось нынче проживать.

Е. Запяткин в этой поэме немало посвящает строк  истории нашего города:

И звала плесканьем волжская вода,
Ублажая всех и вся,  – разноязыко.
И однажды чудодейственно возникла
На бурлацком переходе слобода.

Город будущий был мал, но многолик,
Принимался он то окать, а то акать.
И назвался он от русского «балакать»,
А возможно – от татарского «балык».

Поэма полна размышлениями «о времени и о себе», огромным желанием жить без войны:

Пусть и в мыслях сохранится эта ширь.
Мне плевать, что жить я вечно не могу,
Был бы после моей смерти вечный мир
И на левом, и на правом берегу!

Мы несколько раз встречались с Е. Запяткиным. И каждая встреча наполняла нас радостью, возвышенными чувствами. Поэт со свойственной ему находчивостью и остроумием отвечает на любые вопросы, безотказен в предоставлении нам своих произведений. А их у него – сотни! Только нам приходилось листать большую общую тетрадь под номером 21. А в каждой тетради – не менее 150 стихотворений!
Мы спросили, какое произведение для поэта самое  дорогое, лучшее, что ли? Но он так нам ничего определённого не сказал. Многое ему хочется изменить, переиначить или вообще уничтожить. В этом, наверное, желание Е. Запяткина постоянно оттачивать стихотворный язык, избавляться от лишних слов и оборотов, чтобы «словам было тесно, а мыслям – просторно» (Н. Некрасов).
У Е. Запяткина есть, разумеется, духовные наставники, поэты, которые так или иначе повлияли на его творчество – среди них Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Борис Пастернак, Леонид Мартынов, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Бэла Ахмадулина. Но Е. Запяткин им слепо не следует, он создаёт свой поэтический мир, говоря об этом так:

Нам во всём вторичность угрожает,
Копию выводит наш резец.
Пушкин – не пример для подражанья,
А непревзойдённый образец.

Большая часть стихов Е. Запяткина не фотографирует действительность, а осмысливает её. Он по-своему подходит к понятию «родина». Чтобы подтвердить эту мысль, необходимо привести целиком хотя бы одно стихотворение. «Земля на копытах»  – так оно называется:

Выберу выносливую лошадь,
Дам большую порцию овса.
На пути – берёзовые рощи,
А потом – дубовые леса.

Гриву расчешу, поглажу шею,
За ухо подёргаю шутя,
Ибо всем хорошим отношеньем
К людям я обязан лошадям.

Мне любая лошадь не чужая.
Не пущу притворную слезу,
Так как целиком я отражаюсь
В лошадином выпуклом глазу.

Гей! На всю откроются ворота,
Сдует пешеходов с мостовой.
Пусть во мне увидят Дон Кихота,
Дон Кихот был всадник с головой.

Будто новоявленные слёзы,
На берёзах почки задрожат.
Не успеют кончиться берёзы,
Как уже начнётся листопад.

И остановиться, оглянуться
Надо бы, да заняты глаза.
Будут до весны-красны тянуться
Голые дубовые леса.

Если целый день во рту ни крошки,
Я тоской по дому буду сыт
И родную землю на ладошку
Соскребу с пораненных копыт.

Зацелуют девицы, быть может,
И чужой обнимет, словно брат.
Даже если околеет лошадь,
Всё равно пешком уйду назад.

Без России поэзия Е. Запяткина не представима. Его чувства к земле русского народа нежны, естественны, как чувства сына к матери:

Пусть и чувства мои,
С твоим образом дивным связуясь,
Будут жаром пылать,
Как пылал первородный Везувий.

Я тебе посвящаю
Моих рук волдыри и мозоли,
Что набились за Павку,
За Лазо, за Зорге, за Зою!

Это мало, конечно.
Может, этого ты не заметишь.
Но я горд потому,
Что не смею отдать тебе меньше.

Эти строки из стихотворения «Посвящение», в котором поэт до предела откровенен и чист перед родиной душой.
Для нас творчество Е. Запяткина в основе своей понятно: поэт стремится к простоте мысли, избегает необоснованных сложностей. Правда, иногда встречаются строки, насыщенные метафорами, аллитерациями, и мы их понимаем после объяснений самого поэта. А так даже интереснее. Есть, над чем думать, в чём кропотливо разбираться.
Е. Запяткин не отказывает и наши просьбам читать стихи на уроках литературы. Непрерывное общение с поэтом многое нам даёт. Пожалуй, среди нас не найдётся ни одного, кто бы не любил не только нашего поэта-учителя, но и поэзию в широком смысле этого слова.

4 марта 1984 г.


Рецензии