Кто из вас без греха?

Мало кто не знает картину Василия Поленова «Христос и грешница», [Евангелие Иоанна, гл. VIII, ст. 1-7],(первоначальное название «Кто без греха?» из-за требования цензуры художнику пришлось заменить), 1888 года.
Недавно, рассматривая её в который раз, я обратил внимание на персонаж в правом нижнем углу картины. Если главные действующие лица ярко освещены послеполуденным солнцем, то мужчина на ослике находится в тени. В то время, как беснующаяся толпа волной накатывается на спокойно и уверенно сидящего Христа и останавливается у его ног, ослик медленно продолжает движение в противоположном направлении, прямо на зрителя.
Возглавляющие толпу крепко держат беспомощную женщину, а у мужчины в руках тяпка, с которой он явно держит путь в поле обрабатывать свои посевы. Он обернулся на шум и крики, понял в чём дело, но продолжает свой путь. Он не принадлежит толпе. У него есть более важные дела.

Мельком взглянул и, продолжая путь:
«Блудницу тащат на погибель.
Ну, да, какая же невидаль.
За грех такой – камнями!» Повернуть
Нет времени. И так он не узнал,
Что человек тот, с посохом, сказал.

Я думаю, что этот персонаж появился на картине не сразу. Если сначала всё внимание Поленова было направлено на столкновение двух противоположных сил: ортодоксального иудаизма и юного христианства, то впоследствии, а художник работал над этой картиной 17 лет, он задумался о людях, которые не приняли активного участия в этой борьбе, и, оставаясь в рамках привычных моральных критериев, постарались быть в стороне. Поэтому не случайно ослик движется прямо на зрителя, который также уверенно пройдёт мимо картины, не ощутив за собой греха.
Безусловно, Поленов понимал, что картина может быть принята неоднозначно. Действительно, великий князь Владимир Андреевич сказал после осмотра полотна, что ««для образованных людей картина интересна своим историческим характером, но для толпы весьма опасна и может возбудить всякие толки». И только покупка картины Александром III резко изменила отношение к произведению Поленова.
Я должен сказать, что современники воспринимали этого мужчину на ослике иначе. Художественный критик Александр Соболев выпустил в 1887 книжку с описанием картины и указанием всех евангелических лиц. Он утверждал, главным образом со слов жены Поленова, что человек, едущий на осле, — это Симон Киринеянин, которому в будущем суждено нести крест для распятия Христа на Голгофу. Но даже если так и было задумано Поленовым, в чём я сомневаюсь, то Симон был случайным человеком, оказавшимся на пути ведения Христа на казнь. Римские воины заставили его тащить крест, так как Христос был обессилен.
Безусловно, у каждого зрителя создаётся собственное впечатление от картины Поленова. Я же попытался отразить своё.
10 февраля 2020 г.
 


Рецензии
Познавательно.Увлекательно.Спасибо.

Татьяна Ян-Чернышева   11.05.2020 19:59     Заявить о нарушении
Татьяна, и Вам спасибо за прочтение и отзыв.

Михаил Сонькин   11.05.2020 20:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.