На золотых крылах Единорога. ФрБ

Французская баллада из цикла «Сад Паладина».


С утра в моем саду кружит метель,
Ввергая душу в бурное смятенье, –
В иных пространствах скрылась цитадель,
И я едва не проиграл сраженье!
Но отразить сумел я нападенье
Колючих стрел в звенящей тишине
И, озираясь в жуткой западне,
Ища в пурге тропинку до порога,
Я оказался, словно бы во сне, –
На золотых крылах единорога.

Спасён!.. Тому уж несколько недель,
Как в первый раз явилось мне виденье, –
Осенний ветер ночью рвал с петель
В мое жилище дверь, в ожесточенье.
Я выглянул в окно и с удивленьем
Заметил в сине-звездной вышине:
С вершинами каштанов наравне
Плывет Луны жемчужная пирога, –
И ветер вслед погнался на коне,
На золотых крылах  единорога…

Наутро трель хмельную свиристель
Вплетал в мою зарю и в пробужденье, –
В беседке сочинял я багатель,
Найдя в воспоминаньях вдохновенье.
Но вдруг увидел яркое свеченье
И Примаверу в розовом огне, –
Мой сад расцвел, как в сказочной стране,
Зазеленела травами дорога…
Промчалась фея, улыбнувшись мне,
На золотых крылах  единорога.

Мой принц, я эту песнь спою Весне,
Когда мы будем с ней наедине,
Когда она вернется, недотрога,
Из долгих странствий в чуждой стороне,
На золотых крылах  единорога!

               *

Примечания:

Мой принц (или просто – «Принц») – традиционное обращение к устроителю поэтического турнира в средневековой Франции.

Хмельная трель свиристеля – не преувеличение, эти птицы любят клевать с кустов ягоды, часто уже забродившие.

Багатель ( фр. – маленькая изящная вещь, безделушка) – небольшая музыкальная пьеса.

Примавера (ит.) – Весна.

Единорог – мифическое существо, символизирующее целомудрие; в широком смысле – духовную чистоту и искания. Чаще всего изображается в виде белой кобылицы с витым рогом посередине лба. Но у разных народов есть свои представления об этом существе, и символические значения Единорога многообразны. Крылатый Единорог – Аликорн – объединяет в себе магическую силу Единорога и творческое вдохновение, даруемое  Пегасом.

 Классическая французская баллада – одна из самых изысканных и сложных «твердых» поэтических форм.
Каноны: три строфы из восьми или десяти строк, последняя строка строфы (рефрен) повторяется в каждой строфе и в полустрофе-посылке; четыре цепочки сквозных рифм – то есть, рифмы первой строфы соответствуют  рифмам второй  строфы и так далее. Традиционно балладу писали либо восьми-, либо десятисложным силлабическим стихом. В русской поэзии эти размеры передаются соответственно четырехстопным и пятистопным ямбом.
 
 Здесь – пятистопный ямб.

В посылке – заключительной полустрофе – сообщается, кому посвящена баллада.

Расположение рифм: ababbccdcd, с обязательным чередованием мужской и женской рифм. Посылка: ccdcd.

*               

Автор иллюстрации – Жозефина Уолл.

*

Поздравляю всех с наступившей весной!

Желаю прекрасного настроения, здоровья и счастья!

*

Благодарю Владимира Гельма за прекрасный отклик –

ах как прекрасна
любовь к весне
она ликом ясным
ведёт нас
к новизне

очень понравилось
восхищён

Владимир Гельм   07.03.2021 14:27 – http://stihi.ru/avtor/wladimirh

*


Рецензии
Таня...
Я опять под впечатлением и жалею только об одном, что у Вас только три
баллады.
Будто бы сама пронеслась на золотых крылах единорога в едином порыве с ветром и
весной...

ЗДОРОВО::::

СПАСИБО!!!!

Домоседка   13.01.2022 11:01     Заявить о нарушении
Нина, не надо жалеть, я и так "план" по французским балладам "перевыполнила", - у Николая Гумилева и то - всего одна)
Их всё-таки не очень просто писать)

Благодарю Вас за прекрасный вдохновляющий отклик! Очень приятно, что Вам по душе мои фр. баллады!
С душевным теплом и признательностью,

Татьяна Астахова Дальвина   13.01.2022 13:45   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.