Пивная на Дерибасовской

Ушёл в небытие XX век. Но иногда, когда предаюсь ностальгическим воспоминаниям, всплывает в памяти беззаботная студенческая жизнь, и особенно, работа в колхозах на кукурузе. После ужина собирались и пели под гитару песни Визбора, Клячкина, Лисицы и других бардов, а также блатные песни. Блатной шансон «На Деребасовской открылася пивная» под мелодию аргентинского танго пользовалась у нас особым уважением.
А какова же история создания этой песни? 
Вглядываясь в текст песни, мы имеем богатый словарный запас, тонкие намёки на события, обстоятельства, нравы еврейской общины Южной Пальмиры, умелое и очень к месту использование простонародных словечек. Автор явно имел широкий кругозор, отлично владел языком и поэтическими приёмами. Стихи были написаны не только талантливым автором, но и очевидно, профессионалом. Текст песни писал настоящий, поэт. И отнюдь не блатной. 
По одной из версий ( в частности, устами деятелей москонцерта), автором первоначального текста был Юрий Олеша. Многие мелкие детали песни говорят о дореволюционной эпохе. Точнее даже до начала Первой мировой войны. Но – не раньше 1903 года. Поскольку мелодия танго El Choclo, на которую был положен текст, написал в 1903 году аргентинский композитор Анхель Виллольдо. Юрий Олеша в те годы был ещё гимназистом. А после революции уехал из Одессы, спасаясь от голода. 
Зато ещё одна версия ведёт в Ростов. Ушлые одесситы переделали более старую блатную ростовскую песню «На Богатяновской открылася пивная», поменяв ростовскую улицу Богатяновскую на свою Дерибасовскую. 
«На Богатяновской открылася пивная, – сообщается в одной из таких песен, – где собиралася компания блатная, Где были девочки Маруся, Роза, Рая. И с ними Костя, Костя-шмаровоз» (текст зафиксирован Абрамом Терцем в его фолклорной публикации). Не правда ли, прелюдии в песнях одинаковы что ростовском, что в одесском вариантах? 
Но проверить это оказалось не возможно, поскольку полного ростовского оригинала нет ни у кого из тех, кто продвигал гипотезу о ростовском происхождении песни. Однако одна существенная деталь всё же есть. В одном из вариантов песни есть такие слова: 
Арончик был красивый мальчик, 
Который ездил побираться в город Нальчик, 
И возвращался на машине марки Форда, 
Носил костюмы элегантней чем у лорда. 
Зачем, спрашивается, одесситу ездить за тридевять земель в город Нальчик, который, кстати, находится не далеко от Ростова. 
Очевидно, что Одесса-Мама стырила сюжет песни у Ростова-Папы. Но при этом забыла убрать из текста компромат – город Нальчик. 
Так почему же одесский вариант нашёл народное признание, а ростовский нет? 
«На Дерибасовской» народ принимал (как и большинство приблатнённого шансона) за настоящую «блатную» песню. А настоящая блатная «Богатяновская» гуляла по тюрьмам, не выходя (как и большинство настоящих блатных песен) в народ. 
Кстати, тюрьма (ФКУ СИЗО № 1 ), построенная по указу Екатерине II в 1768 году, действительно находилась на Богатяновской улице в Ростове. 
Короче, так и не найдено действительного автора этой песни, а герои, и пивная, и местоположение – все тут условно и вымышлено. Только одна «народная» песенка, которая может поспорить по популярности с «Дерибасовской» появилась в те же самые годы в Одессе. Это «Семь-сорок», дата появления которой задокументрована – 1910 год. 
Поэтому приблизительно известно лишь время написания песни – между 1903 и 1910 г. г. Такой вывод сделан в обстоятельном исследовании, представленном на сайте SHIPILOV. COM. 
Ниже привожу тот вариант песни, которую мы пели в студенческие годы на границе 50-х – 60-х годов. 
На Дерибасовской открылася пивная. 
Там собиралася компания блатная. 
Бывали девочки: Маруся, Роза, Рая 
И с ними лично – Васька – шмаравоз*. 
 
Мы с другом как-то заглянули в ту пивную, 
Чтоб посидеть и выпить кружечку – другую, 
И полирнуть пивко янтарною таранкой, 
И станцевать танго с красивой девочкой маланкой. 
 
Среди девиц блистала Роза с Молдаванки, 
Прекрасная, как тая древняя гречанка. 
К ней подошёл её всегдашний спутник 
Телохранитель – Васька – шмаравоз. 
 
Держа её, как держат ручку у трамвая, 
Он ей сказал:- О, моя Роза дорогая! 
Я Вас прошу, нет, я Вас просто умоляю, 
Сплясать со мною аргентинское танго! 
 
Затем Арончик пригласил её на танец, 
Все думали, что он, конечно, иностранец, 
Бо пригласил её галантерейно очень, 
И посмотрел на шмаравоза между прочим. 
 
Но Роза танцевать с ним не хотела, 
Она уж с Ваською порядочно вспотела. 
Всё ж улыбнулася в ответ красотка Роза, 
И покраснела морда Васьки- шмаравоза. 
 
Предупредил Арона он в изысканной манере: 
– Я б вам советовал пришвартоваться к Мери, 
А если нет, её подружка Рая 
Сидит давно, ангажемента поджидая. 
 
Тут влез в скандал известный маркёр Моня, 
О чей хребет сломали кий в кафе «Фанкони», 
Побочный сын мадам Алешкер тёти Песи, 
Известной бандерши** красавицы Одессы. 
 
Маркёр был давний кореш Ваське – шмаровозу, 
Они сопливыми уже шныряли по Привозу. 
Он не хотел, чтобы в прекрасном этом танце 
Касались Розы потные ладони иностранца. 
 
Он подошёл к нему походкой пеликана, 
Достал визитку из жилетного кармана, 
Сказал ему, как говорят поэты: 
– Я б вам советовал беречь свои портреты! 
 
Тут завязалась катавасия такая, 
Передралася вся компания блатная. 
Летели стулья, лопались бокалы, 
А у дверей стояли вышибалы. 
 
Маркёру треснули бутылкой по затылку, 
Арончику воткнули в спину вилку, 
Какой-то хмырь разбил стекло витрины 
Под звуки танго из прекрасной Аргентины. 
 
На Аргентину это стало не похоже. 
Вдвоём с приятелем мы схлопотали тоже. 
И из пивной нас выбросили разом – 
Я с шишкою, а он с бланжом под глазом. 
 
Когда мы шумно приземлились на панели, 
Арончик полз к побитой Розе еле-еле. 
И повторял ей, весь от страсти пламенея: 
– Ты всё равно, ты навсегда будешь моею! 

*Шмаравоз – сутенёр; 
**Бандерша – cодержательница борделя. 
P. S. Фото на обложке. Так выглядела Дерибасовская в начале XX века.


Рецензии