Поклонимся великим тем годам В. Афанасьев

2
Уважаемый читатель!
В ваших руках юбилейное издание сочинского музыканта, композитора, поэта Владимира Ивановича Афанасьева «Поклонимся великим тем годам», посвященное светлой
памяти павшим и без вести пропавшим фронтовикам, а также ныне живущим ветеранам боевых действий, труженикам
тыла и другим, пережившим эту страшную трагедию века.

   С любовью и уважением автор представляет легендарного человека военного времени Константина Михайловича
Симонова, написавшего знаменитое стихотворение «Жди меня».

Кроме того читателю предлагаются исторические материалы о самом известном марше планеты «Прощание славянки», а также уникальные факты из жизни его создателя
В.И.Агапкина.

А 94 В.И.Афанасьев, Поклонимся великим тем годам
ООО фирма «АЛЕВ» г.Славянск-на-Кубани, 2020г. 24 с.

3

     9 мая - всем праздникам праздник

Убита война, торжествует страна
Лежат не старея, укрывшись планетой
Не зная победы бойцов имена.
В долгу мы пред ними во все времена.

В этот день дел благих, долг святой всех живых
Помянуть души павших к обеду,
Грусть в бокалы разлей, звучит тост в Юбилей
За великую нашу Победу!


      Набирай обороты, Россия

Набирай обороты, талантов страна,
Представляй самородков России,
Вдаль дорога видна, к лучшей жизни она,
Нас по этой ещё не возили.

Станем жить по уму, тормозить ни к чему,
Хватит рушить, пора создавать.
Путь открыт, в добрый час - всё зависит от нас,
Управляй, рулевой, жми на газ!

Мы приблизим рассвет, отодвинем закат,
Увеличим день как наши деды,
Чтоб в труде, как в бою, не стесняясь лопат,
Мы сражались с тобой до Победы.

4

     Фронтовые дороги вонзила
     В память нашу война до конца
     Боль осела, а прошлое всплыло
     В песнях этих и в наших сердцах.

Никогда не забудем об этом!
Театрализованное представление В.Афанасьева
«Фронтовые дороги»
(на любимые мелодии военных лет)

    Ведущий: Песни военных лет... за что их так любят и
помнят в народе? Видимо, не только за простоту и душевность, красоту поэтического и музыкального языка. Безусловно всё это важно, но главное достоинство их: стойкий оптимизм, неиссякаемая вера в добро, в извечные человеческие ценности, за которые люди шли на подвиг и
смерть...(фрагмент музыки песни «священная война», на
фоне мелодии-мелодекламация).

    Открывается занавес: (На сцене огромная рамка, на
ней «фотография» военных лет, на фотографии фронтовики различных родов войск, искалеченные войной. Рядом с
ними сотрудники госпиталя увековечились на добрую память с артистами после концерта.
   От первых военных залпов до победного майского салюта прошагали эти песни в боевом строю.
   Заканчивается музыка песни «Священная война», в один
миг оживает поющая фотография.
 
5

   Справа от фотографии девушка с синим платочком в
руках прощается с солдатом, который уходит с автоматом (через всю сцену) на фронт.
   Ожившее «фото» поёт:

На позиции девушка провожала бойца,
Тёмной ночью простилися
На ступеньках крыльца.
И пока за туманами видеть мог паренёк,
На окошке на девичьем всё горел огонёк
И врага ненавистного крепче бьёт паренёк
За любимую Родину за родной огонёк

   Солист-солдат возвращается к микрофону, поёт:
Второй стрелковый батальон теперь моя семья
Привет-поклон тебе он шлёт, моя любимая.

Поёт «фотография»:
Привет-поклон тебе он шлёт, моя любимая.

Солист – солдат:
Помню тот памятный вечер -
Падал платочек твой с плеч,
Как провожала и обещала
Синий платочек сберечь
За них

Поёт «фотография»:
За них

6

Солист – солдат:
Родных

Поёт «фотография»:
Родных

Все:
Любимых желанных таких
Строчит пулемётчик за синий платочек,
Что был на плечах дорогих

На фоне песни невеста читает письмо-треугольник

Солист – солдат:
Ты сейчас далеко - далеко.
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти не легко,
А до смерти четыре шага

Поют - «фотография» и солист вместе:
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.

Солист – солдат:
Мне в холодной землянке тепло
От твой негасимой любви.

