Перестарки. Часть 2

Перестарки по-московски.

Повод для разговора фильм 2015 года Бориса Грачевского «Между нот, или тантрическая симфония».

Это не кинорецензия в собственном смысле слова. Я все-таки не киновед и не профессиональный рецензент. Это, скорее, рассуждения на тему, которая заявлена режиссером. Тема интересная для меня в силу моего общего интереса к личным человеческим отношениям, и, тут уж в силу личного опыта, интереса к личным отношениям людей с разницей в возрасте. Моложе был, более активно интересовался отношениями, когда женщина старше, теперь больше, скажем так, «классическим» возрастным мезальянсом, когда старше мужчина. Хотя, и про сам фильм я, конечно же, расскажу.

Собственно с этого и начнем.

Фильм «о поздней любви композитора с мировым именем и молодой девушки из глубинки», как слово в слово указано в нескольких материалах, посвященных процессу съемок, и самому фильму, а главное в интервью Бориса Грачевского 2014 года, в период съемок. Так что этот логлайн если и не принадлежит самому Грачевскому, то, вероятно, согласован с ним. Будем учитывать эту авторскую интерпретацию.

Ну, и эта же история в моем пересказе.

Двое людей с большой разницей в возрасте, образовании, культуре, жизненном опыте пошли навстречу друг другу. И какое-то время побыли вместе. Пытались примерять на себя счастье. Но потом неожиданно, и с болью для обоих расстались. Точнее, ушла женщина.

И хотя режиссер говорит, что реальная история (из его личной жизни) только один из источников, давший импульс для размышлений об этой теме вообще, все же влияние этой истории очень сильное.

Достаточно сказать, что финальные титры идут под песню «Воробышек» на стихи Б. Грачевского.

Смысл песни совершенно классический можно выразить коротко: «Мне так одиноко! Вернись ко мне, ведь нам было так хорошо вместе!»

Уж сколько мужчины своих мужских слез пролили в таком стиле!

Можно сравнить. Вот несколько строчек из стихотворения Грачевского:

«Нет больше воробья, и я один во мгле.
Мой птенчик-сероглаз, молю тебя, вернись –
Лишь мы вдвоём с тобой способны рваться ввысь».

И, к примеру, песенка, на которой я взрослел.

«Come Back to Me» группы Uriah Heep из альбом «Fallen Angel» 1978 года.

«Alone again I'm so alone again
With nothing, nothing but you on my mind 
Can't you see what you've done to my life
What can I do to win you back again!

Come back to me, can't we try it one more time      
Come back to me, come back to me               
Take a piece of my heart               
Baby, come back to me!»*

Англоязычных, только в послевоенный период, и только популярных песенок с таким названием штук шесть.

Русскоязычные? Эдуард Хуснутдинов, Андрей Лорд, Avram Mirniy у всех песни «Вернись ко мне». Кстати, вот женский вариант. Ева Польна  «Вернись ко мне». Это все совсем недавнее творчество.

А есть еще итальянцы - Raffaella Carra,  Luch;,  Fabrizio Paterlini. Испанцы - Magnate & Valentino, Micro TDH. Поляки - Marzia Gaggioli, Krawczyk Krzysztof (милая вещица),  DaNON. Наверное, есть и на китайском. И это только песенки.

То есть расставание (тоже совершенно обычное явление в человеческих отношениях) переживается разными людьми совершенно одинаково.

А где есть одинаковость, сходство, там можно искать закономерности. Устойчивые причинно-следственные связи. И искать объяснение  и устройству человеческой души, и человеческим чувствам.

Было время, я сам тонул в таких чувствах. А сейчас?.. А сейчас меня посещает мысль – о чем страдают эти мужчины (о мужчинах будем говорить)? И о ком? О своем психологическом комфорте, в котором женщина была удобной красивой мебелью? О ком они страдают? Они уверены, что они знали того человека, с которым были в отношениях? Если она ушла, ты уверен, что она ушла от хорошего! И ушла обязательно к худшему?

