Поэма о Светлом Боге Кут

Юго-запад России и мамонты, где сегодня растёт виноград, возможно ли это себе представить сегодня? Моя земля, моё тело, моя душа - воздух, учение Небес и, прочая и прочая, перевернулись в сознании, когда я посетил музей-стоянку древнего человека на Брянщине: Погарский р-н, с. Юдиново. Единственная в мире, даже не Европе - открыта жилая площадка поселения с хозяйственными ямами и остатками четырех округлых жилищ-яранг из костей мамонта, построенных древними людьми около 15 тыс. лет назад. Известны палеоантропологические находки: дистальный конец плечевой кости человека, три молочных зуба, принадлежавших трём разным индивидам тимоновско-юдиновской верхнепалеолитической культуры (15—12 тыс. л. н.), ну и всё остальное есть в сети общего пользования… И там, на стене музея висит эта картина - у костра на фоне древних жилищ из костей мамонтов запечатлены какие-то люди... Я долго разглядывал своих пращуров кисти современника, мысленно переносился в жизнь и быт тысячелетней давности. Древняя улица находится на глубине около 3 метров под слоем песка. Каменный век закончился, потому что кончились камни? Пять лет назад к селу не было дороги (не знаю как сейчас), помню, ехал по щебню вёрст 15, а музей сделали сами местные жители за счёт доли средств от сметы колхозного коровника, да собственными силами и руками шабашников. Вот откуда надо бы начинать писать преамбулу Конституции России русским языком...

Написал за Зуб и Кут я,
да за Кут у Бобыля…
Предположим, сам якут я,
в вечном холоде Земля.

Предположим, нет надела
(или вся земля моя),
и я в чуме - очумело:
"Дайте боги мне огня! "
Тру я палочку, стараюсь.
Сам себя в картину ту,
помещаю и играюсь.
Дую-дую в бересту!

Я в яранге или в юрте,
и уже пошёл дымок.
Вы глаза на миг зажмурьте,
Бах! И вам поможет Бог.

…Перенёсся на Десну я,
в славном городе Погар,
и ловлю там на блесну я,
и в душе моей пожар.
Потому что только-только,
ко мне мамонт заходил,
и спросил, а время сколько?
Бандерольку заносил…

Как на Судости в Купало,
когда Солнца было три,
с Неба радуга упала,
к ним пришли богатыри...

…Камни кончились и вот,
Вам - приветом пламенным
обращаются в народ.
Век кирдык их, каменный…

…У костра сидят якуты,
что-то варят и пекут.
Побожись, что никому ты,
не расскажешь слова кут.
Может это алеуты?
Шкуры, отблески огня…
На мозги шальные путы.
Снова плоская земля.
Всё что в памяти осталось,
это стрелы, копья, лук…
На моей земле б, казалось…
Удивление, испуг?

…А к себе как воротишься,
вон из памяти - долой!
К небу руки! Побожишься.
След посыпали золой…

В решете ли расплескалось,
не туда ли сунул нос?
Не меня оно касалось…
Только нёс и не донёс.

…Я ведь слова кут не знаю,
как закутаюсь под час,
вспоминаю, замерзаю,
и твержу который раз:
глаз нормальный и не узкий,
а что чёрный, так немыт.
Говорили мы по-русски.
Закопчён и весь их быт.

Была б чага по ногате…
Что-то вспомнилось за чаг…
Да за печь что в нашей хате.
Луч от солнца - на очаг
проникает - в этом свете,
в этом лучике - пылинки,
появились в свете - дети,
сразу обе половинки…

Что же значит, люди, кут?
Ходит кругом голова.
Вас, к примеру - упекут.
Вспоминаю все слова.
Дело ясное - в кутузку.
А вот если допекут,
доведут вас, россияне,
и в горшочке запекут,
и отварят кутию…
и отлают, и по-русски,
в три души как воссияют,
да отправят к житию…

…Печь, кутузка и похлёбка,
и к чертям три раза сплюну,
вот и первая поклёвка!
Всё что знал уже забуду,
пусть не сразу, а в закуту
(или стайку, или пуню),
на консервы не закрутят
приведут в жыдо-коммуну
без культуры и традиций,
без обычаев от предков,
на насесте глупой птицей,
стану я дебилом редким,
окажусь скотом обычным,
и домашним на убой,
а хоть дико-горемычным
без ума, само собой.

…Вот и стал читать я книжки,
что ж такое, этот кут?
А с дурной тому, привычки
ведь плохим не назовут:
"кутень клык" и "угол глаза",
Домовые, где живут.
А девчонки и мальчишки,
свои зубы отдают.
Попадают в норку мышке,
чтоб большой и вырос сразу,
Он хороший - это точно.
Если выпал зуб молочный.

…Потому и "кутний зуб",
потому и "кутень клык",
род мужской он, что и дуб,
говорил мне их язык.
Язык книжников, пожалуй,
не от мира он, сего.
Вот и стал я, мал по малу,
изучать свой старый дом...

