В Париж на роликах - хроника одного безумия

Мчаться по шоссе на роликах ночью – особая песня. Ощущение такое, будто летишь. Дороги не видно, вдобавок моросит дождь. Летишь и сам себе удивляешься: вроде бы надо испугаться – крутой склон, впереди перекресток, машины пролетают  в полуметре. Попадись сейчас под колеса ветка или камень... Но именно мрак под ногами и волны воздуха от обгоняющих трейлеров дают ни с чем не сравнимое ощущение полета.

Старт пробега на роликах Москва – Париж долго откладывался по разным  причинам. В конце-концов мы стартовали уже поздней осенью, решив не откладывать на завтра то, что нужно было сделать вчера.  К тому же деньги, которые выделили спонсоры (3 000$), могли и не дождаться весны. Как говорил Винни-пух: «Мед. Когда он есть, то его сразу нет». 

     Проект назывался "Прыжок в настоящее". Ибо  в сложных обстоятельствах все искусственное и наносное уходит и остается именно оно, настоящее. Собственно, за этим и отправляются в дальние походы люди. Утилитарная же цель была предельно проста - произвести "разведку боем" и выяснить, что представляет собой старушка Европа с точки зрения роллера-дальнобойщика. Продолжить, так сказать, наши ролевые игры.
     Старт был дан у российского нулевого километра, в узком кругу друзей и сочувствующих. Среди последних оказалось даже пара бомжей,  близко к сердцу воспринявших идею дальнего странничества. Как оказалось, чутье классовой солидарности их не подвело – временами мы ощущали себя вполне бродягами. Нас семеро, плюс  кошка. Последняя ехала в автомобиле сопровождения, а иногда - в сумке на плече, разделяя риск быть раздавленной в случае неудачного маневра. Шуток на тему «строим европейский дом и ловим в нем мышей» было много, но Мурку просто не с кем было оставить дома.
   …На второй неделе пробега становишься опытным «водилой»:  вживаешься в дорогу, чувствуешь, где надо притормозить, а где можно и набрать. Когда прижаться к обочине, а когда и «отодвинуть» автомобиль. Обычно через пару часов езды перестаешь чувствовать поднакопившуюся усталость, наступает своеобразный транс, ты наслаждаешься движением и сменой пейзажей. Вот у обочины стоит  автостопщик, вид его жалок, ему нужно понравится водителю, чтобы проехать полсотни километров. Приветствую его взмахом руки и пролетаю мимо - «им, гагарам, не понять...». Мои восемь колес всегда со мной, с каждым днем они все больше становятся частью тела – продолжением ступней, словно модернизированные копыта кентавра. Колесами я чувствую асфальт, его плотность, зернистость и возраст. Я улыбаюсь. Я  свободен…
     Надо признать, во Франции дороги второстепенного значения совершенно не годятся для малоколесного хода – асфальт  крупнозернистый. Вверх по склону ковыляешь со скоростью пешехода, вниз же трясет так, что вещи из карманов выпрыгивают. Дороги Германии, вопреки распространенному мнению, тоже оставляли желать лучшего. При «штурме» Магдебурга километров десять шел такой «фарш», что можно было подумать, будто въезжаем в Семикаракоры. Иногда помехой гладкому ходу становилась похвальная в иных обстоятельствах привычка к «евроремонту»: на въезде в Дортмунд «мясо» с дороги было содрано до самого «скелета».

