Подвиг Маресьева

По глубокому снегу, по лесу, в мороз,

 

(Сразу так не поймешь, где свои, а где враг)

 

Он на гул канонады мучительно полз,

 

Ноги ранены. Боль. То леса, то овраг.

 

Восемнадцатый день! Онемела рука.

 

Горсть  с куста – замороженных ягод.

 

И все кажется, будто не дни, а века,

 

Над его головою проносятся яром…

 

Голубые склонились над ним Небеса…

 

Как в морозное утро там Ангелы пели!

 

И ребячьи послышались вдруг голоса –

 

Только б голос ослабший услышать успели!*

 

*Военные годы
В июле 1941 года направлен на Юго-Западный фронт в 296-й истребительный авиационный полк. Первый боевой вылет Маресьева состоялся 23 августа 1941 года в районе города Кривой Рог.

В марте 1942 года был переведён в 580-й истребительный авиационный полк ВВС Северо-Западного фронта, где назначен командиром звена. В бою 1 апреля 1942 года открыл свой боевой счет, сбив бомбардировщик Ю-52, а 4 апреля сбил в один день сразу два бомбардировщика этого типа. 5 апреля 1942 года в районе «Демянского котла» (Новгородская область) во время операции по прикрытию бомбардировщиков в бою с немцами его самолёт Як-1 был подбит. Маресьев сумел дотянуть самолет до своей территории через линию фронта, и в 4 км севернее деревни Рабежа при попытке совершить вынужденную посадку в лесу упал с высоты 30 метров. Восемнадцать суток лётчик через леса и болота ползком пробирался к людям на восток, ориентируясь по солнцу. Первыми его заметили жители из деревни Плав Кисловского сельсовета Валдайского района,. Из-за того, что лётчик не откликнулся на вопросы («Ты немец?»), они из боязни вернулись в деревню. Затем уже еле живого лётчика обнаружили мальчишки из той же деревни — Серёжа Малин и Саша Вихров. Дед Саши отвёз Алексея на подводе в свой дом.

Несколько дней колхозники ухаживали за Маресьевым. Нужна была медицинская помощь, но в селе не было врача. В первых числах мая рядом с деревней приземлился самолёт, пилотируемый А. Н. Дехтяренко, и Маресьева отправили в Москву, в госпиталь.

По воспоминаниям сына лётчика, Виктора Маресьева, в интервью, данному корреспонденту газеты «Аргументы и факты»:

«

В госпитале он, с заражением крови, с гангреной, лежал на каталке уже по пути в морг. Так случилось, что мимо умирающего Маресьева шёл профессор Теребинский. Он спросил: «А этот что тут лежит?» С отца сняли простыню и говорят: «А это лейтенант молодой с гангреной». Теребинский приказал: «Ну-ка на операционный стол его живо!»[11]

»

Врачи вынуждены были ампутировать Маресьеву обе ноги в области голени, но жизнь спасли.

В июне 1942 года за три сбитых немецких самолёта награжден орденом Красного Знамени[12].

В 1942 году Маресьева отправили в Куйбышев, где был специализированный госпиталь для больных с ампутированными конечностями № 3999 (ул. Молодогвардейская, 196). Здесь ему выдали протезы — грубые и тяжёлые, доставлявшие сильную боль при ходьбе. В госпитале Маресьева поставили на ноги и он начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами, а для окончательной реабилитации перевели в дом отдыха спецназначения № 1 (ныне — санаторий им. Чкалова). В начале 1943 года прошёл медкомиссию и был направлен в Ибресинскую лётную школу (Чувашская АССР). В феврале 1943 года совершил первый после ранения пробный вылет. Добился отправки на фронт.

В июне 1943 года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Командир полка не отпускал Алексея на боевые задания, так как обстановка в небе накануне Курской битвы была крайне напряжённой. Алексей переживал. Его поддержал командир эскадрильи А. М. Числов и взял с собой в пару на боевой вылет. После нескольких удачных вылетов в паре с Числовым доверие к Маресьеву возросло.

19 июля 1943 года он одерживает первую победу после возвращения в строй — сбит пикирующий бомбардировщик Ju-87. 20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни двух советских лётчиков и сбил сразу два вражеских истребителя Fw.190, прикрывавших бомбардировщики Ju.87. Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всей 15-ой воздушной армии и по всему фронту. В полк зачастили корреспонденты, среди них был будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой.

24 августа 1943 года за спасение жизни двух лётчиков и 3 сбитых немецких истребителя заместитель командира эскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиационного полка 3-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 1-го гвардейского истребительного авиационного корпуса 15-ой Воздушной армии старший лейтенант Алексей Петрович Маресьев удостоен звания Герой Советского Союза (Золотая Звезда № 1102. С октября 1943 года воевал помощником командира 63-го гвардейского иап по воздушно-стрелковой службе, затем стал штурманом полка.

В марте 1945 года А. Маресьев после ряда настойчивых пожеланий вышестоящего командования (его имя было уже известным стране и гибель лётчика была нежелательна в пропагандистских целях) согласился перейти из боевого полка на должность инспектора-лётчика в управление вузов Главного управления обучения, формирования и боевой подготовки ВВС РККА. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 10 самолётов врага: три (по широко распространённым ошибочным данным — четыре) до ранения и семь после. По данным М. Ю. Быкова, достоверно подтверждаются 7 личных побед А. М. Маресьева (в боях 1 апреля 1942, 4 апреля 1942 — две победы в одном бою, 19 июля 1943, 20 июля 1943 — 2 победы в одном бою, 15 декабря 1943 года)

 


Рецензии