Как в политическом троллинге сейчас говорят - «не все так однозначно».

И надо все-таки быть великодушным. Если женщина ушла (как ей кажется) к чему-то лучшему (а она действительно дорога вам как человек), то пожелайте ей того, чтобы ей действительно было хорошо. Ведь, согласитесь, это было бы действительно здорово, ели бы ей было хорошо! А вы? Ну, вы же мужчина! Вы же сильный! Вы справитесь! Не о своем комфорте нужно думать, а о благе близких. Вы пострадали? Господи! Это такая небольшая цена за то, чтобы дорогому для вас человеку было хорошо! Когда-то ради того чтобы ей было хорошо вы были готовы и на большее.

И некоторое знание жизни подсказывает - вам было вместе хорошо? И это замечательно! На самом деле, она по-прежнему относится к вам очень хорошо. И ушла от вас потому, что все хорошее, что она могла вам дать она уже дала. А плохое она давать не хочет.

И вот это не троллинг.

Я в данном случае не про реальную историю автора фильма. Я о смысловом содержании таких историй вообще.

Но вернемся к фильму.

Фильм длинный, более двух часов.

Смотрелся он весьма тяжело, как какая-то нелепая история, не заслуживающая пересказа, даже если она и произошла в реальности.

Весь фильм было полное ощущение неубедительности ни главного героя, ни главное героини.  С учетом того, что сюжет медленно сползал к «хепиенду у Парижу» фильм мог оказаться редкостным говном. И у меня до сих пор еще есть ощущение (вполне возможно неоправданное, для этого нужно еще раз пересмотреть некоторые эпизоды, но я как не профессиональный рецензент, воспользуюсь привилегией этого не делать), так вот, есть ощущение, что режиссер эту концовку  вынужден был сделать походу, взамен планировавшейся. Хотя, если концовка изначально планировавшаяся -  снимаю шляпу перед автором. Концовка сделала фильм реальной историей с живыми людьми.

Вот только любовью здесь и не пахнет.

Но об истории. В таком виде, это правдивая и понятная, в обобщенном своем виде (без деталей), история. Ее можно с чистой совестью занести в актив автору. Именно в таком виде она и делает фильм не провальным. Нравственно, эстетически. Финансово не знаю. Не проверял. Как раз финансово успешней был бы фильм с хеппи-эндом. Люди любят, чтобы было хорошо сейчас. Там, потом, может быть (они это понимают, не дети все же), будет и нехорошо. Но вот сейчас, сегодня пускай все получится, пусть будет хорошо. Людям нужна надежда. Пусть даже призрачная. Пусть даже на время. Если вам удастся упаковать надежду в какую-то более-менее сносную историю, люди это оценят.

Ну, и есть авторская интерпретация этих событий.

В предпоследней сцене, сцене расставания, автором расставляются смысловые акценты истории.

«Я ж без тебя хорошо жила! Нормально! И не плакала как дура от всякой хрени! Ты мне всю душу вывернул, понимаешь?! Я хорошо жила. Водку пила. Во-доч-ку! А не эту кислятину. Твое винище это сраное. И не плакала и не буду! Мне хорошо! И не буду! И не надо! Иди ты в жопу со своими корабликами! Оставь меня в покое! Вали на хер отсюда!

Черт! Черт, блин! Ты ж понять ничего не можешь!

Понять никак не можешь! Нет.

Во!.. Знаешь, есть туфли! Такие модные, блин! Красивые такие туфельки! Любая б баба за них всю жизнь, и все свое тело и душу продала! Но мне в них плохо! Жмут! Понимаешь? Натирают туфельки… До крови, блин, натирают! Очень больно… Ты не понимаешь! Не видишь и не понимаешь!

Вали отсюда! Вали!»

Вот так расстаются наши главные герои.

Совершенно примечательный рефрен, на который нужно обратить внимание: «Ты ж понять ничего не можешь!», «Ты не понимаешь! Не видишь и не понимаешь!».