   Наиболее ударно промчались мы по удобным велодорожкам бельгийских дорог, бегущих вдоль каналов. Бельгия запомнилась обгонявшими нас стайками собратьев-велосипедистов, опрятными коровками и лошадками, пасущимися в молочном тумане, уютными, словно из сказок Шварца, улочками и жителями-полиготами,  знающими  по четыре языка. Единственное неудобство, с точки зрения роллера, было связано с неимоверным количеством брусчатки. «Святые камни Европы», ничего не поделаешь.
    Эзотерическим пиком ролле-пробега стало восхождение на вершину старинной городской ратуши во фламандском городе Генте. Привычно  нарушив правила движения - на этот раз в музее ратуши  - мы перемахнули через решетку и вышли на крышу. Солнце светило сквозь льва, вырезанного в металлическом флаге, ветер свистел в слюдяной черепице, а над всем, расправив крылья, парил золотой дракон - символ мудрости и воли. Безвестному ваятелю, вероятно, потребовалась и то, и другое, чтобы выбраться за пределы традиционного дизайна. Бег «иноходца», выходит, вечен. Мы испытали прилив вдохновения, которое можно выразить словами: "Невозможного нет!".
    Как ни странно, в Париже Эйфелева башня ничего подобного не вызвала - даже  желания на нее подняться. Мы лишь покатались вокруг, заварили кофе  прямо под ажурной "юбкой" и по походной привычке поехали на ночевку в Булонский лес. Затратив на это полтора часа из месяца, который ушел на пробег. Формальный финиш состоялся на следующий день поблизости от входа в собор Нотр-дам де Пари - того самого, в котором дежурил по колоколам душевный Квазимодо. Именно там находится «Пойнт зероу» - нулевой километр Франции, обозначенный вмонтированной в плиту латунной блямбой. Ее мы и полили «Советским шампанским», к восторгу многочисленных туристов.

     Естественно, мы бы не уложились в срок, если бы время от времени не пользовались «перекладными» – меняющимися машинами сопровождения. Причины на то были обычно уважительные: погода или состояние дороги. Нам крепко помогли наши зарубежные друзья, среди которых преобладали русскоязычные. Особенно легко с бытом было в Германии - местные товарищи на всем протяжении маршрута относились к нам очень ответственно и дружелюбно. Парадокс, но в Париже – ключевой точке всего марафона - нам так и не удалось встретиться ни с одним из наших партнеров по проекту. Хотя  именно они обули нашу команду в классные ролики «Саломон»: за месяц езды по самым разным дорогам даже болты не расшатались, а колесики вращались все быстрей – ибо стерлись на пару сантиметров в диаметре. Конец рекламной паузы: отдельное спасибо фирме «Кодак», которая предоставила нам добрый боекомплект фотопленки.

     Реабилитирует же французов то, что это, наверное, самая роллерская страна в мире – стольких  бесшумно мчащихся и лавирующих «на роллях» по улицам я не видел нигде. А всякое движение в Европе имеет свойство объединяться в сообщество. По пятницам все роллеры собираются  в одну километровую колонну и совершают так называемое рандоне – массовый забег. Этакий городской марафон-демонстрация, участвовать в котором может и стар и млад, и белый и смуглый. Когда эта пестрая змея ползет через Сену, ее голова, бывает, перекатывается через мост, а тело и хвост еще движутся в разных направлениях по соседним. Интересно, а какой была бы длинна, если запустить «дракона» по Европе?   
               

               

