Размышления снежной бабы о милосердии

           Сегодня 6 февраля. Зима берёт реванш: «Такого снегопада давно не знали здешние места». Я любуюсь снежной красотой, не смотря на все сложности, связанные с заносами. Эпитеты роятся в моей голове, стихотворные строки наплывают сами собой. Но как часто бывает в моей жизни: происходит событие, которое внезапно переводит меня из одного состояния в другое, меняет ход мыслей и настроений. Так произошло и на этот раз.
Это случилось в прошлую пятницу вечером, часов в восемь вечера, в гипермаркете «Магнит». Встретила я своего одноклассника, выбирающего продукты для ужина. Разговорились с ним о делах житейских. И вдруг он с не скрываем волнением стал рассказывать о случае, свидетелем которого оказался совсем недавно. Недалеко от Ростова, в районе рынка «Алмаз», большая грузовая машина сбила переходившую дорогу женщину. Виновата была сама женщина: переходила дорогу в неположенном месте. Не увидел её водитель. Но, отношение горожан к случившемуся: равнодушное и чрезмерно хладнокровное. Постоят зеваки – обыватели, посмотрят, и, не совершая никаких действий, уходят, а мимо проезжающие автомобилисты фотографируют из окон машин на мобильные телефоны лежащее на дороге безжизненное тело. Равнодушие к чужой трагедии возмутило этого закалённого человека.
                Я в своей жизни тоже не раз сталкивалась с чёрствостью и жестокосердием. Помню, как - то весной, кажется в апреле, меня обожгло равнодушие водителя «Семёрки», когда мы с мужем помогли дойти и сесть в автобус больному старику, еле плетущемуся с рынка. Немало пронизаны может вспомнить каждый читатель разного рода подобных моментов. Их великое множество.
«Приступаю к написанию статьи о милосердии, а стихи о снегопаде пока отложу», - решила я. Для начала перелистала несколько словарей и запросила Яндекс: «Милосердие. Что это такое?» Все средства говорили об устаревшем понятии.

милосердие
- готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия
Пример: Проявить м.Взыватьк чему-н. милосердию. Общество "М". Действовать без милосердия (жестоко).
Толковый словарь Ожегова.