В этом объяснение основной коллизии фильма.

Наш тонко чувствующий интеллигент свою женщину просто не чувствовал. Наш интроверт сосредоточен на своих внутренних ощущениях. Она с самого начала ему неровня.  Она не собеседник. Она для него ресурс, средство разрешения своих внутренних противоречий и снятия внутренних напряжений.

Очень примечательно в связи с этим посмотреть на сцену их первого секса.

Начало еще какое-то блеклое подобие. А потом?.. Мм-ммм… Это какая-то хореографическая штука непонятного стиля и содержания. Можно, конечно, вспомнить сакраментальное - «У нас не умеют снимать секс». Но сделаем предположение, что именно таким его автор и видел.

Давайте попробуем быть искренними. Когда два человека не сразу, не просто, подошли к этому моменту, и наконец-то они убирают последние препятствия и разрешают себе это. Там нет никакого балета. Там стремительные, акцентированные движения. Там нет полутонов. Две стихии бросаются друг к другу. Здесь же изначально девушка напряжена. А потом этот танец.

Скорее всего, перед нами неискренняя женщина. Не расслабившаяся женщина, не отдавшаяся чувству. Женщина, которая, скорее всего, из уважения к мужчине согласилась и изображает удовольствие.

И если это так, то наш «гений» «родившийся таким», просто болван, упивающийся своей победой, совершенно не чувствующий свою женщину.

Хотя… такое тонкое выстраивание эпизода, это было бы высшим пилотажем режиссуры. Вероятно,  такое его прочтение не совсем оправдано. Хотя оно красиво вписывается в смысловую канву фильма.

А вот это  - «Я ж без тебя хорошо жила! Нормально! И не плакала как дура от всякой хрени! Ты мне всю душу вывернул, понимаешь?! Я хорошо жила. Водку пила. Во-доч-ку! А не эту кислятину. Твое винище это сраное. И не плакала и не буду!» … Если сказать как у классика «Не верю!», это почти ничего не сказать. Не верю совершенно и абсолютно!

Плакать - это искренние чувства. Человек не может не ценить искренние чувства. Мы искусство за это ценим. Оно делает наши чувства чище. Вот дорогое марочное вино считать винищем и ценить водку выше, это сколько угодно.  Но!.. необходимо отметить, у молодой женщины, имеющей вкус к водке, будет довольно быстро сужаться спектр жизненных интересов и смещаться в сторону «душевных» бесед за стаканом. И тогда, всякие толстые с их аннамикарениными легонько бы шли лесом. А наша героиня «Анну Каренину» читает, и даже формулирует свое мнение. И внешне, женщина ценящая водку, менялась бы довольно быстро. Причем так, что никакое просвечивающее на солнце ситцевое платье не могло бы тронуть сердце нашего тонко чувствующего «композитора с мировым именем».

Наш главный герой интроверт, меланхолик, сосредоточенный на внутренних ощущениях. Вероятно неуверенный в себе. Не крупный мужчина (сцена со скульптурой у отца говорит, скорее всего, об этом). Таким людям свойственна скрупулёзность, усидчивость, организованность. Он человек культурный, во многом упорядоченный. Привыкший к определенному жизненному ритму. Вероятно, зануда.

А главная героиня – это сангвиник в расцвете сил. Эмоциональная, не обремененная строгими правилами, живущая под сильным влиянием чувств.

С учетом разницы в возрасте, попробуйте представить такую комфортную ситуацию, когда эти оба могли бы гармонировать. Я не могу.

Наш скрупулезный педант не «душу вывернул» у нее, а втискивал ее стихию в культурные правила, смысл которых ей не очень понятен.

У нашего героя была острая потребность в самоутверждении (три года назад от него без объяснений ушла жена). Ему нужно было найти внутреннее равновесие. Ему нужно было всем тем (ценным, как он полагает), что он накопил в себе, и что лежало втуне,  одарить кого-то. Что он и делал, на самом деле, не очень следя за тем, что происходило с женщиной.

