Сульпиция

Сульпиция Калена нежно тонко -
Ввела в пещеру грёз и тайн -
И Кален вмиг закричал вроде ребёнка -
Почуяв её ярый край!

Р. S. Есть поэты как тени, от которых не остается никакой памяти и стихов, а лишь иногда едва заметное упоминание о его существовании и о творчестве в анналах истории… Именно такова древнеримская поэтесса Сульпиция, жившая в 1 веке до нашей эры, то есть до рождения Христа, которой поэт Марк Валерий Марциал в своей 10-ой книге посвящает две эпиграммы. Из этих эпиграмм мы узнаем, что она была очень талантливой поэтессой, которая все свое творчество посвятила описанию не менее искусной любви с единственным и дорогим ей супругом Каленом, прожив с ним в браке счастливых 15 лет. Марциал в своей эпиграмме даже предлагает  читать ее стихи как руководство в интимной жизни всем любящим мужьям и женам, чтоб ощутить истинное наслаждение на брачном ложе…
К сожалению, я не смог нигде раскопать стихов Сульпиции, но в энциклопедии Брокгауза и Ефрона за 1898 год говорится о том, что до нас дошли только отрывки ее стихов непристойного содержания, из-за чего составители энциклопедии делают вывод, что именно в виду чрезвычайной непристойности они и не дошли до современного читателя…   
И здесь мы наталкиваемся на явное противоречие, ибо, по мнению великого и известного поэта Марциала стихи Сульпиции настолько тонко передают ее сокровенные чувства к супругу Калену, и так неожиданно раскрывают искусство ее любви и нежности, что с их помощью можно приобретать или развивать свой интимный опыт… Относительно непристойности, о которой высказались  ученые-энциклопедисты 19 века, в том числе, возможно, и литературоведы, можно сказать следующее, что понятие непристойности в литературе, а тем более в поэзии весьма относительно, а если уж кого и считать самым непристойным из всех поэтов древнего Рима, так это Гая Валерия Катулла, чьи стихи в своем большинстве, как ни странно дошли до нас


Рецензии