Выходит матрос (вступление «Прощайте скалистые
горы»)

7

Бесстрашной походкой матросской
Идём мы навстречу врагам,
Чтоб снова с победой геройской
Вернуться к родным берегам.
А волны и стонут и плачут
И бьются о борт корабля
Но радостно встретит
Героев Рыбачий
Родимая наша земля.

Поёт фотография:
Родимая наша земля...

Смерть не страшна...

Солист – солдат:
С ней не раз мы встречались в степи.

Поёт «фотография»:
Вот и сейчас

Солист – солдат:
Надо мною она кружится.
Ты меня ждёшь и у детской кроватки не спишь,
И поэтому знаю - со мной ничего не случится.

Поёт «фотография»:
Ничего не случится

Музыкальная каденция к песне «Эх, дороги»

8

Все – поют:
А дорога дальше мчится, пылится, клубится,
А кругом земля дымится, чужая земля.

Солист – солдат и поющее фото:
Эх, дороги, пыль да туман,
Холода, тревоги да степной бурьян.

Все – поют:
Снег ли ветер, вспомним друзья,
Нам дороги эти позабыть нельзя.

Солист – солдат:
По дороге фронтовой кони шли на водопой,
Шли, потряхивая гривой, кони-дончаки.
Распевает верховой: «Эх, ребята, не впервой
Нам поить коней казачьих из чужой реки.

Все – поют:
Казаки, казаки едут с песней по Берлину наши казаки.

И ещё раз повторить с залом эту строку

Солист – солдат:
Ехал я из Берлина по дороге прямой
На попутных машинах ехал с фронта домой.
Ехал мимо Варшавы, ехал мимо Орла, -
Там, где русская Слава все тропинки прошла.
Эх, встречай, покрепче обнимай,
Чарочку хмельную полнее наливай.

9

(встреча с невестой в объятьях)

Все – поют:
Эх, встречай, с победой поздравляй,
Чарочку хмельную полнее наливай.

Солист – солдат с любимой поют:
И врагу никогда не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова,
Дорогая моя столица,
Золотая моя – Москва.

Все – поют:
Кипучая, могучая, никем непобедимая,
Страна моя, Москва моя – ты самая любимая.

Речитатив солиста (обращаясь к застывшей фотографии) на фоне фрагмента музыки «Друзья - однополчане».

Где же вы теперь...
Друзья-однополчане...

поёт:
Боевые спутники мои.

         Маршеобразная дробь барабана

Ведущий:
Всем маршам марш «Прощание славянки»,
Шагала с ним Россия по войне,
Ни пушки не страшны ему, ни танки,
Сражался он со всеми наравне.

10

(поёт солдат после вступления марша):
Он победно звучал на перронах,
Когда враг заслонял горизонт,
С ним отцов наших в дымных вагонах
Поезда увозили на фронт.

(солист):
Этот марш - символ Мощи и Силы.
В нём - далекое эхо войны.
Всенародная Гордость России
За победное знамя страны.

(все):
Когда марш в поход
Страна позовёт,
За дом наш родной
Мы все пойдем на смертный бой,
На смертный бой.

(солист - солдат):
Под этот марш громили мы врага,
Он в бой провожал нас с тобой.
Когда случится с врагом сразиться
Мы все пойдём на смертный бой,
На смертный бой.

(все):
Когда случится
С врагом сразиться.
Мы все пойдем на смертный бой,
На смертный бой.

11

(все): Слався наша русская земля
(солист):
Славной музыке кланяюсь низко,
А создателя* славлю вдвойне.
Марш живёт в каждом сердце Российском,
Он - звучащий рассказ о войне.

(все):
Когда нас в поход
Страна позовёт
За край наш родной,
Мы все пойдём на смертный бой,
Священный бой.

(В конце музыки марша «фотография» мгновенно застывает в первоначальной позе)

Закрывается занавес

* создатель марша - Василий Иванович Агапкин

12

Светлой памяти автора стихотворения
военного времени «Жди меня».

Он Верой и Правдой пером послужил,
Работал ночами и днями,
Чем добрую память людей заслужил,
Врос в землю России корнями.

Война сотворила с ним стих «Жди меня»,
Достойный великой награды -
Он стал для солдата, что танку броня,
С ним в бой шли, не зная преграды.

13

За жизнь небольшую1 успел сделать много2,
Большие награды3нашли его грудь.
На деле познал, что такое тревога4,
Что жив, сам себе смог на ухо шепнуть.