И, скорее всего, наш главный герой был неубедительный любовник.

Мужчина в этой истории был озабочен собой. Поэтому женщину свою он не понимал. На прощание она об этом ему и сказала.

Вот такое вот объяснение, как мне кажется, у этой истории.

А сопли эти "Вернись ко мне" - это не для общественного обсуждения. Каждый сам пережевывает свои .

А теперь о мезальянсе в целом.

На ранних этапах становления мужчины (я все время говорю о мужчинах) отношения со старшей, более опытной женщиной считаю безусловным благом.

И сказать по правде, волосы встают дыбом, когда я смотрю на этих женщин (часто очень симпатичных), которые получили чудовищные тюремные сроки за секс с подростками.

Еще совсем недавно, сто лет назад, родители нанимали симпатичную бонну или учительницу географии для своих подрастающих сыновей, чтобы они смогли вступить во взрослую жизнь. Или старший брат, или дядюшка водили подростка в публичный дом, или к актрисам. У венценосных дофинами занимались фрейлины.

О зеркальной ситуации, когда девочка-подросток и взрослый мужчина ничего сказать не могу. Хотя жизнь знает и таких случаев множество, и совсем не трагических. Но вот уголовное законодательство такую гуманитарно-образовательную акцию оценивает исключительно негативно. Причем, даже тогда, когда разница в возрасте составляет даже не годы, а месяцы. Согласие подростка до достижения определенного возраста считается неполноценным, и игнорируется.

Мужчина в возрасте не имеет права делать молодой женщине никаких долгосрочных предложений. Ему нечего ей предложить. Кто-то может возразить – «Как?! А материальный достаток?!». Да, конечно, может возрастной мужчина это предложить. Может. И многие женщины примут такое предложение. Вот только здесь нет отношений. Здесь есть сделка. Это чистая экономика. Это (!!!) приложение к отношениям. Есть они (и тогда материальный достаток приложение к отношениям), нет их – и тогда это просто экономическая сделка. Как в химчистке. Деньги за услугу.

Имеет она значение? Конечно! Безусловно! Чувства наши, к сожалению, несвободны от приземленных реалий. Игнорировать экономику в этих нежнейших вопросах опасно. Как писал поэт – «Любовная лодка разбилась о быт». И таких катастроф история земной любви знает множество.

Главная героиня нашего фильма, кстати, проигнорировала отношения с таким бонусом.
 
За женщину (молодую), готовую дослушать серенаду, исполняемую старческим дребезжащим голосом, становится тревожно. Старику, на пороге встречи с вечной темнотой, по всем показаниям физиологическим, медицинским, простительно быть каким угодно. Лишь бы за острое и бьющееся не хватался. А молодая женщина в такой ситуации благодарного слушателя это бессмыслица, нонсенс. Ей самой нужна помощь.

Если вы напишите в столбик все, что мужчина в возрасте может предложить женщине, а рядом то, что ей может предложить молодой мужчина и вычеркните совпадения, что останется в графе у возрастного мужчины? Окажется, что только знания и опыт.

Но задайтесь вопросом: « А зачем молодой женщине знания и опыт?» Для того чтобы у нее сложилась долгая насыщенная счастливая жизнь, в которой будут страсть, любовь, достаток и проч., и проч.,  а это ей могут дать молодые мужчины. А жить то ей придется с немолодым.

Вот и весь ответ.

А все эти потайные комнатки, заваленные запылившимися нереализованными мечтами? У нашего главного героя, к стати, была потайная комната, в которую он никого не пускал, заставленная модельками парусных корабликов  («50 оттенков серого» вышли в том же 2015 году. Кто у кого впечатлялся идеей комнатки не скажу).  Плюнуть на них – и забыть! Таких несбывшихся мечтей к определенному жизненному сроку у каждого (уж так устроена жизнь) соберется, если уж не целая комната, то порядочный саквояжик.

