Уроки Хейбара, Башашат уль-Иман

Окталогия "Ас-Сафи" – эпическая драма с элементами лирики философско-дидактического содержания в 8 частях, 40 книгах, 124 тысячах бейтов – крупнейшее поэтическое произведение мира одного автора (~346K/~920К, материалы готовятся к публикации). Литературный колосс карачаевского писателя уже обошёл по объёмам греческую "Илиаду-Одиссею" Гомера (29К), индийскую "Рамаяну" Вальмики (48К), персидское "Шах-намэ" Фирдоуси (120К) и индийскую "Махабхарату" Вьясы (180K), пока уступая лишь кыргызскому эпосу "Манас" (396-416~500К). Окталогия ни в печатном виде, ни в электронном варианте не продавалась и не продаётся – находясь в свободном доступе для всего человечества.
Окталогия "Ас-Сафи" Шукура Тебуева на официальных ресурсах произведения:


Международный профиль произведения
https://www.tumblr.com/as-safi-octalogy-poetry
YouTube
https://www.youtube.com/@assafipoetry
Стихи.ру
http://stihi.ru/avtor/shukurtebuev
Medium
https://medium.com/@shukur_tebuev
Яндекс Дзен
https://zen.yandex.ru/id/5f4b9a4152ad3101b4020e51
Автор.Тудэй
https://author.today/u/shukurtebuev
Wattpad
https://www.wattpad.com/user/shukurtebuev
Penfox
https://penfox.ru/author/shukurtebuev/
Readli
https://readli.net/profile/686167540/books/
Litsovet
https://litsovet.ru/user/106468
Yapishu
https://yapishu.net/user/shukurtebuev
Библиотека Поэзии
https://poems.su/authors/shukurtebuev/
СИ
http://samlib.ru/t/tebuew_s_s/


Уроки Хейбара: Башашат уль-Иман


MDCCXIII / 1 713

Ты прости уж, мой читатель,
Склад и строй у нас иной.
Недоволен обыватель
Ходом дела под луной.
Ход не я тот выбирал,
Бог же дело лучше знал.
На Него я положился,
Потому не оступился.
Сод – в конце или в начале?
Свет Пророка создан ране,
Говорили то заране,
Этим дело отмечали.
Так и здесь – Начало с Сода,
Сира есть уж для народа.

MDCCXIV / 1 714

А Башаша – радость Веры,
И без «т» читать так можно,
Всё Арабики промеры,
Изучал кто осторожно.
Есть семантики гнездо –
В Буквы Три у них оно.
Реже много – и в Четыре,
Редкой точечкой в пунктире.
Гласных кратких – не писали,
Знал носитель языка,
У кого рука легка,
И про это Вам сказали.
Скажем здесь ещё про «Аль»,
Чтоб развеять всю печаль.

MDCCXV / 1 715

«Уль» и «эль», и «иль» бывает –
Что Артиклем звать привычно,
Дело что Определяет,
И лингвисту то обычно.
Что – Мансур и Аль-Мансур.
Два в одном. Кульбит. Паркур.
И Артикли опускали,
Этим рифму сохраняли.
Так же – «Г» и «Гъ» при деле,
«К» и «Къ» тех языков,
Хоть обычай там суров, –
Упрощения хотели.
Так в Глоссарии искать –
Легче, коли понимать.

MDCCXVI / 1 716

Акробаты городов –
Что паркуром величали.
Строй у языка таков,
Это сходу мы признали.
Строй не сможем изменить –
Легче-проще изучить.
Коль согласные – всё те же –
Тою Тройкой на манеже,
Что Семантики Гнездо:
Значит, слово – коренное,
И единством нам родное.
И запомнить лучше то.
Этим дело всем облегчим,
Хоть и лингвой были крепче.

MDCCXVII / 1 717

Постепенно мы шагаем,
Упрощенные – Аўтады,
Строй простой там предлагаем,
Будто нет в делах преграды.
Дальше – больше, и милей.
Разберётся, кто смелей.
Физику не упрощали –
Мы законы изучали.
Термины и строй теорий:
Принимаем той игры
Правила – и тем правы.
Если ж пуст уже лекторий,
Что поделать… Курс – всё тот:
Свой найдёт его народ…