                Мне вспоминается один случай ещё из детства, когда я впервые испытала сочувствие, глядя на чужую боль.
Было мне тогда лет тринадцать, я лежала дома с бронхитом. Спала плохо, кашель душил преимущественно ночью, и с трудом засыпала только под утро. Однажды мой неглубокий сон прервали выстрелы и страшный отчаянный вой собак. Я выглянула в окно и увидела, как в кузове стоящий под окном машины лежали раненые, окровавленные, ещё живые собаки. Они надрывно вздыхали и умоляюще смотрели.
                В более взрослом состоянии глубокий след в моей душе оставила одна встреча. Казалось бы достаточно обычная. Я поступала в пединститут и снимала квартиру на Братском. Рядом с домом, в котором жила, располагался «Дом малютки». Там, во дворе стоял большой деревянный манеж. Несколько дней подряд шёл дождь и манеж пустовал. Погода наладилась, выглянуло солнце. И в один из ясных дней я увидела то, о чём позабыть не смогу ни при каких обстоятельствах. Детки, в разноцветных ситцевых ползунках, которым не было и года, стояли, держась за деревянные поручни, и плакали. Молоденькая стройная воспитательница поила их водой из алюминиевого ковшика и негромко напевала детскую песенку о Чебурашке. Долго, очень долго я не могла освободиться от чувства вины, пусть даже чужой и жалости к брошенным детям.
                Ещё одна история. Теперь из зрелого возраста. В девяностых годах я преподавала в русской средней школе Чайного совхоза № 1 Цхалтубского района республики Грузии. Школа была основана для детей из смешанных семей, в которых были русские мамы. Женщины из России, Украины, Белоруссии приезжали, что бы поработать на сборе чая, и вернуться домой. Но многие их них выходи замуж, и оставались жить в Грузии. В школе царило двуязычие. Преподавание велось на русском языке, а на переменах ученики общались между собой на грузинском. Дети были с ярко выраженной кавказской внешность, но и русские черты были узнаваемы в их лицах. Я помню всех: Оксану Чиргадзе, Наташу Абашидзе, Лену Донгадзе… Где вы сейчас девчонки? Как поживаете в новом государстве?
                В пятом классе учился высокий светлый мальчик, звали его Саша Бондарев. От сверстников он отличался высоким ростом, был на голову выше их, с чисто русской внешностью. Он всегда разговаривал на русском языке, писал грамотно, а вот «грузинским» владел только разговорным. Говорил на нём редко и со славянским напевным акцентом. На всё, что происходило, смотрел спокойно и серьёзно. Выдержка и терпение в характере отличали его от крикливых, и, зачастую дерзких кавказских сверстников.
                Классный руководитель Лиля Микеевна Бенделиани поведала мне невесёлую историю русского мальчика. Нодари, отчим Саши, уехал в Ленинград на заработки. Устроился водителем экскурсионного автобуса. Познакомился с молодой белокурой и голубоглазой женщиной по имени Надежда, у которой был мальчик от первого брака. Сложились добрые отношения, а затем и близкие. Они расписались, и вскоре Надя родила девочку, смуглую, черноволосую, с голубыми глазами. Да вот беда: не справилась женщина с тяжёлой болезнью, хоть и лечили её лучшие доктора. Похоронил Нодари свою русскую жену Надежду и вернулся в Грузию, в родительский дом с двумя детьми: похожей на него смуглой девочкой и долговязым питерским мальчиком. Я знаю, что в Грузии нет детских домов. Осиротевших детей забирают родственники, двоюродные братья и сёстры, троюродные и совсем далёкие. Такая вот сложилась в грузинском народе традиция: не бросать детей. Они должны расти в семье. Предать ребёнка – грех, тяжелее которого нет. Знаю, что не существует детских домов в государстве Израиль.
                Да и русские семьи зачастую были многодетными. Помню, как в детстве я дружилась с девочкой, у которой в семье было шесть сестёр. Их отец работал плотником и в доме всё было сделано его руками: стол, скамейки, полати, через всю кухню вдоль стенки тянулась длинная полица, а в углу высился самодельный кухонный шкаф.
                Моя бабушка, не смотря на «бедственную», как она её называла пенсию, часто покупала конфеты. Сама их не ела. Конфеты предназначались детям, живущим в посёлке. Она считала своим долгом: угощать сладостями маленьких детей и ей было неважно, что дети чужие.
Так делали многие старики, не одна она. Почему? Наверное, жизнь прожили трудную и голодную, а сами остались добрыми и милосердными.
В 1942 году, получив похоронку на мужа, бабушка осталась одна с четырьмя детьми. Все разного возраста. В 1943 году приняла в свой дом ещё маленькую дочку, которая осталась после смерти сестры. Не отнесла ребёнка в детский дом, выполнила просьбу Евдокии. О том, что ей было трудно, говорить не стоит. Она стирала окровавленные гимнастёрки, штопала и гладила их. Одна растила пятеро детей. Да наши бабушки были сильными, и любить умели самоотверженно, ничего не требуя взамен. Я вспоминаю её слова и выражения: «не смею отказать», «надо немедля помочь захворавшей», «помогу хлопотать, одна не справится», «надо ей подсобить», «выручу подругу, в беду попала». Бабушка не жила только своими заботами, «для себя», как принято сейчас говорить. Она всегда откликалась на все просьбы односельчан, подавала милостыню, угощала гостей, даже мало знакомых. «Просящему подай», - учила она меня, - «Не оскудеет рука дающего».
                Размышляя о милосердии, мне хочется обратиться к творчеству Даниила Гранина. Цитирую его строки:
….. «Пришло начисто забытое слово «милосердие». Старинное русское понятие, значение которого трудно даже выразить, столько в него входит. Это мило-сердце, то есть то сочувствие, сердечность, сокровенная расположенность одного человека к другому в минуты несчастья, бедствия, горя, одиночества, болезни, когда человеку более всего нужно соучастие, сочувствие, когда для человека невыносимо ощущение одиночества, своей ненужности.
Слово «милосердие» когда-то было в России чрезвычайно распространено. Существовали сестры милосердия, которые работали в больницах, то есть те больничные сестры, которые сейчас называются просто медицинскими, раньше назывались сестрами милосердия. Существовали Общества милосердия. Я не знал истории, связанной с милосердием в России. Я знал только, что слово это исчезло из лексикона. Потому что исчезло само понятие милосердия. А почему оно исчезло? Как это произошло? И что появилось взамен?.. Но как же мы живем без понятия милосердия?..
В 1937 году, в разгул репрессий, многие люди хотели хоть как-то помочь своим близким и знакомым, которых арестовывали и ссылали, помочь их семьям — женам и детям. Часто одновременно арестовывали и мужа и жену, а их маленькие дети оставались совсем одни. Их пытались взять к себе близкие и знакомые, но это не разрешалось, и детей отправляли в приюты. Не разрешали передавать посылки и передачи в лагеря, писать письма арестованным. Всякая форма помощи от посторонних рассматривалась как пособничество врагам народа. Происходили митинги, на которых приветствовали смертную казнь «врагов народа». Аплодировали, голосовали за смертную казнь, одни вынужденно, другие охотно. Врагов народа становилось все больше. Арестовывали в каждом учреждении, на всех предприятиях. Счет пошел на сотни тысяч, затем на миллионы. Репрессиям подвергали и тех, кто пробовал защищать невинно осужденных. Людей заставляли давать показания на соседей, на сослуживцев, возводить на них клевету, свидетельствовать об их антисоветских настроениях. Если кто-то из жалости, из чувства справедливости отказывался лгать, его самого могла постигнуть кара.
                Вот что пишет о более раннем периоде жизни русского общества в своей работе «Страдание и сострадание» Николай Бердяев
«Вместе с тем уже с начала XX в. сострадание по каплям уходило из реальной жизни. Люди становились безжалостнее, никто уже не умел, да и не хотел жалеть. Слово «жалость» доживало свои последние дни. В пьесе «На дне» М. Горький с пафосом требовал уважения к человеку, противопоставляя уважение жалости: «Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... Уважать надо!» И до сегодняшнего дня мы, воспитанные на этих словах, испытываем некоторое презрение к жалости, не терпим, чтобы нас жалели, видя в этом унижение нашего достоинства. А ведь одним из коренных значений слова «жалеть» в русском языке
является «любить, беречь, заботиться».

