Опровержение. Разоблачение. Смех 3

        Обратимся теперь к Маковельскому.

"Доказательств против множественности вещей в тесном смысле слова дошло до нас два. Это - так называемые первая и вторая антиномии. Первая антиномия сводится к следующему. Если допустить существование многих вещей, то окажется что 1) они вовсе не имеют величины (тезис) и 2) они бесконечны по величине(антитезис).
Первая антиномия учит, что вещи, если их много, по занимаемому ими пространственному протяжению равны одновременно и 0, и "бесконечности".
Аргументирует Зенон следующим образом. Тезис:
Множества вещей не было бы, если бы каждая вещь не была единицей, так как множество есть ничто иное, как совокупность единиц. Однако истинной единицы в мире не существует. В самом деле, что такое единица? Истинная единица есть то, что неделимо. Если единица неделима, то она есть точка, которая, будучи прилагаема, не увеличивает и, будучи отнимаема, не уменьшает, то есть она не имеет величины. А то, что не имеет вовсе величины, плотности и объёма, есть ничто. Итак, единица - ничто, и сумма единиц тоже ничто."

     Задержимся пока здесь.
    Потому как здесь хорошо видно как Зенон не понимает ни что такое "единица", её принцип, ни что такое "величина", и не понимает почему "единица" не обязана быть "величиной". И в самом деле, (употребляю такую фразу, какую употребляет он), - если древний пастух, как нам сейчас показывают в научно-популярных фильмах, вместо каждой овцы своего стада клал себе в сумочку или посуду камушек, то как же это он мог не обращать внимания, что они - разной величины? Кажется вот этого Зенон не поймёт уже никогда! Что пастуху было совершенно безразлична их величина, было безразлично положить ли в эту сумочку огромный камень или малюсенький камушек, а может и вообще перо, а может и вообще поставить себе точку на руке (ну, я утрирую, конечно) да и всё - потому что не это требовалось от единиц! Не чтобы они были какими-то по величине! А чтобы каждую из них можно было реально или визуально "приклеить" к каждой овце - овцы то у нас раздельные. Так что эти камни вполне могли быть ничто, как в ничто превращается и механическое тело у физика (а ведь оно имело размеры), но когда он прослеживает его траекторию, он вполне спокойно превращает его в ничто, в точку. И единственное что им требовалось, этим камушкам, так это как раз твёрдо и точно НЕ БЫТЬ ВЕЛИЧИНАМИ - в плане не отвлекать на себя, на такое отношение, внимания (поэтому глыбы в сумочку не клали) и не набивали сумочку песком - ведь песок мог слиться, слипнуться и как потом узнать сколько овец. Никакого размера! - вот что требуется от единицы! Иначе единица начинает плохо работать, и как Зенон не к месту путается под ногами.
     Поэтому здесь, для Зенона представляет трудность осмыслить, что каждый из этих двух принципов - "единицы" и "величины" - работает лишь за счёт отрицания другого. Только превратив другой принцип практически в ничто, один из принципов разворачивается к нам для услужения. Но если камень в сумочке пастуха и не имел размеров (величины) потому что не нужен был нам в этом отношении, то это ещё нисколько не значит, что он не был некоторого веса в реальности и не помещался в руке и не мог прошибить голову - он просто НЕ РАССМАТРИВАЛСЯ В ЭТОМ ОТНОШЕНИИ.
Такова работа познания, мышления - человеческое мышление очень многие вещи превращает в ничто, абстрагируясь от них. И это не является ошибкой, от которой следует предостерегать, но более - непременным условием того, чтобы мы хоть что-то познавали. Бояться надо не таких "ничтожений" внутри своего познания, а глупости принять их за какую-то ошибку и неразрешимый парадокс, как получилось у Зенона.
     Поэтому - истинная единица в мире существует! И это - ЧТО УГОДНО! Если мы его взяли в правильном отношении. Я вообще могу и галактиками считать, а могу и количеством электронов во Вселенной - и где тут величина, где тут размер? Захочу и будет моя одна галактика - неделимой - будет моей счётной палочкой. Будет ЕДИНИЦЕЙ! И при этом будет существовать и вмещать в себя в другом отношении миллиарды миров, звёзд, планет и систем.
     Поэтому Зенон, который легко переходит от ничто в познании к ничто в реальности - видит мысли и обращается с ними не принципиально, а натурально. Это как если бы, кто-нибудь увидев отрицательное число, захотел поискать эту "палочку" прямо в природе.
     И не найдя, сказал бы что такого не существует.
Если единица неделима, то она неделима как принцип, и поэтому как говорил чуть позже Демокрит - атомы могут быть размерами со Вселенную - тут уже явно видно, что человек больше понимал свою мысль - о чём она.

