А. И. Остерман-Толстой после ранения под Кульмом

На этом постаменте надпись: VIDES HORAS NESCIS HORAM.
«Ты смотришь на часы, но не знаешь своего часа».

При беглом взгляде кажется, что  красивый молодой воин отдыхает после победного боя.
Но присмотритесь! Раненый солдат лежит на правом боку без левой руки! Рука, одетая в рубашку, перед ним. И перед нами.

Это Граф Александр Иванович Остерман-Толстой. Герой войны 1812 года.
В реалии он, скорее всего, думает о своей жизни, о войне и о будущем. Или думал, когда, по предположениям, заказывал надгробный памятник скульптору А. Канове. По некоторым данным - скульптором был С.И. Гальберг.

Запечатлённый в мраморе А.И. Остерман-Толстой лежит, опираясь правой рукой на барабан, после боя под Кульмом, что в Богемии (ныне Чехии). Там в августе 1813 года было знаковое сражение с французами, где Толстой-Остерман  командовал Русской гвардией.

Ранение в левое плечо привело Остермана - Толстого к ампутации руки. Почти по плечо. Прямо там, на поле боя. Хирургическим столом был походный барабан. Ампутировали пилой без наркоза, который тогда ещё не изобрели. Один лекарь пилил, двое других придерживали генерала. За спиной оперирующего стояли гренадёры, которым Остерман-Толстой приказал петь русскую песню, полагая, что песнь заглушит его вдруг вырвавшиеся стоны.

При этом, как говорят очевидцы, все обошлось без стонов и нытья. Соболезнующим он жестко ответил фразой, долетевшей до нас сквозь века: «Быть раненому за Отечество весьма приятно, а что касается левой руки, то у меня остаётся правая, которая мне нужна для крестного знамения, знака веры в Бога, на коего полагаю всю мою надежду”.

Ампутированная рука А.И. Остермана - Толстого долго ещё хранилась в спиртовом растворе и только в 1818 году была захоронена им же в сопровождении священника в родовом селе Красное Рязанской области в фамильном склепе графов Остерманов.

Ведь титул, фамилию и герб рода графов Остерманов он принял от бездетных двоюродных дедов Федора и Ивана в 1796 году с дозволения Екатерины II. А от рождения был Толстым. Его мать - дочь сподвижника Пётра I дипломата графа А. И. Остермана, отец - генерал  И. М. Толстой.

Прожил Александр Иванович после этого ранения и ампутации ещё 45 лет, прожив в общей сложности 87. Умер в Женеве, куда переехал после вступления на престол Николая I, не поладив с ним. А похоронен в родовом имении: в селе Красное Рязанской губернии, где позже тело его было перезахоронено в родовую усыпальницу Троицкой церкви.

Каждый из Вас может увидеть эту мраморную скульптуру в Музее Отечественной войны 1812 года - филиале Государственного Исторического Музея.

Фото автора. Москва, Музей Отечественной войны 1812 года, февраль, 2020.


Рецензии