                В современное общество, хотим мы того или нет, пришли новые ценности, новые слова и понятия, зачастую глубоко отличные от наших исконно русских ценностей и понятий. Привнесённые из чужой культуры (в нашу духовно богатую!), где безраздельно правит капитал и победителем оказывается хитрый и ловкий, а не праведник, как в русских сказках. Где жизнь и интересы имущего человека веками поддерживала церковь, и купленная за деньги индульгенция освобождала католического подданного от накопившихся грехов. Бедняка же не признавал ни Бог, ни общество, в котором он живёт. Щедро, как из рога изобилия просыпались на нас ценности капиталистического общества, где звон и блеск золотых монет дороже правды и чести.
                То, что раньше называли скромностью, сейчас определяют, как закомплексованность. А на доброту и милосердие смотрят, как на «чудоковатость» или откровенную глупость.
Мне вспоминается простой незатейливый случай. Дело было в Западной Германии в городе Ораниенбурге, мой муж там находился на военной службе. Я шла в магазин мимо детской площадки. Маленькая девочка, хотела перешагнуть через край песочницы, споткнулась и упала. Я поспешила на помощь: подняла её с земли, отряхнула ладошки и платье, посадила на скамейку и тихонько подула на коленную ссадину. Улыбаясь, как принято у нас, сказала: «Всё хорошо, до свадьбы заживёт!». Подошедшая ко мне женщина, видимо это была мать девочки, сквозь зубы процедила: «Danke».Как потом мне объяснили: у немок не принято поднимать упавшего ребёнка. Заповедь: «Упал – сумей подняться».
                Я помню драки подростков. Как жёстко дрались немецкие тинейджеры, не эмоционально, а именно жёстко. Они применяли цепи.
Меня удручает, что слишком много времени наши дети посвящают виртуальным играм, порой откровенно агрессивным. И они оставляют корявый след в ещё неокрепшей психике.
Носителями доброты и милосердия в нашем обществе остаётся поколение бабушек и дедушек. Их влияние на него значимо, можно сказать, не заменимо. Для русского человека духовная составляющая – главная. Об этом необходимо помнить. Душа обязана трудиться. Жить только для себя – это неправильно. Это путь - в никуда.
                Я вспоминаю поток беженцев из ЛНР и ДНР. Жители нашего города помогали, чем могли. Несли вещи и продукты, консервацию, оказывали помощь словом и действием. Это и есть образец милосердия.
                Беда сплачивает людей. И это тоже заложено в характере русского народа. Давайте вспомним о блокадном Ленинграде, о том, как выживали ленинградцы в нечеловеческих условиях. На улице падал обессиленный человек, если не поднимется, то он обречён замёрзнуть. А такой же дистрофик и доходяга поднимал его, вёл в тепло, отпаивал кипятком, делился, чем мог. Люди понимали, что на его месте завтра можешь оказаться ты.
Сейчас, казалось бы, вроде в сытом обществе, поменялось, что - то важное в людях. Может из-за ритма жизни? Всеобщая напряжённость в обществе озлобляет людей. С возрастом делает их подозрительными, недоверчивыми, более толстокожими к сопереживанию. Даже подростки сейчас отличаются высокой тревожностью. Но истина – есть действие. Перемены к лучшему начинаются с малого: измени себя, хотя бы чуть-чуть – изменится мир.
.                На память сразу пришли, точнее сказать, ворвались строки Александра Сергеевича Пушкина из стихотворения «Памятник».