     А теперь поехали дальше, в предположении, естественно, увидеть то же самое - если величиной единицу уже удушили, то очевидно настала пора душить единицей величину.
     И действительно:

     " Антитезис: "Каждая из множества существующих вещей имеет определённую величину и расстояние от другой вещи. То же самое придётся сказать и о всякой другой вещи, лежащей перед предыдущей. Какую бы вещь мы ни брали, она не будет последней, так как в понятие вещи включена необходимость отстояния от другой вещи. В каком бы направлении мы ни двигались, указанное свойство вещей будет повторяться до бесконечности и таким образом никогда мы не сможем дойти до предела, за которым более не было бы вещей ( это невозможно в силу неотъемлемого свойства вещей, логически неразрывно связанного с их множественностью). Итак, вещей бесконечное число (ибо нет последней вещи), а вследствие того, что каждая из них отстоит от другой на некотором расстоянии, они должны занимать бесконечное пространство."

     Тут перл, уж всем перлам - перл! Начиная с того, что сами бесконечные вещи заполнить пространство не могут, а им нужны для этого "расстояния между ними", ну это ладно. Мимоходом. Тут другое умиляет. Ровно несколькими строчками выше из единицы и множественности была выкинута величина - изгнана с величайшим позором, и этот позор был объявлен приговором. И вдруг, не в доказательстве, а тут же в начале спокойно принимается, что каждая из множества существующих вещей имеет определённую величину. Во МНОЖЕСТВЕ, то есть будучи ЕДИНИЦЕЙ - величину.
А объясняется это довольно таки просто - Зенон уже не противоречит "контр", и не цепляется за изворот мысли, он выпал в обыкновенное представление о Космосе и вещах - самое банальное, самое ходовое, здраво-мыслимое. Тут все принципы вперемешку и вещи почему-то "последуют" друг другу, и это последование почему-то должно повторяться и логически никаких основ тому нет - зато, картина то, которую каждый день имеем и видим - налицо и правдоподобием убедительна. Посмотри вокруг себя - вещи и лежат друг за другом, и отстоят друг от друга, и конца всему этому вроде не видно - каждый может подтвердить - вот и все доказательства - они называются "само собой разумеется", Потому что совершенно непонятно почему вещи, даже будучи величинами или множествами должны разрастаться до бесконечности. Вещь не будет последней потому что в понятие вещи включена необходимость отстояния - звучит неубедительно, и больше напоминает пазлы, требующие тем, как они по форме "отстоят" - друг друга. В общем - широкая панорама Космоса с надеждой "на бездоказательство."
      А мы должны ещё как-то совмещать всё это с тем, что он наговорил раньше.
Но почему я должна совмещать все эти разросшиеся непонятно на каком основании ряды бесконечных множеств с чистым принципом абстракции "единицы" - мне неведомо.
      Из страха что ли? Что сколько тут всего... И не уследишь... Ну а если я уследила - что мне делать? - Скучать? Где тут усмотреть апорию? А "безукоризненую логику"?
      Если меня хотят убедить, что "единица" это ничто, а множество это всё, то я с этим даже соглашусь, но зачем же такими контрабандными способами? Это видно итак, из принципа, где часть, относясь к целому должна катастрофически "падать" и "умаляться" в отношению к целому, и падать так, что её растущее множество не будет перекрывать её собственного падения - то есть должна создавать дурную бесконечность или, как мы уже говорили - виртуальный, условный мир.
