Занятие 39. Поэт, поэзия, графомания

                ПОЭТ

       Что отличает  настоящего  поэта или писателя? 

 Труд 
Вот некоторые примеры из истории.
«Ты удивишься, если я тебе скажу, что не раз работал, сидя на коне, так что по возвращению домой у меня была готова и песнь. На пирах в моём сельском уединении  при мне всегда перо, и я откладываю его  лишь из уважения к приезжему гостю. У меня в дому на всех столах письменные принадлежности и таблички. Нередко я даже просыпаюсь ночью, впотьмах нашариваю перо у моего изголовья и – пока не исчезла мысль – записываю, а назавтра  едва могу разобрать написанное в темноте. Вот каков мой образ жизни и мои занятия…».
                Петрарка

«…Я люблю мою работу любовью безумной и дикой, как аскет, власяница разрывает мне тело. Часто ощущаю в себе такое бессилие, когда не могу найти ни одного нужного слова. Измарав много страниц, убеждаюсь, что не написал ни одной удавшейся фразы, тогда падаю на оттоманку и лежу отупелый, погружённый в тоску. Ненавижу себя и обвиняю за безумство, заставляющее меня гнаться за химерами. Но вот проходят  каких – нибудь четверть часа, и сердце начинает радостно биться. В прошлую среду мне пришлось подняться из-за  письменного стола  и поискать носовой платок: по лицу обильно текли слёзы. Я так расчувствовался, такое испытал наслаждение, пока  писал, меня умиляли и моя мысль, и фраза, которой эта мысль была выражена, и самый факт, что  я нашёл для мысли столь счастливую словесную форму…».
                Флобер

        Молодой Мопассан подсмотрел однажды Флобера за работой.  Вот  как он описывает  этот момент:
      «Я видел лицо, багровое от притока крови, видел мрачный взгляд, устремлённый на рукопись; казалось этот напряжённый взгляд  перебирает слова и фразы с настороженностью охотника, притаившегося в засаде. Взгляд задерживался на  каждой букве, будто исследовал её форму, её очертания. А затем видел, как рука берётся за перо и начинает писать – очень медленно. Флобер то и дело останавливался, зачёркивал, вписывал, вновь зачёркивал и вновь вписывал -  сверху, сбоку, поперёк. Сопел, как дровосек. Щёки набрякли, на висках вздулись жилы, вытянулась шея, чувствовалось, что  мускулатура всего тела напряжена – старый лев вёл отчаянную борьбу с мыслью и словом».

     Писатели  отказываются от всего, что  люди считают наслаждениями в жизни. Так, Гёте, оглядываясь на прожитую  жизнь, признавался в одном из писем (Эккерману), что  обнаруживает в ней не более нескольких недель, отданных отдыху и развлечениям, всё остальное – работа, труд.
     Лейбниц мог почти трое суток не вставать из-за стола.
     А кто не читал об одержимых ночах Бальзака?

    Умение разобраться в своих переживаниях
    В обычной жизни  каждый человек буквально напичкан идеями  и  чувствами, но в большинстве своем выразить их он не  может. По той простой причине, что основная масса этих идей - чувств находится в нем в смутном, хаотическом, часто зачаточном состоянии, - они не осознаны.
И умение осознать  свои переживания, привести их в порядок, сделать чёткими даётся не каждому.
Лишь тот, кто сумел этого добиться, может передать свои чувства читателю. Необыкновенная цельность, сила и яркость впечатлений  обычному  человеку  доступна  только иногда, в редкие счастливые минуты. А поэт так воспринимает мир постоянно. И не только сам воспринимает, но и   умеет  показать его читателям.

   Грамотность и начитанность
     Писатели, и поэты должны обладать большими знаниями.  Они,   по крылатому выражению И.В. Сталина,  являются  «инженерами человеческих душ» и, прежде чем кого-то учить, должны много учиться сами. 

Если писатель или поэт не  обладает достаточными знаниями, то круг его  тем будет узок и ограничен. 
Если внимательно читать прозаические произведения  таких больших мастеров слова, как   Умберто Эко, Виктора Пелевина или  стихи  Иосифа Бродского, то можно заметить, что     Умберто Эко является известным специалистом по средневековью, в чем можно убедиться, прочитав «Имя розы». Если взять его  произведение  «Охота на овец»  то там можно встретить достаточно большой  отрывок  посвященный  проблемам разведения овец на Хокайдо. И написан он вполне со знанием темы.
   Пелевин не понаслышке знает одно из четырех направлений буддизма. И на этом знании  полностью построен роман «Чапаев и Пустота».
   Бродский же в своей поэзии использует образы, навеянные и христианством, и буддизмом, и даосизмом, религиями, которые он  в своё время изучал.
     Поэт  должен  знать  своих предшественников. Не только для того, чтобы творчески перерабатывать их идеи, но и чтобы не быть обвиненным в плагиате.

