Чернорабочие красавицы войны

   В верхнем ряду слева направо: Начальник Военно-санитарной летучки № 604 Жгутов Михаил Иванович, моя мать Жгутова Елизавета Ивановна, Люся Индейкина, Мария, мой отец Агопов Григорий Иванович, Маша.
   Нижний ряд, слева направо; женщина имени её не помню, Марго, Лена из Ленинграда, девушка, имя её я точно не помню, кажется, Тося.(ВСЛ-604 входила в состав 203 Полевого эвакопункта)




Чернорабочие красавицы войны


В каждой семье хранится своя правда о войне, крупицы которой сегодня можем донести до потомков только мы, «дети довоенной и военной поры». Война огненной колесницей прокатилась по моей семье и  ставила свой  кровавый след.  Мой дядюшка Кельсий  погиб 27 августа 1941 года, а  дедушка Иван Никитич был убит у стен Сталинграда. Моя мать и дядюшка Михаил в 1943-44 годах вместе делили тяготы военной службы.
С декабря 1941 года мой дядя, Жгутов Михаил Иванович,  командовал военно-санитарной летучкой (ВСЛ № 604) в составе Полевого эвакуационного пункта № 203.
  Однажды   из-под Ленинграда с поля боя на ВСЛ №604  доставили раненых в  пос. Шексна, Вологодской области. Во время разгрузки раненых дядюшка встретился со своей сестрой - с моей будущей матерью и предложил ей службу на ВСЛ № 604.  Так, в 1943году, началась её военная жизнь, тогда же предопределялось и моё будущее.
    Названия железнодорожных станций: Мга, Кобоны, Жихарево, Лунгачи, Волховстрой, Тихвин, Войбокало, я запомнил  с самого раннего детства и  впитал в себя войну матери с её молоком.
Мама бережно хранила несколько маленьких фотокарточек её фронтовых подруг. Всякий раз, когда вспоминала  войну, она доставала из  старого довоенного ридикюля эти фото и, со слезами на глазах, вглядывалась в красивые лица своих подруг. С раннего детства они для меня стали как близкие родственники. Фотографии её подруг, после смерти матери в 1998 году, я продолжаю хранить в том же материнском ридикюле, как память о дорогих мне людях.
Они были чернорабочими красавицами Великой Отечественной войны. Это лица нашей Победы.
Я передаю Вам, как память о  сестрах милосердия минувшей войны, их живые слова  памяти о себе, которые они собственноручно оставили на оборотной стороне своих фото: - "На память Лизочке от Люси Индейкиной. 22 марта 1944 г.",  " Девушка в берете: - "Лизончику от Машки. 8 ноября 1944 г."  Маша, кудрявая девушка в гимнастерке: - "Вспомни, как жили на ВСЛ 604. Вспоминай меня, а я тебя никогда не забуду. 14 октября 1944." Марго-девушка в шинели и шапке: - "Милой Лизочке от Марго. Лизончик, вспоминай родная нашу жизнь и дружбу с тобой на ВСЛ 604 в дни Отечественной войны, не забывай, а я не забуду. Марго. 29 декабря 1943 года".
     Всех, кто выжил в этой вселенской бойне, война разбросала  по всему СССР. Мама рассказывала мне о Марго.  В декабре  1943 года  Марго,  как знавшую немецкий язык,  направили  в военную разведку. При выполнении задания фашисты схватили Марго и расстреляли.
    Сестры милосердия, вытаскивали раненых с поля боя, грузили в вагоны - теплушки, а при бомбежках выносили на руках тяжелораненых из вагонов, укрывая их собой от осколков снарядов и бомб. Это они перевязывали раны бойцам, стирали бинты, поили из поильников, кормили с ложки, приносили и уносили судна-утки, смывали кровь и гной, отирали рукавом своим воспаленные лбы израненных красноармейцев.
Они делали самую грязную работу войны. Для них всю войну не было ни красивых закатов, ни рассветных зорь.
Обо всём этом и об ужасах их войны, я знаю со слов моей матери.
Страх и тяжелый повседневный не женский труд изнурял сестер и санитарок. Они страшно страдали от невыносимого фронтового быта.
В детстве  я часто просыпался по ночам от душераздирающих  вскриков матери. Война к ней возвращалась во сне все послевоенные годы.
Иногда она вспоминала о страшных случаях на войне, которые   будили её   по ночам  кошмарными  сновидениями   минувшего:
- « Как-то на станцию Мга,  где остановилась  летучка,- рассказывала мне мать,- среди ночи налетели немецкие самолеты, сбросив множество осветительных ракет, и,  как белым днем, стали прицельно и безнаказанно бомбить скопившиеся составы, том числе и их ВСЛ 604. Раненые, способные сами передвигаться, выскакивали из теплушек и разбегались в разные стороны."
    На её глазах один раненый во время  налёта фашистской авиации выскочил из вагона и побежал к стогу сена, стоящему около железнодорожной насыпи. Раздался взрыв бомбы и мать увидела, как этот солдат  мгновенно оказался без головы, продолжая по инерции бег в сторону стога пока не уткнулся  обезглавленным телом  в этот стог.
    Каждая  фашистская бомба разрывалась в сердцах сестер милосердия жутким ужасом и холодным страхом за жизнь раненых бойцов.
   Война и кровь обостряют чувства. Когда приходит весна и на войне случается, что пробуждается и расцветает любовь.
Вот так, в начале весны 1944 года и настигла такая фронтовая любовь мою мать и отца. Плодом которой явился я-«дитя войны».


Рецензии