Множество авторов самым разнообразным способом пытаются истолковать здесь, в этом месте Зенона как они его понимают и как его можно было бы понять. Больше всего мне кажется правдоподобной версия, где мы снова находим излюбленный Зеноновский способ "образования бесконечностей" - с одной стороны вещь будет бесконечно делиться до малого, с другой стороны, вещи различаясь друг с другом предполагают границы между ними, то есть третьи тела и так мы приходим к возрастанию количеств вещей в мире.
      В принципе, одна и та же дурная бесконечность по линии "элемент-множество" или "единица -множество". Но быть может, если сюда подключить второй принцип "единое-многое" (величина) не так незаконно, как снова осуществляется у Зенона с чёрного хода, то большое и малое смогут ужиться в одном - не в одном Космосе, а даже в одном предмете?
      Различать тут выходит у Зенона - различать только по внешнему признаку - от другого внешнего ( то есть по способу множества), но способ множества и даёт способ множества - он множит и множит, и как в малую сторону (мельчит), так и в большую (крупнит) - и в обои до бесконечности. Но может потому и до бесконечности, что мы взяли лишь внешние определения предметов, без противоположного принципа "величины", которые заставляют предметы сообразовываться с собой, а не с внешним.
      Ведь если у нас, у познания есть два принципа - взаимно борющихся, взаимно отрицающих друг друга, то каждый из них, взятый сам по себе и должен создавать дурную бесконечность, а взятый совместно с другим - нечто иное, какую-то более гармоничную картину - может быть "конечную бесконечность"?
      Что позволяет брать эти принципы отдельно друг от друга?
То, что в познании они и существуют как отдельные, разделённые реальной стеной - они совпадают в нашей практике, жизни, но не в сознании? Пока в крайнем случае для математики это так. Но Зенон не плодотворен, потому что цепляет одну лишь замкнутость этих принципов, он располагается как раз посередине "слепого пятна" данных принципов и всего нашего познания. И его спекуляции зарождаются отсюда.


       Правило третье.

    Несмотря на то, что зеноновские мыслительные ходы "опознать" не легко, приходим к выводу у Зенона имеется только три хода "конём по голове":
1. Формальная подмена одного принципа другим - "от противного".
2. Использование здравого смысла когда нужно.
3. Издевательство над здравым смыслом когда нужно.

    Все свои шахматные партии Зенон проводит одним и тем же конём - тремя ходами, сочетая или микшируя их друг с другом.

    Можно ли набрести, навестись через все эти Зеноновские штучки на выход, на новые плодотворные мысли? Каждый раз, читая и знакомясь с Зеноном обязательно спрашиваю себя так. И каждый раз мне приходится не задумываться и идти мыслью вперёд, но останавливаться и топтаться на месте - на месте "слепого пятна" человечества, слепого пятна нас всех, - признаю, - но зачем же прописывать нас здесь навсегда - на всё тоже самое бесконечное время?

    Величина нужна для того, чтобы мы мыслили, научались мыслить бесконечные вещи прямо в нашем конечном - не в гигантском и ни в малом - в любом, по размерам своим неудивительном. Но кажется, несмотря на словесные упоминания "величины", "одного" и "измерения", Зенон по своему характеру и продуцированию - философ "единицы и множества", он всё же пристрастен, а не беспристрастен, как могло бы показаться из его "безукоризненной логики", но вот удивительное открытие - подлинное пристрастие Зенона - вовсе не то, которое он озвучивает и собирается защищать - Бытие и единое, а как раз то, что он собирается отрицать - множественное. У Парменида Бытие находится и мыслится в рамках величины, у Зенона же - всё, абсолютно всё через принцип "множества",


Рецензии