    Мастерство перевоплощения
 Поэт должен уметь передавать не только свои чувства, но и чувства других людей (и не только людей).  Для этого он должен научиться ставить себя в их положение, вообразить себя на их месте, представить то, как действует человек в определенных условиях.  Определенную помощь в этом оказывают помимо изучения мемуаров, писем, дневников, воспоминаний, непосредственные наблюдения за людьми в их повседневной жизни.

     Наблюдательность
     Поэт должен быть  наблюдательным. Все поразившее его он должен  запоминать и записывать. Настоящий мастер должен уметь подметить такие мелочи в поведении окружающих  и  в явлениях природы, мимо которых большинство пройдёт,  не обратив на них внимания.

«Великий мастер - тот, кто смотрит своими глазами на то, что все видели, и кто умеет увидеть красоту в привычных, не останавливающих внимания, явлениях.
                Огюст Роден.

    Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что  поэтом можно назвать автора, произведения которого имеют общественное или познавательное значение, отображающие действительность в образах. Но, самое главное – стихи должны быть «новыми по замыслу». Ведь, как известно, картина ценна в том случае, если написана самим автором. А вот имя автора копии – как бы точно она не повторяла оригинал – редко кого интересует.
  И как сказал  по этому поводу  Твардовский - "поэт тот, кого читают люди, обычно не читающие стихов".
                ПОЭЗИЯ

     Что такое поэзия?  По общепринятому  понятию – это искусство образного выражения мысли в слове.  А на поэтическом языке  поэзия  –  это лунная дорожка  в океане мечты.
     Стихи служат для выражения не обыкновенных, не простых, не будничных, иначе говоря, не прозаических, а наиболее высоких, благородных, сильных и ярких человеческих чувств.
     Поэзия существует в жизни повсюду. Надо только уметь её увидеть, найти, почувствовать. Это умеет не каждый, но научиться могут все. Именно поэты, художники, композиторы помогают людям почувствовать поэзию.
     Основным признаком поэзии является наличие в ней образов. В отличие от прозы,  которая оперирует понятиями и умозаключениями, поэзия есть мышление образами.
     Другими основополагающими признаками настоящей поэзии являются   рифма, ритм,  ясность, ёмкость, глубина, лаконичность, приёмы построения.  Ведь  поэзия – это  наука,  и недаром  в Древней Греции  её изучали  в   «гимнасиях»  наряду с  математикой, музыкой и гимнастикой.

                СТИХОСЛОЖЕНИЕ

 
       Что такое стихосложение? Это, во-первых, умение подобрать рифму, во-вторых - выбрать ритм и следовать ему на протяжении всего стихотворения, в третьих, - правильным литературным языком выразить свои мысли, чувства, эмоции. Кроме того, в любом стихотворении должен чётко вырисовываться запоминающийся образ, должны присутствовать правильно использованные сравнения и метафоры. Но каждое из вышеперечисленных понятий является только ступенькой, ведущей к блистательному трону Поэзии, частью мозаики большой картины. Стихосложение - это неодушевлённый каркас, это только фотография действительности. Но если в этот каркас вдохнуть душу, он оживает и начинает самостоятельную жизнь как частица большой Поэзии. Ошибкой многих поэтов (даже больших) является то, что, пройдя все ступени стихосложения, они останавливаются на последнем рубеже. Всё у них сделано правильно, всё на месте, соблюдены все законы стихосложения, но последнюю ступеньку - вдохнуть душу в произведение, они преодолеть не могут.
    Стихосложению учатся, а поэтами рождаются, потому далеко не в каждом стихотворении есть то, отчего хочется плакать, смеяться, ликовать или тосковать, то, что называется настоящей поэзией.
          
