Олег Табаков

Казалось, совсем недавно - "Шумный день" с молоденьким Олегом в главной роли... Помню, как мы с Олегом Павловичем были в жюри конкурса театрального искусства... Сидели рядом, обсуждали... Он как председатель, а я как заведующий театральным отделом МДСТ... И много позже, когда он приезжал в нашу Академию по каким-то своим делам... Редкого таланта и обаяния он был. Светлая память.
В шестидесятые годы в одной из московских школ молодой Олег Табаков создал театральную студию.
А чуть раньше, недалеко от нее, в 233 школе была создана театральная студия "Маяк" под руководством А.И. Лазарева, (молодого студента театроведческого факультета Гитиса, впоследствии - первого заместителя Управления культуры Москвы). В той студии за годы ее существования занимались и будущий зав кафедрой пластики Гитиса Николай Васильевич Карпов, и другие будущие Засл. артисты. Мы на каникулы уезжали на гастроли со спектаклями то по Волге, то по тем или иным областям страны. Студию "Маяк" тогда хорошо знали. А ежегодно по осени мы собирались на нашей поляне в лесу под Москвой, недалеко от платформы "Трудовая", где ночью у костра пели, читали стихи, и играли сценки... Эти наши слеты продолжаются и сейчас, в последнюю субботу сентября, правда уже в квартирах... )
Естественно, молодой Олег Табаков знал об опыте нашей школьной студии, и традиции нашей студии "Маяк" с кострами и чтением стихов не остались без его внимания и в его студии.
...А позже, уже в 1978 году, в Гитисе состоялся открытый ученый совет, на котором обсуждалось поведение руководителя 1 курса Олега Павловича Табакова, который позволил себе отчислить почти половину своего курса. До сих пор помню, как Олег Павлович был великолепен на этом ученом совете.  (Я там тоже присутствовал. так как был тогда ассистентом-стажером кафедры речи).
Профессор ГИТИСа им. А.В. Луначарского; декан режиссерского факультета Сергей Александрович Бенкендорф с трибуны обращался к сидящему в зале Табакову, который сидел вместе с остатками своего курса (на вопрос, почему на ученом совете сидят студенты, Олег Павлович ответил - у меня от студентов тайн нет!) - как же так, вы сами набирали курс, причем из числа ваших же воспитанников из школы, где с ними занимались - и отчисляете половину из них на 1 курсе! И многие другие педагоги тоже негодовали. Когда Олегу Павловичу предоставили слово для объяснений, он сказал - а я до сих пор помню это - "Мы с вами не огурцы в бочках солим!" Да, я сам набрал этот курс из моих школьников, у кого видел задатки и способности. Но институт - не школа. Здесь уже проявилось кто из них может, а кто нет. Мы не вправе выпустить их не имеющими шансов реализовать себя в профессии, сделать несчастными. закомплексованными людьми.
Потом Олег Павлович, не слушая возмущенных и осуждающих реплик коллег, посмотрел на часы, встал с места и сказал: "Продолжайте без нас. У нас урок, нам пора на занятия. Курс, на выход". Я был в восхищении!
Хочу добавить, что некоторые из отчисленных Олегом Павловичем студентов, как мне рассказывали, были приняты на другие курсы, и стали там примером для остальных студентов…


Рецензии