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

                Великий русский поэт завещал нам пробуждать добрые чувства и милость к падшим. Наша русская литература всегда несла посыл добра и гуманизма, любви к Родине., свободе и милосердию. Состраданием к «униженным и оскорблённым» все произведения Достоевского. Сострадание к несчастному чиновнику несёт «Гоголевская «Шинель». К раздумьям и глубоким человеческим чувствам приводят нас произведения Чехова, Лескова, Короленко. Для русской литературы не существует «отверженных». Героями романов становятся разбойники, бродяги и проститутки. На многие вопросы можно найти ответы в произведениях русской классической литературы. Отличительной чертой которой была и остаётся доброта и мудрость.
                Я оптимист, верю в свой народ, его соборность и праведность. Не смотря на сложные процессы, происходящие в обществе, напряжённость и тревогу, верю, что справится он, в очередной раз станет победителем. Переплавит в своём национальном котле всё ненужное чужеродное и сохранит доброту и милосердие.


Рецензии
Многонациональном котле чужеродное со временем превращается в родное. Как прежде уже не будет.Сложно людям старшего поколения,- есть с чем сравнить. Молодым настоящее - родное. Наше время больше милосердия проявляется по отношении к собакам и кошкам.
...Кота прогоняю на улицу погулять, чтоб не стал плюшевой игрушкой, а десятилетняя внучка кричит: "Ты что делаешь?! Пешка такой, как я! Выгони и меня вместе с ним!"

Бируте Василяускайте   12.02.2020 11:11     Заявить о нарушении
Немного с опозданием отвечаю. Ряд обстоятельств задержал меня.
Милосердие - это выбор каждого, как человек решит для себя.
Я в своей жизни много встречала добрых и отзывчивых людей, но были и другого качества представители, которые в ущерб себе ничего не сделают, не растревожатся от чужой беды и не поспешат на помощь. Я их считаю бедолагами и смотрю на них с сожалением.
В прежней форме никогда ничего не возвращается. Но я верю в СВЕТ. Я сказочница. Работаю с детьми и не имею права быть злой, пребывать всё время в печали. Детей надо поднимать на оптимизме, ведь им придётся решать все проблемы, которые мы им оставим. Милосердия и мудрости им! Пусть они будут лучше нас. Вот как - то так!

С душой, Лариса

Лариса Тим   14.02.2020 22:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.