Ну, что ж, уважаемый читатель? Я постарался описать это явление по уму, более-менее обоснованно. Бессмысленно оно. Вот только видим мы, что в жизни это явление не так уж редко. «Вот рекбус! Краксворд!» Некоторое несоответствиеце теории  наблюдаемым фактам!

Ну, можем мы как знаменитый немецкий профессор повторить «Если факты противоречат моей теории — тем хуже для фактов».

Но по случаю надвигающегося праздника мы припомним слова еще одного тонкого наблюдателя за этой жизнью -  Сэмюэля Батлера (из его записных книжек).

«Жить – всё равно, что любить: все разумные доводы против, все здоровые инстинкты – за».

Appendix (оптимистическое)

Принципиальным в этой ситуации является положение женщины. И в этом отношении главное то, что ее возможности выбора среди мужчин сужены.

Ну, к примеру, он вообще единственный мужчина где-то (остров, поселение и т.п.).

Он единственный гетеросексуальный мужчина.

Он единственный мужчина, который проявляет к ней интерес.

Единственный порядочный мужчина, остальные уголовники, наркоманы и т.п.

Единственный католик, остальные протестанты.

Можно поискать еще варианты.

Вообще наше время – время перемен в сфере личных отношений. На протяжении тысячелетий женщина была призом (пассивным), за который конкурировали мужчины. Сейчас женщины становятся активными. Они способны не только соглашаться на отношения и отказываться от них. Они могут их инициировать. Уже не раз замечено, уходит в прошлое история Золушки и Принца. Попытки простых мужчин пробиться в принцы вызывает острое чувство жалости и неловкости. На всех Золушек, вполне возможно искренних и трудолюбивых, принцев остро нахватает. А те мужчины, которым удается пробиться в принцы уже седы и предпочитают на балу не танцевать, а сидеть возле стола с питьем и закусками. Наверное, уже пришло время других историй (и их уже можно и найти, начиная с «Бедной Саши» 1997 г.), историй как Принцесса добивается угольщика или слесаря.

В любом случае, во всех типах отношений сейчас роль женщины выросла в разы. А если мы говорим о мезальянсе, когда мужчина существенно старше женщины, то основные причины, почему такие отношения реализовались, нужно искать в женщине. Там главное звено.

Если быть совершенно честным с самим собой, мужчина в возрасте ничего не может обещать молодой женщине. Никакой будущей (счастливой, красивой. и проч.) жизни. У него нет будущей жизни. Он может только что-то дать ей из того, что у него уже (или еще) есть: знания, опыт, достаток, социальный статус, защиту от внешнего мира (к сожалению, это еще актуально в нашей жизни).  Важно это? Конечно! Но для этого не нужно жить вместе. Вместе люди живут, когда каждый день они нужны друг другу.

Нет, в природе не существует причин, по которым молодая женщина согласится на личные отношения (не примет предложение, а согласится на отношения (я стараюсь проводить здесь различие)) с возрастным мужчиной, кроме одной. Одной единственной. Совершенно эгоистичной и одновременно совершенно благородной, полностью оправдывающей эти отношения. Но… о ней умолчу. (Мелкий тщеславный интриган! Она давно известна людям!)

Пусть у наших женщин останется повод усомниться в моих рассуждениях. И пусть у них останется повод для творческого отношения к мужчинам.

Я все-таки не признанный учитель жизни, и не коуч по семейно-брачным отношениям.

* - Одинок, я вновь так одинок.
     Кроме тебя, мою душу ничего не заполнит.
     Разве ты не видишь, что сделала с моей жизнью.
     Что я могу сделать, чтобы завоевать тебя вновь.

     Вернись ко мне. Разве мы не можем попробовать еще раз?
     Вернись ко мне, вернись ко мне.
     Возьми частичку моего сердца,
     Детка, вернись ко мне.


Рецензии