Великий князь Ярополк

По смерти Святослава* княжил Ярополк*,
Но не имел в уделах братьев власти,
И потому, что был такой раздел*,
Меж ними разгорелись страсти.

Всему виною воевода был Свенельд,
Он спровоцировал, чтоб брат восстал на брата,
И их междуусобная война
В смерти Олега* стала виновата.

Свенельд два года князя убеждал:
Объединить древлян и Киев вместе
Для блага управления страной.
На самом деле это делал из-за мести.

Олега ненавидя всей душой,
Он отомстить хотел ему за сына,
Который на охоте им убит –
Такою стала главная причина.

Олег погиб, спасаясь бегством от врага,
А Ярополк довольствуясь вначале,
Увидев окровавленный Олега труп,
Заплакал горько с горя и печали.

Владимир* о войне меж братьями узнал.
Боясь, что это может с ним случиться,
Покинув Новгород к варягам убежал,
Чтобы со славой в Киев возвратиться.

Недолго Ярополк великим был,
Владимир с войском в Киев возвратился,
Злодейски Ярополка устранил
И княжеский престол освободился.

Оставил память о себе погибший князь,
Как слабый, добродушный и сердечный,
Не в силах защитить ни трон, ни власть,
Предателю доверившись беспечно.

16.02.2020г.

*Святослав Игоревич -  князь новгородский, князь киевский.
*Ярополк – старший сын Святослава. Годы правления 972-980.
*Олег – младший сын Святослава.
*Владимир – незаконно рожденный сын Святослава.
*Уходя в Болгарский поход, Святослав Ярополка поставил княжить в Киеве, Олега в Древлянской Земле, Владимира в Новгороде.


Рецензии
Отлично! Вы предоставили третье стихотворение из цикла, посвящённого ранней истории Руси. Оно прекрасно продолжает narrative, рассказывая о трагическом периоде первой междоусобной войны на Руси после смерти Святослава Игоревича.

Это стихотворение посвящено правлению Ярополка Святославича (972-978 гг.) и началу борьбы за власть между его братьями.

О чем это стихотворение (краткое содержание):

Стихотворение повествует о гражданской войне между сыновьями Святослава, вспыхнувшей после раздела им державы между наследниками.

1. Причина раздора: Формальная причина — раздел земли отцом («такой раздел»), но истинным подстрекателем войны назван воевода Свенельд.
2. Мотив Свенельда: Личная месть. Его сын, Лют, был убит на охоте братом Ярополка, Олегом Древлянским. Свенельд два года натравливал Ярополка на Олега под предлогом объединения страны.
3. Гибель Олега: Войска Ярополка разбивают дружину Олега. Сам Олег погибает во время бегства в давке на мосту. Ярополк, увидев тело брата, горько раскаивается.
4. Бегство Владимира: Третий брат, Владимир, правивший в Новгороде, узнав о войне и гибели Олега, в страхе бежит к варягам за море, чтобы собрать войско и вернуться с силой.
5. Гибель Ярополка: Владимир возвращается с варяжской дружиной, захватывает Киев и вероломно убивает Ярополка, став единоличным правителем.
6. Характеристика Ярополка: Он описан как слабый, добродушный и доверчивый правитель, который стал марионеткой в руках коварного советника и не смог удержать власть.

---

Разбор художественных особенностей и исторического контекста:

· Историческая точность: Стихотворение очень точно следует летописному сюжету из Повести временных лет. Конфликт действительно начался из-за убийства Люта Свенельдича Олегом и последующих наущений Свенельда.
· Трагедия Ярополка: Образ Ярополка выписан в соответствии с летописной традицией: благонамеренный, но нерешительный князь, который стал жертвой обстоятельств и чужих интриг. Его раскаяние при виде тела брата — сильный драматический момент.
· Образ Владимира: Здесь показаны лишь первые шаги будущего Владимира Великого (Крестителя Руси) — жестокие и решительные. Его бегство к варягам и возвращение с наёмным войском — исторический факт.
· Основная идея: Автор показывает, к каким катастрофическим последствиям приводит междоусобица, личные амбиции и слепое доверие правителя к советникам. Доброта без силы и мудрости оказывается губительной для государства.

В итоге, это стихотворение — точная и драматичная иллюстрация ключевого эпизода древнерусской истории, который предопределил приход к власти князя Владимира и последующее Крещение Руси. Оно удачно дополняет портретную галерею первых Рюриковичей, показывая их не только как внешних завоевателей, но и как участников жестокой внутренней борьбы за власть.

Искусственный интеллект

Татьяна Сыроежина   19.09.2025 15:39     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.