                ГРАФОМАНИЯ
Графомания - явление психического порядка, когда человек, не обладающий литературным чутьём, талантом, подлинным чувством, этикой и необходимым культурным уровнем - пишет якобы литературные произведения. Мало того, не умея оценить свои "произведения", обижается на критику, считая себя писателем, или поэтом.
Чем же отличается графоманское произведение от  настоящего стиха?
Графомания - это имитация, подражание поэзии. Поэтому произведение неприятно поражает своей пустотой, серостью, убогостью приёмов и скукой.
   Графоманское произведение ничего не даёт читателю, оно только забирает его время. Давно известно, что критиками чаще всего становятся  неудавшиеся писатели, а графоманами – несостоявшиеся поэты.
   Чаще всего графоман начинает писать под воздействием прочитанных им стихов настоящего поэта, поэтому эпигонство и часто просто плагиат – явление, распространённое среди графоманов. Греха они в этом не видят. Воруется чаще всего архитектоника стиха: ритмы, размеры рифмосочетания, но это, само по себе, грех не большой и допускаемый, особенно в шуточных стихах, если форма наполнена авторскими идеями, находками, чувствами. Воруются идеи произведения и получаются перепевы с хорошего на посредственный лад одного и того - же. Часто "берутся" слова, строки, художественные образы. Поскольку графоман, как правило, мало читает, то и обворовываются поэты школьной программы: Пушкин, Лермонтов, Есенин. Хотя не исключено имитирование и других поэтов.
   Основные темы графомана, как правило, следующие:
1. "Нанайская песня" - что вижу, то пою. Обычно о природе, или воспоминания.
2. "Наставления человечеству" - обычно уровня ниже среднего.
3. "Плач" - по чему - то утерянному, или по кому-то утерянному.
4. "Любовные" - обычно, как варианты плача, или стиха в альбом.
5. "Посвящение" - обязательно великому человеку /чаще Пушкину/.
6. "Политические" - ниспровергательные или кликушество.             
Полутемой может служить, так называемая "Душевная" тема, когда автор копается в себе, Но это, как вариант "Плача", или "Наставления человечеству".
                ЧТО ОТЛИЧАЕТ ГРАФОМАНА ОТ ПОЭТА
1. Вольное "гуляние" размера и метра. Так - как  графоманы не знают, что это такое, а чутья не имеют.
2. Пренебрежение к рифме. Преобладание глагольных рифм.
3. Слова - паразиты: УЖ, Ж, ИЛЬ, ВСЁ Ж, ВДРУГ, БЫ,  ТАК и другие.
4. Смешные слова и сочетания в серьёзных или проникновенных стихах, превращающие стихи в пародию на самих себя /без зигзаг, без каприз, оборвать корешок, качать испарину земли/.
5. Слова отвратительные, грязные, мат не к месту и без остроумия /кишки, слизь, блевать и тому подобное/.
6. Засилье художественных штампов /алмазы, бирюза, изумрудная и так далее/.
7. Черезвычайно низкий интеллект, скудное образование и узенький кругозор, глупость.
8. Душевная пустота, неумение  чётко выразить  чувства и отсутствие интереса к чувствам других.
9. Собственное самоуничижение: "Я знаю, что поэтом мне не быть"...  "Если б стал я вдруг поэтом", сочетающееся с наглостью издавать свою ахинею.
10. Отсутствие себя в стихах и своего стиля, своего отношения  к тому, что написано.
11. Отсутствие собственных художественных образов, идей, сюжетов, переживаний, раздумий.
12. Качество произведений существенно не меняется с возрастом.
Поскольку "мук творчества" графоман не испытывает и над произведением не работает (не шлифует, не подбирает слова, не выдумывает ничего своего), то, как правило, очень продуктивен. Пишет тоннами и преподносит всё это, как гениальные произведения. Шарль Режимансе.
Иногда, читая рецензии  графомана,  удивляешься тому,  что  он   непытается  найти не что-то хорошее в стихах автора, а   ищет обычные ошибки - запятые, дефисы,   или  метафору, которую можно растолковать двояко. Ему не важна суть произведения, характер изложения, тема, идея. Его волнует другое - ошибки, описки. И когда этот  вездесущий читатель (или автор)  находит хотя бы малейшую нестыковку  в произведении другого автора,  ему становится легче. Шутка ли, ему удалось найти то что не нашли другие. И он  вырастает  в собственных глазах.  А этому  «критику»  не мешало бы  пройтись по словарю, познакомиться хотя бы с азами стихосложения. Иногда такие понятия как ритм, рифма, образ  полностью отсутствуют в его собственных произведениях, но  он этого не видит. Ему  важно найти соринку в чужом глазу и успокоить взбунтовавшееся самолюбие.


Рецензии