Пивная на Дерибасовской
А какова же история создания этой песни?
Вглядываясь в текст песни, мы имеем богатый словарный запас, тонкие намёки на события, обстоятельства, нравы еврейской общины Южной Пальмиры, умелое и очень к месту использование простонародных словечек. Автор явно имел широкий кругозор, отлично владел языком и поэтическими приёмами. Стихи были написаны не только талантливым автором, но и очевидно, профессионалом. Текст песни писал настоящий, поэт. И отнюдь не блатной.
По одной из версий ( в частности, устами деятелей москонцерта), автором первоначального текста был Юрий Олеша. Многие мелкие детали песни говорят о дореволюционной эпохе. Точнее даже до начала Первой мировой войны. Но – не раньше 1903 года. Поскольку мелодия танго El Choclo, на которую был положен текст, написал в 1903 году аргентинский композитор Анхель Виллольдо. Юрий Олеша в те годы был ещё гимназистом. А после революции уехал из Одессы, спасаясь от голода.
Зато ещё одна версия ведёт в Ростов. Ушлые одесситы переделали более старую блатную ростовскую песню «На Богатяновской открылася пивная», поменяв ростовскую улицу Богатяновскую на свою Дерибасовскую.
«На Богатяновской открылася пивная, – сообщается в одной из таких песен, – где собиралася компания блатная, Где были девочки Маруся, Роза, Рая. И с ними Костя, Костя-шмаровоз» (текст зафиксирован Абрамом Терцем в его фолклорной публикации). Не правда ли, прелюдии в песнях одинаковы что ростовском, что в одесском вариантах?
Но проверить это оказалось не возможно, поскольку полного ростовского оригинала нет ни у кого из тех, кто продвигал гипотезу о ростовском происхождении песни. Однако одна существенная деталь всё же есть. В одном из вариантов песни есть такие слова:
Арончик был красивый мальчик,
Который ездил побираться в город Нальчик,
И возвращался на машине марки Форда,
Носил костюмы элегантней чем у лорда.
Зачем, спрашивается, одесситу ездить за тридевять земель в город Нальчик, который, кстати, находится не далеко от Ростова.
Очевидно, что Одесса-Мама стырила сюжет песни у Ростова-Папы. Но при этом забыла убрать из текста компромат – город Нальчик.
Так почему же одесский вариант нашёл народное признание, а ростовский нет?
«На Дерибасовской» народ принимал (как и большинство приблатнённого шансона) за настоящую «блатную» песню. А настоящая блатная «Богатяновская» гуляла по тюрьмам, не выходя (как и большинство настоящих блатных песен) в народ.
Кстати, тюрьма (ФКУ СИЗО № 1 ), построенная по указу Екатерине II в 1768 году, действительно находилась на Богатяновской улице в Ростове.
Короче, так и не найдено действительного автора этой песни, а герои, и пивная, и местоположение – все тут условно и вымышлено. Только одна «народная» песенка, которая может поспорить по популярности с «Дерибасовской» появилась в те же самые годы в Одессе. Это «Семь-сорок», дата появления которой задокументрована – 1910 год.
Поэтому приблизительно известно лишь время написания песни – между 1903 и 1910 г. г. Такой вывод сделан в обстоятельном исследовании, представленном на сайте SHIPILOV. COM.
Ниже привожу тот вариант песни, которую мы пели в студенческие годы на границе 50-х – 60-х годов.
На Дерибасовской открылася пивная.
Там собиралася компания блатная.
Бывали девочки: Маруся, Роза, Рая
И с ними лично – Васька – шмаравоз*.
Мы с другом как-то заглянули в ту пивную,
Чтоб посидеть и выпить кружечку – другую,
И полирнуть пивко янтарною таранкой,
И станцевать танго с красивой девочкой маланкой.
Среди девиц блистала Роза с Молдаванки,
Прекрасная, как тая древняя гречанка.
К ней подошёл её всегдашний спутник
Телохранитель – Васька – шмаравоз.
Держа её, как держат ручку у трамвая,
Он ей сказал:- О, моя Роза дорогая!
Я Вас прошу, нет, я Вас просто умоляю,
Сплясать со мною аргентинское танго!
Затем Арончик пригласил её на танец,
Все думали, что он, конечно, иностранец,
Бо пригласил её галантерейно очень,
И посмотрел на шмаравоза между прочим.
Но Роза танцевать с ним не хотела,
Она уж с Ваською порядочно вспотела.
Всё ж улыбнулася в ответ красотка Роза,
И покраснела морда Васьки- шмаравоза.
Предупредил Арона он в изысканной манере:
– Я б вам советовал пришвартоваться к Мери,
А если нет, её подружка Рая
Сидит давно, ангажемента поджидая.
Тут влез в скандал известный маркёр Моня,
О чей хребет сломали кий в кафе «Фанкони»,
Побочный сын мадам Алешкер тёти Песи,
Известной бандерши** красавицы Одессы.
Маркёр был давний кореш Ваське – шмаровозу,
Они сопливыми уже шныряли по Привозу.
Он не хотел, чтобы в прекрасном этом танце
Касались Розы потные ладони иностранца.
Он подошёл к нему походкой пеликана,
Достал визитку из жилетного кармана,
Сказал ему, как говорят поэты:
– Я б вам советовал беречь свои портреты!
Тут завязалась катавасия такая,
Передралася вся компания блатная.
Летели стулья, лопались бокалы,
А у дверей стояли вышибалы.
Маркёру треснули бутылкой по затылку,
Арончику воткнули в спину вилку,
Какой-то хмырь разбил стекло витрины
Под звуки танго из прекрасной Аргентины.
На Аргентину это стало не похоже.
Вдвоём с приятелем мы схлопотали тоже.
И из пивной нас выбросили разом –
Я с шишкою, а он с бланжом под глазом.
Когда мы шумно приземлились на панели,
Арончик полз к побитой Розе еле-еле.
И повторял ей, весь от страсти пламенея:
– Ты всё равно, ты навсегда будешь моею!
*Шмаравоз – сутенёр;
**Бандерша – cодержательница борделя.
P. S. Фото на обложке. Так выглядела Дерибасовская в начале XX века.
Свидетельство о публикации №120021602959