MDCCXVIII / 1 718

Веры есть свои законы,
Хоть конец нам неизвестен.
Шейх Кафтару снёс препоны,
Разговор о том уместен.
Быть с Пророком на войне –
Всё почётнее вдвойне.
Пусть, Давид иль Моисей,
Иль Расул – Ему видней.
Нет гарантии у дела,
Должен это воин знать,
Чтобы Ада избежать,
И сказать придётся смело.
Мало там Войны Знамён,
Есть у дела Свой Закон…

MDCCXIX / 1 719

То – под Хейбаром случилось,
Бился человек с Пророком.
Дверь из Ада там открылась…
В объяснении широком
Нужно дело изучить –
Чтоб картину прояснить.
Как же с Верой то бывает?
Что за Веру Он считает?
Дела ход какой у дела?
Нет там фарта и лото –
Выбор бьёт, как долото,
И намеренье умело…
Важен в деле лишь конец –
Так устроил мир Творец…

MDCCXX / 1 720

Есть и предопределенье,
И судьба, понятен рок.
Всё от Бога повеленье.
Человек что сделать мог?
Мог он – выбрать. И потом
Бог дела нам дал. О том,
Может, ранее сказали,
Хоть по ходу забывали.
Не всегда уж помню я,
Что из дела уж бывало,
Строчек позади немало,
Снисхождения, друзья,
В деле можно попросить,
Челобитную тем бить.
 
MDCCXXI / 1 721

Если только у ученья
Повтореньем мать пришла,
То не нужно и варенья,
Сладость есть и пастила.
Расслабления в пути –
Чтобы дух перевести.
Снова чтобы в бой ввязаться,
Олимпийцем чтоб считаться.
Эго где-то затаилось
И от Света сдохло вовсе,
Не о храбром в битве овсе
Речь из прошлого струилась.
Овсы-асы были те
В битвах мира остроте.

MDCCXXII / 1 722

Разогнаться чуть хочу я
И тоску всю разогнать,
Как лошадка, дом почуяв,
Шаг у ритма ускорять.
Хоть идти нам далеко
И считать всем нелегко –
Что поделать, продвигаться,
Биться, топать, не сдаваться.
Шах-Намэ и Ведой Пятой
До Манаса долог путь?
Нет, идти всего чуть-чуть?
Не за местью и зарплатой.
Бог Сам делает дела –
Роза в сердце расцвела…

MDCCXXIII / 1 723

Может, чтобы не сказали –
Корифеями прикрылся?
Мыслями, что рифмовали,
Дескать, в «классики» стремился?
Избегаю я суждений –
Не святой, эксперт и гений.
Если что-нибудь пришло
От Него – и расцвело,
То тогда деваться трудно,
Надо бейты записать,
«Силой мысли» поражать
И копать, пускай, не рудно.
А руда – всегда была
Там. Где Истина цвела.

MDCCXXIV / 1 724

Истина – как Света от Бога.
И другого – не найти.
Мегаполиса от смога
Как отмыть, себя спасти?
Мегаполис сердца – «круче»,
И чернее чёрной тучи,
Всё от мыслей и грехов,
Ход у жизни так суров.
Сердцем – тело оживало…
Мёртвый думал, что живой,
И народ сейчас такой.
Видел я живых так мало…
Мёртвый спит – и видит сон,
Что живой он и силён.

MDCCXXV / 1 725

Не цепями лукоморья
В Ас-Сафи живёт народ,
И не свежестью у взморья,
Что свежа из года в год.
Шахрезаду хоть читали,
Кое-что тогда впитали,
Только Мыслей Пантеон –
Не Хайдара Легион.
А раз так – и мне не нужен.
За Великими равняться,
Хоть и в вечность не угнаться,
Хоть не ряжен там и сужен.
Бог судьбою наградил,
Потому как Щедрым был…

MDCCXXVI / 1 726

Вытекают Станы ровно,
С Вами вместе их читаю,
И набор идёт проворно,
Прямо в Ворде набираю.
Иногда такое легче,
Крепко там – где будет крепче.
Запись делу не мешала,
Дело к Цели продвигала.
И за древними «угнаться»?
Дескать, надо «превзойти»?
Не мои все те пути,
В Боге надо растворяться.
Он и сделает всё Сам,
Говорил не раз уж Вам.

MDCCXXVII / 1 727

Если гонок Он хотел
Или же превосхождений –
Станет зверя то удел,
Что не знает мрака прений.
Затекала Воля вновь,
Коли в Нём твоя любовь.
Или Милость Бога шире,
Нету точек там в пунктире,
Линий и пунктира нет,
Правила вдруг изменились,
Или просто отменились,
Заскучал во тьме аскет.
Мне сказали – выполнял,
Просто жизнью оживал.

