Лунная соната

Ветерок, вздымая искорки сухой листвы,
Тихо льёт осенним, хлёстким, золотым дождём,
Улетающего тихо счастья мелких брызг,
В дали свода неба, что в туманном серебре.

Лунною сонатой светлой грусти высь небес,
Что звучит она в печальном, позднем сентябре,
Диалоги, в музыке, сердец отражены,
Растворившись, в той, божественной любви, весне.

И симфонией струится яркий свет луны
И печальною улыбкой снится в зыбком сне,
Что давно, когда-то, были страстно влюблены,
Нам поёт соната грустно в звонкой тишине.



Василий Полятинский
12:07 – 12: 55 10.02.20
01:05 – 02:12 01.07.11



Лунная сонатa (а именно фортепианная соната № 14 до-диез минор «Quasi una fantasia», опус 27 номер 2) - одно из самых популярных классических фортепианных произведений в мире. В 1801 году лунная соната  была закончена Бетховеном и посвящена в 1802 году его ученице, графине Джульетте Гвиччарди: "Перемена, происшедшая во мне теперь, вызвана милой чудесной девушкой, которая любит меня и любима мною". В те годы композитор переживал не лучшее время в своей жизни. С одной стороны, он был успешен и популярен, его произведения становились всё более популярными, его приглашали в знаменитые аристократические дома. Тридцатилетний композитор производил впечатление жизнерадостного, счастливого человека, независимого и презирающего моду, гордого и довольного.
Но в душе Людвига терзали глубокие переживания – он стал терять слух. Это было страшной бедой для композитора, ведь до болезни слух Бетховена отличался изумительной тонкостью и точностью, он способен был заметить малейший неверный оттенок или ноту, почти зрительно представлял себе все тонкости богатых оркестровых красок. Причины болезни так и остались неизвестными. Возможно, дело было в чрезмерном напряжении слуха, или в простуде и воспалении ушного нерва. Как бы то ни было, невыносимый шум в ушах мучил Бетховена и днём, и ночью, и целое сообщество профессионалов в области медицины ничем не могло ему помочь. Уже к 1800 году композитор с трудом различал слова говоривших с ним людей. Он скрывал свою глухоту от друзей и близких и старался поменьше бывать в обществе. В это время в его жизни появилась юная Джульетта Гвиччарди.
Ей было шестнадцать, она обожала музыку, прекрасно играла на рояле и стала ученицей великого композитора. И Бетховен влюбился, сразу и безвозвратно. Он всегда видел в людях только лучшее, а Джульетта представлялась ему совершенством, невинным ангелом, сошедшим к нему для утоления его тревог и печалей. Его пленили жизнерадостность, добродушие и общительность юной ученицы. У Бетховена и Джульетты завязались отношения, и он почувствовал вкус к жизни. Он стал чаще выходить в свет, он заново научился радоваться простым вещам – музыке, солнцу, улыбке возлюбленной. Бетховен мечтал, что когда-нибудь назовёт Джульетту женой. Наполненный счастьем, он начал работу над сонатой, которую назвал «Соната в духе фантазии». Но его мечтам не суждено было сбыться. Ветреная и легкомысленная кокетка завела роман с аристократичным графом Робертом Галленбергом.
Ей стал неинтересен глухой, необеспеченный композитор из простой семьи. Очень скоро Джульетта стала графиней Галленберг. Соната, которую Бетховен начал писать в состоянии настоящего счастья, восторга и трепетной надежды, была закончена в гневе и ярости. Её первая часть медленная и нежная, а финал звучит, как ураган, сметающий все на своём пути. Через полгода после написания сонаты Бетховен в отчаянии пишет «Гейлигенштадтское завещание». Некоторые бетховеноведы считают, что именно графине Гвиччарди композитор адресовал письмо, известное как письмо «к бессмертной возлюбленной». Оно было обнаружено после смерти Бетховена в потайном ящике его гардероба. Бетховен хранил миниатюрный портрет Джульетты вместе с этим письмом и «Гейлигенштадтским завещанием». В нём он писал о том, как много она для него значила, и какая тоска нахлынула на него после измены Джульетты.
Мир композитора рухнул, а жизнь потеряла смысл. «Лунной» сонату назвал один из лучших друзей Бетховена, поэт Людвиг Рельштаб, уже после его смерти. При звуках сонаты он представлял себе тихую гладь озера и плывущую по ней одинокую лодку под неверным светом луны.
Лунная соната - одна из самых популярных композиций Бетховена для фортепиано.
Бетховен "Лунная соната" в 3 частях:
Часть 1, Adagio sostenuto
Часть 2, Allegretto
Часть 3, Presto agitato
Исполнено Анастасией Хуппманн в Концертном зале Yamaha в Вене.
https://youtu.be/-VmQNKaOeEw


Рецензии