Богиня Мать - Мут

ТРИАДА - АМОН - МУТ - ХОНСУ

Фиванская триада — три самых почитаемых бога древнеегипетского города Фивы:
Амон, его супруга Мут и их сын Хонсу.

XVIII и XX династии Нового царства стали временем расцвета триады. Эти боги выступали в качестве главных объектов для поклонения в массивном храмовом комплексе Карнака.

***

Мут (егип. Mw.t — «мать»)— древнеегипетская богиня неба, второй член фиванской триады (Амон-Мут-Хонсу), богиня-мать и покровительница материнства.

Мут изображалась в виде женщины в объединённой короне пшент и грифом — её иероглифом — на голове.
Имея собственного сына Хонсу, Мут усыновила также Монту, включив его в состав фиванского пантеона, что подтверждало её статус как богини материнства.

К правлению Аменхотепа III музыкальный ритуальный инструмент-ожерелье менат стал ассоциироваться с культом богини Мут, а не Хатхор.

Первоначально Мут считалась эпитетом вод Наунет, женской пары первоначального океана Нуна, в системе мифологических воззрений, связанных с гермопольской Огдоадой. Со временем Мут сама стала выступать в образе богини-творца.

В период возвышения Фив, ставшим столицей Египта Среднего царства, соответственно возросло и значение местного бога Амона, провозглашённого царём богов, поэтому место его жены Амаунет, бывшей всего лишь женским эквивалентом Амона, заняла более колоритная богиня Мут.

Мут считалась матерью, супругой и дочерью Амона, «матерью своего создателя и дочерью своего сына» — выражение божественной предвечности. Среди её имён также «богиня-мать», «царица богинь», «владычица (царица) неба», «матерь богов». Постоянный эпитет Мут — «владычица озера Ишру», по имени священного озера при её храме, выстроенном Аменхотепом III к северо-востоку от главного Карнакского храма и соединённом с ним аллеей сфинксов.

Во время ежегодного праздника Опет - ритуального бракосочетания Амона и Мут - барки с изображениями этих богов и их ребёнка Хонсу перевозились из Карнакского храма в Луксорский. Праздник приходился на второй месяц Ахета, сезона разлива Нила и отмечался с периода Нового царства.

*
Пшент (правильнее па-схемти; от егип. s;m.t; — «две сильных», «пшент» от др.-греч. ;;;;; «пскхент» через нем. или фр. pschent) — корона древнеегипетских фараонов. По происхождению представляла собой две соединённые короны: красный «дешрет» правителей Нижнего Египта и белый «хеджет» правителей Верхнего Египта. Символизировала мощь фараона объединённого Египта. Могла надеваться поверх другого царского головного убора — платка немеса.
Спереди на пшент крепились урей — изображение египетской кобры (Naja haje) и символ стервятника (Neophron percnopterus). Эти элементы символизировали богинь Уаджит и Нехбет («две госпожи», покровительницы объёдинённого Египта).

Из богов в короне пшент иногда изображались Хор и Атум, как символизирующие фараона или имеющие особую связь с ним

*
Грифо;ны — мифологические крылатые существа, с туловищем льва и головой орла. Имеют острые когти и белоснежные (или золотые) крылья. Грифоны — противоречивые существа, одновременно объединяющие Небо и Землю, Добро и Зло. Их роль — и в различных мифах, и в литературе — неоднозначна: они могут выступать и как защитники, покровители; и как злобные, ничем не сдерживаемые звери.

Слово происходит от лат. gr;phus и через него от греч. ;;;;. По одной из гипотез, греческое название восходит к др.-евр. «керуб» (см. херувим)[3]. Согласно другой гипотезе, оно происходит от греческого ;;;;;; («крючконосый»). Некоторые исследователи высказывали предположение, что grupos было позаимствовано из восточных языков: возможно, от ассирийского k’rub, то есть «фантастическое крылатое существо», или еврейского kerub, «крылатый ангел».

Эти мистические существа символизируют власть над небом и землей, силу, бдительность и гордыню. Грифон также стал атрибутом богини возмездия — Немезиды: её часто изображали в колеснице запряженной грифонами

Грифонов связывают также с некоторыми образами скифского «звериного стиля». Греки полагали, что грифоны были стражами золотых копей скифов.

Более поздние авторы добавляют массу подробностей в описание грифонов: это самые сильные из зверей (за исключением львов и слонов), свои гнезда они строят из золота, с героями и богами в конфликты не вступают.

Так же считалось, что грифоны родом из Индии, где они охраняли огромные сокровищницы с золотом.

Средневековый энциклопедист Бартоломей Английский описывал их следующим образом в своей книге «О свойствах вещей»:

«Грифон во Второзаконии упоминается среди птиц. В глоссе сказано: у грифона четыре лапы, голова и крылья как у орла, а остальное тело как у льва. Грифоны обитают в Гиперборейских горах и очень враждебны по отношению к лошадям и людям. В свое гнездо они кладут камень изумруд против ядовитых зверей этих гор» («De proprietatibus rerum» (190: XII, 20).

Грифон — часто встречающаяся негеральдическая фигура в гербах. Символизирует могущество, власть, бдительность, быстроту и силу. Мужской вариант грифона (англ. male griffin) изображался бескрылым и с пучками алых шипов (обозначающих солнечные лучи), иногда даже с рогами или бивнями. В геральдике существует образ морского грифона (англ. sea-griffin), обозначающего связь армигера с водой. Такой грифон бескрыл и имеет рыбий хвост вместо «львиной» части тела.

Архитектурное украшение в виде фантастического существа с туловищем льва и головой орла или льва встречается в виде барельефов на стенах зданий, а также в виде скульптур, располагающихся на крышах и венчающих колонны и пьедесталы.


Рецензии