К победе летели, бежали, ползли,
К себе приближали её, как могли.
Под боком у смерти жил автор, а именно:
Автограф оставил нам КОНСТАНТИН СИМОНОВ 5
.
  1 - Константин Симонов прожил 64 года.
  2- К. Симонов – прозаик, поэт, драматург, киносценарист, журналист, общественный деятель. Лучшие его произведения: роман-трилогия: «Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето», роман в трёх повестях: «Четыре шага», «Мы не увидимся с тобой», «20 дней
без войны», повесть «Дни и Ночи, «Размышления о Сталине», «Русские люди», «Русский вопрос», «Сборники стихов», сценарии к спектаклям, фильмам и многое другое.
  3 - Орден Красного знамени, Орден Отечественной войны, Герой социалистического труда, Лауреат Ленинской
премии, шестикратный лауреат Сталинских премий.
  4 - В качестве военного корреспондента побывал на всех
фронтах, был свидетелем последних боёв за Берлин.
  5 - В связи с тем, что Кирилл Симонов из-за картавости,
полученной от рождения, не выговаривал буквы Л и Р, сменил имя Кирилл на псевдоним Константин.

14

      Они не померкли с годами

Сквозь душу и сердце журчали стихи,
Глаза с комом в горле читали.
«Добыты», невольно, с боями грехи.
Простить их кто сможет? Едва ли.

Нам столько стихов преподнёс военкор
Они не померкли с годами
Вот эти - визитка его до сих пор, -
А значит и он вместе с нами.


            «Жди меня»

Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придёт,
Жди, когда уж надоест всем,
Кто вместе ждёт.

15

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло. -
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, -
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

        Эти стихи в 1941 году были посвящены
                известной киноактрисе,
                будущей жене,
                Валентине Серовой.

16

           Василий
           Иванович
           Агапкин

- русский военный дирижер и композитор, полковник министерства государственной безопасности.

    Родился 3февраля 1884г., деревня Шанчерово, Рязанской губернии, умер
29 октября 1964 г. Москва(Ваганьковское кладбище ).

   Его имя вписано золотыми буквами в мировую музыкальную культуру военно-дирижёрского искусства. Марш «Прощание славянки» знают и любят во всех
бывших республиках СССР, Болгарии, Польши, Словакии,
Франции, Германии, Финляндии, Америке, Японии и даже
в Африке.
    В 1912 году написан марш «Прощание славянки», посвящённый женщинам-славянкам, провожающим своих сыновей, братьев и мужей на справедливую войну, развязанную
Турцией против балканских государств.
    Осенью 1912 года Агапкин решил показать свой новый марш известному композитору, военному капельмейстеру Литовского 51-го пехотного полка Якову Богораду, для чего отправился в Симферополь.

17

Вместе они придумали название марша «Прощание славянки». Богорад через некоторое время напечатал в симферопольском издательстве сотню экземпляров нот марша.
   На обложке - молодая женщина, которая прощается с воином и надпись: «Прощание славянки – новейший марш к событиям на Балканах. Посвящается всем славянским женщинам. Произведение Агапкина».

Памятник «Прощание славянки» у Белорусского вокзала в Москве.

18
Вскоре мелодия звучала уже над всей Россией. Благодаря тому, что киевская фирма грамзаписи «Екстрафон»
летом 1915 года выпустила граммофонную пластинку с
записью этого марша. Известным он стал очень быстро.
Мелодия марша получила и всемирную известность: ее
стали исполнять военные оркестры Болгарии, Германии,
Австрии, Норвегии, Румынии, Франции, Швеции, Югославии и в других странах.
    В конце января 1924 г. Агапкин с оркестром провожал в
последний путь В.И. Ленина.
    В июне 1938 г. он был приглашён комендантом Московского кремля в комиссию по совершенствованию музыкального боя часов Спасской башни и сочинил мелодию
перезвона Кремлёвских курантов – мелодию короткую, но
чрезвычайно выразительную. В ней он органично соединил
величественные перезвоны традиционных русских церковных колоколов с музыкой оптимистических песен 30-х годов.
    Музыкальное наследие В.И. Агапкина насчитывает десятки прекрасных мелодий (12 строевых и 9 встречных
маршей, а так же вальсы и романсы), но марш «Прощание славянки», безусловно, является самым знаменитым
в творчестве композитора. Под его триумфальную музыку
шли бойцы в приподнятом боевом настроении на подвиг
и смерть, защищая свое Отечество.
    В 1945 году по предложению И.В. Сталина парад победы в Москве открывался сводным оркестром. Маршем
«Прощание славянки» дирижировал сам автор.
    Нет у нас человека, который ни разу не слышал это легендарное произведение, которое всегда будет звучать в
сердцах многочисленных поколений земли нашей, являясь визитной карточкой России.