MDCCXXVIII / 1 728

Те поэты – «отличились»,
Уж не знаю что сказали,
То ли в «гений» углубились,
Или Бога принижали.
Как же Бога «принижать»?
Эго коли возвышать.
Мне, меня, моё и я –
Эга речи всё, друзья.
Бог им дал – своим признали,
Дескать, Боже не при чём,
«Гений» их, чин-чинарём,
Мира сваи подменяли?
Дескать, ими мир и «жил» –
Зверя Боже притащил…

MDCCXXIX / 1 729

Неотёсанный урод,
Что чудовище в народе,
Хоть народ уже не тот,
Потакающий «природе»,
Дескать, всё и «сотворившей»,
Атомы раскрывши нишей,
Мирозданья и всего…
Скучно больно от того
Раболепья-дебилизма.
Хоть больны слова у строчки,
Выскочки забыли кочки,
Скоро Ада будет призма.
Вот тогда и объяснят
Зверь в чём прав иль виноват.

MDCCXXX / 1 730

Раболепья – перед эгом,
Дебилизма – пред умом.
Растирали в холод снегом.
Философий мрачный том
Часто глупым всё считал,
Неразумным называл.
И – ответ ему вернулся,
Зверь мрачнейший в мир проснулся.
И жалеть – он не намерен.
Рубят руку от гангрены –
Ради лучшей перемены,
Пирогову будет верен.
Безнадёжного – оставит,
Неотложного – исправит.

MDCCXXXI / 1 731

Глупого – глупцом назвал,
Пусть, и Нобеля имеет.
Тот про Бога «разбирал»,
Глупостью себя развеет.
«Не разумно всё и просто» –
У него. И до погоста
Нечего его нести –
Он уж там. Ему грести.
А потом – хотел почтенья?
Что «всезнайкой» был о всём,
Я, хоть малый водоём,
И без совести зазренья –
Дьяволом и чёртом звал
Тех «учёных». Не признал.

MDCCXXXII / 1 732

Жёсткий и бескомпромиссный?..
В Ад людей не дам тянуть.
Мира образ живописный
Не изменит мою суть.
Буду биться – до конца,
Коли Счастья есть пайцза
От Верховного Кагана,
Азиатом моя рана, –
Хоть не надо людям, знаю.
Но – хороший есть народ,
Что Иисуса с Неба ждёт,
И его я ожидаю.
И к Башаше перейдём,
Хоть и долгим шли путём…

MDCCXXXIII / 1 733

… Бился в войске он Пророка
И Асхабов удивлял,
Нет там счастия от рока,
В Рай такой не попадал.
Сам Пророк сказал такое –
И исключено другое.
И Асхаб напуган был,
Правило здесь Бог открыл.
Был тот воин в Гъазауате
И погибнет на войне*,
Бился львом он всей стране –
Ад получит лишь в расплате…
Есть от страха содрогнуться
Всем причина, встрепенуться.

MDCCXXXIV / 1 734

Значит, верой – не окреп,
И её вконец лишился.
А раз так – исхода нет,
Путь впустую завершился.
Значит, был ещё в пути –
Цели не достиг… Лети.
И достигни. Закрепись –
И назад закрой всю «высь».
Кто дошёл – назад уж нету
Там пути во мрак лихой,
Понял это с головой
Населяющий планету.
Шейх Кафтару объяснил,
В Шестьдесят Седьмом раскрыл.

MDCCXXXV / 1 735

Что – урок из Сиры Вечной,
Лекции тогда читал,
Что в Дамаске том, конечно,
Год Восьмидесятым стал.
В Соде был он из Корней –
Хоть дошли туда быстрей…
Кайся – избегай греха
Строчкой следующей стиха.
Чтобы сердце – не убило,
Потому не оживал
Фараон – что мёртвым стал.
В Моисее Бога Сила
Не смогла уж оживить –
Значит, так тому и быть.
 
MDCCXXXVI / 1 736

Все Пророки и Святые –
Оживляют лишь живых.
Хоть и Силою Крутые,
Был Ограниченья Стих…
Если сердце погибало –
С тем надежда умирала…
Их никто не оживит,
Потому – и Ад горит…
Для таких. В миру «живых»,
А на деле – трупом ходит,
И на вид живой он, вроде,
А на деле – Ада жмых.
Сердце сохрани своё –
Оживят. Там в Бытиё…


Рецензии