...Дом, в котором мы живём,
пятистенок - сруб, полати,
как обычно в русской хате
что зовут ещё избой...
А за печкой, тоже русской,
притулился на постой,
а глазёнки, узки-узки…
Кут, ребята, не изгой?
...Пол - обычный из досок.
Справа печь "горит огнём",
"Красный угол" в искосок,
вот и всё, что есть о нём...

…Ну не клеится он в угол.
И не кинуть зубик в "кут".
Не окошко, не фрамуга,
Ну и, явно - не якут.
Есть немного с Чингисхана
(а когда ломает прут),
и чуток от Казахстана
(воз истории сопрут),
и ещё от Мономаха
(кому шапка тяжела),
краше всех - Лениниана!
Что себя не изжила
с ранних пор палеолита
век их каменный до нас
докатился с мезолита,
белый свет чтоб не погас…

…Будет ласковая сказка,
будут баюшки-баю,
закрывайте детки глазки,
не ложитесь на краю!
…За "Oculum pro oculo",
за "Всевидящее Око",
и какие там акулы,
у Садко на дне глубоком…

…Ах, какие камни были!
И как кончились они,
с того века столько пыли
в наше время нанесли.
Пролетали мимо годы,
и не ведая греха,
жили-были скотоводы,
но пока без пастуха.
И ютились они в юрте,
и стада у них паслись,
все якуты были тюрки,
в папу с мамой удались.
И охотиться любили,
одевались все в меха,
им шаманы в бубен били,
назывались те - "саха".
Но не путать словом "юра",
те кормились от земли,
и по статусу "де-юре"
жили-были от сохи…
И пахали землю свято,
ведь у них была "соха".
Новорусские ребята
крыши крыли в "лемеха".
Лемехами пластовали,
лемехами дули в горны,
и плуги себе ковали,
и в любви были упорны.

…Золотой упал не сразу!
Им с небес - сначала меч,
а при нас таки ни разу,
подарили чтобы печь,
или там казан трёхногий,
или плуг чтоб золотой…
…И куда ведут дороги,
сесть подумать головой,
не хватает вечно что-то,
почему назвали - Сах,
может это в честь кого-то?
Тоже самое, что Бах…
А когда дошло до Бахус,
и Небесного Отца,
спохватились за рубаху,
как сменить у молодца?

Вера, братцы, не рубаха.
Не меняется - якут.
Пусть стоит на черепахе.
Пусть как хочешь назовут!
Вот, откуда слово, культ?
Напрягитесь: "От культуры! "
…И ещё макулатуры,
пионеры что сдадут…

Очень правильный завет.
Только всё перевернут.
В слове кут уже ответ.
Сколько тонн при-вол-о-кут?
Ведь от "кут" и Бога ку(ль)т
(их завет читай нарок),
с буквой Я - саха я-кут.
Я, конечно, не пророк,
от такой культуры проку
(если камень это рок),
не пустил бы, ради бога,
Я б такую на порог!

Свет небесный - культа неба
у якута - Светлый Бог.
Это счастье! Я там не был.
Я пишу, понять что смог…

Дар Тенгри дарует Небо,
(по-китайски Хунна - Тянь),
там ярлык дороже хлеба,
а на небо только глянь:

"Бир Тенгри!" и Свет небесный
помогает стать каганом,
человек ты если честный.
Будь, дарует - великаном!

…Выше хлеба только "Кут",
выше кута - лишь сугроб.
Потому, саха - якут,
наш якут не хлебороб…
Он не мог быть хлеборобом!
Как же истина проста.
И не понял он Христа…
А по жизни крышки гроба…

И застыл при той поре.
Не дошли туда с культурой.
Как расскажешь детворе?
Не училка - дура дурой…

…У кагана - дар Тенгри!
Дальше вам уже не верят.
Дальше, что не говори,
по Хуану ли сомбреро,
или шапка чтоб по Сеньке…
Кстати! Мысли и в охапку,
расскажу за эту шапку.
Был в одной я деревеньке…

На Руси осталась… бир-ка,
при рождении на ручку,
а усопшим - под копирку,
на ноге ей будет лучше…
Пусть летит на Небо к Богу.
Попадает в светлый мир.
Там покажет Богу ногу,
за душою имя: "Бир!"

…Я ушёл, окутан тайной,
те же "хата", печка, дом,
три души необычайных:
в "материнской" мы живём,
в "земляной" - то наше тело,
к ним - "воздушная" летела…

А теперь мы всё возьмём,
кверху дном перевернём.

Воз - вернули от казаха!
Холодильник тащим в дом.
В юрте нет того размаха,
а на небе управдом.
У киргиза - "счастье" кут,
у якута и монгола…
Так казахи "круг" зовут.
А совсем не для прикола,
Вас однажды спросит внук:
"Наверху, при всём абсурде,
деревянный остов юрты? "
Вы ответите: "Тундук! "

…Уважением проникшись,
Внук совсем уже поник.
Вечной мудрости постигший:
"Кут и хут - душа-двойник!"