19

   В 2012 году был отмечен 100-летний юбилей создания
этого достояния страны.
   Все концерты оркестра Агапкина всегда заканчивались
исполнением «Прощание славянки». Фирма «Мелодия» неоднократно выпускала грампластинки со знаменитым маршем большими тиражами. И, наконец, он стал гимном города Тамбова, где жил композитор.
   Каждый раз, услышав знаменитую мелодию, у меня к
горлу подступает комок, а сознание переполняется бесконечным уважением к защитникам родной земли и гордостью за свою причастность к ней.
   «Прощание славянки» всегда был и будет живым памятником всем сражавшимся за ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ над
фашизмом.

20

     Афанасьев Владимир Иванович

   Артист Сочинской государственной филармонии (1970-
1982г.), Лауреат конкурсов авторской песни (1974-1975 гг), Заслуженный работник культуры
Кубани (1999г.), художественный руководитель Народного
песенно-инструментального ансамбля «Возрождение» (2005г.),
художественный руководитель
и постановщик театрализованных представлений фольклорного ансамбля Центрального Военного санатория Министерства
обороны «Озорные посиделки» г.Сочи (1976г.), руководитель
семейного ансамбля «А ну-ка, подыграй-ка» (с 1990г.).
    Автор сборников «У времени нравы крутые» (1992г.), «Заветные забавы» (2002г.), «Человек придумал песню» (2013),
«Город заветной мечты» (2014), «Тропою музыки, поэзии и
песен» (2014).
    Участник гала-концерта «Поют дети России» в концертном
зале П.И.Чайковского в Москве (2000 и 2002г.г.).
    Владимир и Людмила Афанасьевы - награждены Всероссийской общественной организацией «Трудовая доблесть России» дипломами за безупречный благотворительный творческий труд родному Отечеству.
    У композитора более 400 песен и произведений инструментальной музыки. Он автор театрализованных представлений
«На свадьбе кубанской», «Приходите в гости к нам», «У матросов есть вопросы», «Дружбой надо дорожить» и другие.
    Шестьдесят лет бескорыстного служения: любимому городу, родному краю, красоте и величию России.

21

        Всё то, что хочется иметь,
        Получишь ты тогда,
        Когда научишься потеть
        От своего труда.

Трудовая доблесть России
Возрождалась во все времена.
Тех, кто праведный труд свой вносили,
Книга жизни хранит имена.

Куда бы нас судьба ни заносила
Мудрей и твёрже твоя подпись и печать.
Многострадальная ты, матушка Россия,
Пора тебя Великовечной величать.

Люблю тебя неведомою силой.
За что? Не знаю сам, отвечу всё равно:
- За то, что ты во мне, а я в тебе, Россия,
Когда мы вместе, значит, мы одно.

22

На бескрайних просторах
Российской земли хлебосольной
Возрождалась страна
(День рожденья назвать не берусь),
Набиравшая силу
Под праведный звон колокольный
Из руин поднималась
Великая, древняя Русь.

Бьёт набат новый век.
Снова вспыхнули искры раздора.
Только ты, человек,
Погасить можешь пламя войны.
Неужели не видишь
Людского страдания горы?
Строем в землю уходят
Безвинные чьи-то сыны.

23

Сколько стало потерь,
Всевозможных невзгод и печалей,
Сколько чинят преград
И на то есть причина тому:
Сбить с дороги людей
Долго недруги злые мечтали
На колени Россию склонить
Не дано никому.

Верю, время придёт,
Станут жить без границ все на свете,
Чтобы в гости ходить
И сажать там добра семена.
Есть мечта у меня:
Водрузить Флаг Любви на планете,
Чтоб забыть навсегда
Ненавистное слово война.

Забыть всем во все времена.

24

Содержание

Набирай обороты, Россия . . . . . . . 3
Никогда не забудем об этом! . . . . . . 4
Светлой памяти автора стихотворения военного
времени «Жди меня» . . . . . . 12
Они не померкли с годами . . . . . . 14
Жди меня (К.Симонов). . . . . . . . 14
Василий Иванович Агапкин . . . . . . 16
Об авторе . . . . . . . . . 20
Трудовая доблесть России . . . . . . 21
Во все времена . . . . . . . . . 22


Рецензии