Советская власть в Гуляй поле
Совет забрал деньги в банках и передал их в сиротские приюты, он так же организовал три средние школы, фельдшерские курсы и несколько госпиталей, наладил прямой товарообмен с городами России, махновцы посылали рабочим продукты, а те расплачивались товарами и оружием.
Гуляйпольский Совет приказал владельцам предприятий существенно увеличить заработную плату рабочих и улучшить общие условия труда. Он принял решение обложить местную буржуазию контрибуцией и налогами. Промышленная буржуазия 1-го разряда была обязана отдать махновцам 25 тыс. рублей, 2-го - 15 тыс. и 3-го разряда - 10 тыс. рублей.
Перераспределение земли и эти налоги вызвали конфликты, «черная гвардия» разоружала протестующих и отбирала деньги у тех, кто не хотел платить добровольно. Специальная комиссия по помощи малообеспеченным гражданам занималась перераспределением этих денег. К ней мог обратиться любой человек, но получал помощь только тот, кто мог убедительно доказать собственные материальные затруднения (чаще всего это делалось документально). Максимальная разовая помощь достигала 1500 рублей, на такие деньги целая семья могла неплохо существовать в течение нескольких месяцев. Махновцы решили даже проблему безработицы, вместо увольнения «лишних» работников предприятия сокращали продолжительность рабочего времени.
По сути гуляйпольцы на практике ввели рыночный социализм:
1. Рабочий контроль над производством;
2. Уравнивание заработной платы как первый шаг к социальному равенству;
3. Ликвидацию наемного труда;
4. Ликвидацию частной собственности на землю и уравнительно-трудовое ее распределение;
5. Добровольную организацию инициативного меньшинства населения в коммунистические хозяйства.
С октября 1918 г. после восстановления советской власти в Гуляйполе на контролируемых махновцами территориях начали созываться съезды крестьян, рабочих и повстанцев, выполнявшие роль высших законодательных органов в «махновской республике». С января по ноябрь 1919 г. состоялись 4 таких съезда. Согласно их решениям махновцы не допустили к себе продразверстку и не позволили насильственно создавать колхозы, ввели в своих войсках выборность командиров, разоружили отдел ЧК в Бердянске, создали многопартийную систему, включавшую в себя только левые партии. Выступили против диктатуры пролетариата, за власть Советов - без большевиков.
Конечно, советская власть, даже без большевиков, это не безвластное общество, о котором мечтал Кропоткин. Но практика показала, что в реальности, а не на бумаге по-другому не получается. То, что сделали махновцы, работало. Они продолжали практику прямого обменов товарами с городом. Так, они выменяли на трофейный уголь 1 млн патронов у рабочих Луганска.
10 апреля 1919 г. Третий районный съезд фронтовиков-повстанцев, рабочих и крестьянских Советов выдвинул требования к украинскому правительству большевиков провести свободные выборы на все гражданские посты, наладить постоянный товарообмен между городом и деревней и заменить частную торговлю потребительской кооперацией.
Потребительские кооперативы занимались закупкой товаров и затем передавали их своим членам по цене приобретения. Система была популярна и временами охватывала сотни тысяч человек. Но она оказывалась конкурентом для частной и государственной торговли, - царское, а затем и большевистское правительство ее притесняли, вплоть до арестов руководителей кооперативов.
В начале июня 1919 г. Гуляйпольский район был разгромлен красными, а затем захвачен белыми. Вновь он становится свободным через 4 месяца.
Осенью 1919 г., когда Махновия превышала по размерам Бельгию и Голландию вместе взятые, главным органом власти стал Реввоенсовет Революционной повстанческой армии. Для обеспечения средствами строительства вольного общества он предложил трудящимся самим добровольно платить налоги. Это называлось самообложение. Были введены даже собственные деньги, названные ревами, 1 рев = 50 рублям.
Свидетельство о публикации №120021706877