Чтобы в грязь лицом не это,
Вам придётся отвечать:
"Так отец он, или мать?
Ничего нельзя понять".
И опять за всю планету
продолжаете в цитаты,
пролетая времена:
"Жили раньше, чем сарматы!
Гунны-хуны и война...
...Семя жизни, благодать,
а ещё она - харизма! " -
продолжая лепетать...

"То есть, всё-таки, Она?
А не пики коммунизма,
называлась, кут - душа.
Прекратите там читать!"

…Остов юрты с тундуком,
Вам теперь уже не важен,
не прослыть бы дураком
или змеем, но бумажным…

Хорошо есть, "Yйдiн кyты"
(головной такой убор),
не скажи ещё кому ты,
за "казну" и "перебор",
по-казахски это шапка
и закончив разговор…
Голове бывает зябко?
Нахлобучил, весь и спор.

С тайной "кута" за душою,
я внутри её, как будто,
снова стану малышом я.
Великаном стану куту.

В шапке русской и большой,
вижу белых я оленей,
и с широкою душой,
сам до "белого каленья",
до горячки тоже белой,
вижу белый-белый свет…
Наряжают в доме ели,
уже скоро сотню лет.

В чуме свечки догорают.
Крикни: "Ёлочка, гори! "
Нет, ребята, кут не с краю.
Кут, ребята, что внутри!

А укутавшись - не спите,
в синем море кораблём,
белый свет - избороздите.
и сгорите вы огнём…
В паруса вам дует ветер,
тёмной ночью или днём.
Вы всё знаете на свете.
А якут тут... ни причём...

***
...Родны Кут и паруса!
На волне я подымаюсь.
Ближе, ближе небеса!
Тру я палочку, стараюсь.
Сам себя в картину ту,
умещая, удивляюсь.
Дую-дую в бересту!
От любви воспламеняюсь…

Послесловие:

* "Родны Кут" - национальная марка Беларуси, белорусские археологи первыми посетили находку сельчан...
* кут - пространство за печкой, место хозяйки куда следует репяной - молочный зуб, чтобы вырос костяной.
* для древних тюрков обладание верховной властью определялось наличием у кагана дара Тенгри — кут:
«По милости Неба и потому, что у меня самого было счастье (кут), я сел (на царство) каганом»
* Хунну называют Тянь (; название неба или Небес по-китайски) Тенгри.

* Описывая своё путешествие на Волгу в 921—922 гг., Ибн Фадлан писал о кочевых тюрках (огузах):
А если кого-нибудь из них постигает несправедливость или случится с ним что-либо неприятное, он поднимет свою голову к небу и говорит: «Бир тенгри», а это по-тюркски «[клянусь] богом единым», так как «бир» по-тюркски «один»…

* мезолит (средний каменный век) — 12-5 тысяч лет до н. э.
* Археологами установлено, что древний человек заселил Якутию уже в раннем палеолите (от 300 тысяч до 10 тыс. лет назад) в среднем течении реки Лены.

* Якутия - территория проживания народа саха. Русские же называют этот народ якуты, а территорию - Якутия (это русские названия, а саха - самоназвание). Сравни - Иркутск. Слово «саха» якуты переняли у своих предков-тюрков - оно означало веру в вечный Огонь и Свет, которую называли «Сах». Отсюда и самоназвание народа – «саха», то есть люди Света (светлого бога). Слово «Сах» в языках соседних тюркских народов переродилось в «Бах» при том же значении - Свет, светлое начало во Вселенной. Отец Небесный - Бог произносится Бох.

* под Светлым Богом якуты подразумевали бога Тэнгри - главного бога в тюркском язычестве (культ неба и небесного света). В Якутии по сей день есть его последователи - шаманы, отмечаются как национальные тэнгрианские языческие праздники, а православие там тесно переплетено с древними верованиями тэнгрианства.

* казахи называют головной убор «Yйдiн кyты», то есть «кут дома», а перевести точнее: Yйдiн кyты - домашняя бутылка, хатняя бутэлька, домашня пляшка, домашна бутилка…

* Кут - происходит от праслав. k;tъ, от кот. в числе прочего произошли: церк.-слав. к;тъ, укр., белор. кут, болг. кът, сербохорв. ку;т (род. ку;та), словенск. k;;t, чешск. kout, словацк. k;t, польск. k;t (род. п. k;ta), в.-луж., н.-луж. kut. Отсюда ку;тень (род. п. -тня) «клык», укр. ку;тний зуб. Родственно греч. ;;;;;; «угол глаза» - представляется даже пирамида с всевидящим оком…

* Око за око, зуб за зуб - Oculum pro oculo, dentem pro dente (латынь).

* завет читай нарок (наречение, наказ), а нарок - коран (наоборот).

* Казах увёз воз русской истории (А.И. Мусин-Пушкин)

* крыши крыли в "лемеха" - деревянная рус. черепица

* Погар переводится - купало.
* Юдиново на реке Судость...


16.02.2020 г СПб


Рецензии