Свадебное путешествие
31 августа 1986 года в Цемесской бухте близ Новороссийска затонул круизный лайнер «Адмирал Нахимов». На борту было 1243 пасспжира. Погибло 423 человека. Произошла катастрофа, которую впоследствии стали называть «советским Титаником».
Отгремела и откричала свадьба. И мы с моей уже законной женой Юлькой получили на время до отъезда в свадебное путешествие апартаменты – квартиру моего старшего брата. Проснулись поздно и тут же начали обсуждать подробности нашего путешествия – ведь вчера в качестве подарка родители подарили путёвку в круиз по Чёрному морю, а обсудить подробности поездки естественно было некогда.
– Ну, включи фонари – обняв меня за шею, попросила Юля.
– Рассказываю: – Одесса, отправление 29 августа1986 года в 20-00 на белоснежном океанском лайнере «Адмирал Нахимов», заход в порты: Ялта, Новороссийск, Сочи, Батуми и обратно Сочи. Утром 6 сентября мы вновь в Одессе. Всё понятно? Так что в пятницу мы должны быть в Одессе.
Уже провожая нас в вагон поезда, папа дал конверт с адресом своего институтского сокашника Николая Ивановича – мало ли что.
Наша каюта справа по борту на верхней палубе. Из каюты почти не выходили. Сами понимаете. Только в Ялте погуляли по набережной. В Новороссийск пришли в 2 часа дня. Прошлись по набережной и искупались на Центральном пляже. В 10 вечера буксир "Беспощадный" отвёл от причала сияющий весь в огнях и с открытыми иллюминаторами пароход «Адмирал Нахимов». Было около 23 часов, и мы уже собирались ко сну (Юля была в ночной рубашке, а я в майке и джинсах), когда судно сотряс сильнейший удар. Руководствуясь каким-то животным инстинктом, предварительно на ходу надевая спасательные жилеты, мы буквально в мгновенье выбежали из каюты. Увидели, что ситуация критическая. После столкновения с каким-то судном пароход погружался настолько быстро, что до воды было уже совсем близко. В добавок ко всему погасло освещение. Мы взялись за руки. зажмурились и прыгнули в пучину неизвестности. Сначала надо было как можно дальше отплыть от тонущего корабля, чтобы не затянуло в воронку. Из всего нашего добра остались одни паспорта, поскольку я не вынимал их из кармана во время всей поездки. Когда опасность вроде миновала, огляделись. С одной стороны полная тьма, а с другой виднеются далёкие огни Новороссийска. Ясно, что надо плыть в ту сторону. Хорошо хоть море было по-летнему тёплым, но всё равно пробирала дрожь толи от воды, толи от нервного напряжения.
Так что же случилось в конце концов – задали мы взглядами друг другу немой вопрос.
А случилось вот что.
Очередным портом захода значился Сочи. Погода в ту летнюю ночь стояла прекрасная: спокойное море, лёгкий ветерок и хорошая видимость.. В это же время к Новороссийску приближался следовавший из Канады сухогруз «Петр Васев», груженный почти 30 тысячами тонн канадского овса. Командовал им капитан Виктор Ткаченко.
В 23.00 «Адмирал Нахимов» лёг на курс. Капитан Марков проинструктировал вахтенного помощника и спустился с мостика в каюту. На теплоходе «Петр Васев» вахтенный получил информацию о курсе «Адмирала Нахимова» и просьбу пропустить его. Капитан Ткаченко, выслушав информацию, дал подтверждение, что готов пропустить лайнер. А уже через двенадцать минут, в 23-12, произошла трагедия — суда столкнулись почти под прямым углом.
Удар был нанесён в правый борт «Нахимова». Площадь пробоины составила 84 кв. м. Спустя восемь минут в 23-20 судно легло на правый борт и затонуло. Открытые иллюминаторы (их насчитали около 90) вблизи ватерлинии, а также незадраенные двери в водонепроницаемых переборках (которые перед выходом из порта должны были закрыть), способствовали нарушению герметизации отсеков. В помещения хлынули тысячи тонн забортной воды, и теплоход стремительно ушёл под воду. Даже «Титаник» с сильно повреждённым корпусом продержался на плаву около трёх часов. Наш же советский «Титаник» утонул за восемь минут.
Катастрофа произошла в 15 километрах от порта Новороссийск, на расстоянии трёх с половиной километров от берега.
Всего, по официальной версии, в результате катастрофы погибло 423 человека (359 пассажиров и 64 члена экипажа).
А теперь вернёмся. к нашим молодожёнам, которые плывут в сторону Новороссийска. Через минут 15 начали к месту катастрофы подходить спасательные суда. Первыми прибыли портовые буксиры. Нам повезло – один из буксиров под названием «Титан» подошёл и взял нас на борт.
Мы были в синей краске. Нам пояснили, что это упали в море с борта банки с краской. В машинном отделении нас оттирали от краски соляркой, Затем отвели в душ, Меня нарядили в матросскую робу, а дрожащей от холода Юле нашли халат и дали одеяло. Спасибо команде, помогали, как могли. Затем всех, кого подобрали, перевели на другое судно для доставки в порт.
На берегу прямо у причала за канцелярским столом сидел человек в форме и аккуратно записывал в журнал имена всех спасённых. Это было необходимо для составления списков погибших и выживших. До утра потолкались в порту. Когда прошёл первый шок, и мы немного успокоились, возник естественный вопрос – что делать дальше? Мнение оказалось единым – свадебное путешествие необходимо продолжить. Ведь не даром говорят, что «снаряды в одну воронку дважды не падают! »
Нашли дежурного по вокзалу, попросили выдать дубликат наших билетов и отправить нас в такой же круиз ближайшим рейсом. Дежурный задал лишь единственный вопрос: – хоть какие-то документы сохранились? Я показал подмоченные наши паспорта.
Днём дали телеграмму родителям, получили перевод и всё же продолжили круиз, считая, что бомба в одну воронку два раза не попадает.
А какова же судьба капитанов судов Маркова и Ткаченко?
Согласно официальному заключению, причиной трагедии стали неверные действия капитанов обоих судов. Халатность имела место. Однако, как выяснилось позже, капитаны стали лишь козлами отпущения. Ведь на самом деле столкновение судов было спровоцировано,
Суд состоялся в марте 1987 года В заключительном слове старший помощник Генерального прокурора СССР Лев Баранов запросил для Ткаченко 15 лет заключения, для Маркова — 13. Обоим дали по 15 лет
Вадим Марков был освобождён по амнистии в 1992 году, Вернулся в Черноморское пароходство – капитаном-наставником по пассажирскому флоту. В 2007 году он умер от онкологического заболевания.
Виктор Ткаченко вышел из тюрьмы приблизительно в то же время. Был помощником капитана на разных судах. В Одессе жить не смог, и через несколько лет вместе с семьёй эмигрировал в Израиль. В 2003 году на собственной яхте он вышел из Бостона, пытаясь пересечь Атлантику, и погиб у канадского острова Ньюфаундленд. По роковому стечению обстоятельств, именно из Канады вышел в тот трагический рейс сухогруз " Пётр Васев".
P. S. Рассказ на основе реальных событий, происшедших с младшим сыном моего коллеги.
Свидетельство о публикации №120021609988