                Советы
·         Путешествовать по российским дорогам в обычных роликах в принципе возможно, но для этого нужно быть реальным экстремалом. Лучше  вооружиться специальными внедорожными роликами, слегка напоминающими небольшие самокаты. В Европе дорожные покрытия абсолютно безупречны лишь на автобанах, но там движение на роликах запрещено. В городах же у вас почти нигде не будет проблем.
·         Используйте всю экипировку, входящую в комплект роллера: шлем, налокотники, наколенники и обязательно защиту запястий - кисти рук наиболее уязвимы при падениях. Поначалу «доспехи» создают определенные неудобства, поэтому крутые роллеры обычно ими пренебрегают. Но вы не можете поручиться за лихость водителей, велосипедистов и прохожих, а половина всех опасных ситуаций во время движения создается именно ими.  Защита даже при падении на хорошей скорости поможет отделаться лишь легким стрессом.
·         Вы также будете чувствовать себя гораздо спокойнее, если отправитесь в роллерский поход, имея медицинскую страховку. Цена ее зависит от продолжительности пути, в месяц примерно $20. Это существенно облегчит ваши как минимум моральные страдания, если все-таки случится что-нибудь сломать в своем теле.
·         Советую не отвинчивать тормоза, их присутствие сбережет  резину колес при торможениях. Если вы собираетесь преодолевать большие расстояния, поставьте новые колеса и возьмите с собой запасной  комплект подшипников.
·         Заранее определите маршрут и назначьте штурманом самого умного и опытного. За ним будет последнее слово в выборе дорог и режима движения. Это важно, поскольку на дороге не должно быть сомнений в том, кто является лидером - даже если все очень хорошие друзья.
·         Перед «штурмом» больших городов обязательно проведите совет и договоритесь, где встретитесь в случае потери друг друга. Обычно мы назначали стрелку на центральной площади.
·         У вас должен быть с собой хотя бы один сотовый телефон с карточкой страны, по которой едите, номер его должны помнить все участники.
·         Перед походом обязательно совместно проделайте несколько небольших пробных. Например, можно пересечь Москву по диаметру. При движении старайтесь не растягиваться, засеките время. Вы получите очень ценный опыт и трезво оцените свои силы. 
·         Не спешите. Начинайте двигаться умеренно и лишь постепенно выходите на «крейсерскую» скорость (у меня она была примерно 12 км в час). В противном случае можно сжечь всю энергию, как не рассчитавший силы марафонец. Движение также следует заканчивать «с чувством легкой сытости» - тогда на следующий день вам не придется делать над собой героических усилий, чтобы встать.
·         Наибольшую нагрузки испытывают мышцы поясницы, но через пару дней тело найдет оптимальный угол наклона, и боль пройдет. Мышечная усталость ног хорошо снимается массажем.  Делайте его друг другу  перед сном.
·         Не пейте много воды. Она забирает  силу и сбивает с темпа.
·         Еда - вопрос индивидуальный. Если с вами машина сопровождения, то удобнее и экономнее готовить на газовой горелке. Баллончика хватит на сутки непрерывного горения, кружка воды вскипает за пару минут. Если обстоятельства сильно подожмут, то в качестве НЗ можно использовать «подножный» корм. Во Франции я провел эксперимент, пару дней питаясь только с парижских помоек: час обследования мусорных баков приносил пакет вполне сносной и чистой еды - в основном хлеб, но попадалось и нечто деликатесное в вакуумной упаковке. Изобилие еды объясняется просто: европейцы выбрасывают пищу на другой же день по истечении официального срока ее хранения.
·         На трассах с интенсивным движением за спиной будет часто раздаваться «бибиканье» - это нервные водители выражают недовольство или обеспокоенность вашим присутствием на дороге. Особенно этим грешат европейцы, наши спокойней. Не стоит всякий раз шарахаться - не трамваи, да и риск съезда на обочину на большой скорости чреват гораздо большим уроном.
·         Улыбайтесь.
 
                «Давно замыслил я побег…»
   Способ 1, простейший: Встали и пошли.
   Открыть визу, собрать рюкзак и ехать. Следует учесть, что дорога до Бреста потребует  минимум 2 недели, при условии, что в день вы будете одолевать не менее 100 км. Взять с собой следует: спальник, тент от дождя, кроссовки, фотоаппарат, несколько маек, нижнее белье, носки. Такой рюкзак будет весить не больше 6 кг. Есть сможете в придорожных кафе, мыться – в водоемах. Но поход по просторам СНГ - это для тех, кто действительно хочет себя испытать.
Способ 2: Тактика десанта.
     На поезде, автобусе или самолете забрасываетесь в желаемый район и дальше продолжаете самостоятельное движение. Это туристский способ. Удобно сочетается с иными способами передвижения – например, автостопом или велосипедным.
  Способ 3:  С машиной сопровождения.
  Наиболее щадящий, удобный и быстрый. Машина везет вещи, палатку и часть команды. Бегущие участники меняются, оптимальна группа из 4-5 человек примерно равных физических возможностей. Машина обычно уезжает вперед  и ждет в намеченном месте.


Рецензии