Э-м Карл Маркс и МО - 410, Локса, 08. 08. 1941

ПАМЯТИ МОРЯКОВ ЭСМИНЦА "КАРЛ МАРКС", И МАЛОГО ОХОТНИКА "МО - 410" , ПОГИБШИХ
в Финском заливе, бухта Хара - Лахт, причал Локса, 08.08.1941 года

Начну с того, что в в 1974 году ко мне обратилась мама мужа и попросила написать запрос в Гатчинский архив, чтобы выяснить судьбу своего брата.

ВИЛЬКОВ АЛЕКСАНДР АБРАМОВИЧ, 1920, матрос, радист эсминца "Карл Маркс" Балтийской эскадры, был призван на флот по комсомольскому набору 1939 года и очень гордился службой на таком замечательном корабле.

Ответ ЦАМО был неутешительным : Ваш брат, Вильков Александр Абрамович, пропал без вести 08.08.1941 года на Балтике.

Прошло много лет.
Когда открылись архивы Министерства Обороны, я снова решила попробовать послать запрос. И я отправила его в Музей Краснознаменного Балтийского Флота. Директор Музея любезно переслал документы в ЦВМА и ЦАМО. Ответы я не получила.

Потом было много запросов, много ответов разных архивов. Я не буду все их перечислять, хотя у меня есть все документы.

 Всего отправлено 82 запроса ( только письменных). "Добралась" даже до Тюмени, т.к. Тюменская область была шефом нескольких кораблей КБФ, вела переписку с моряками, отправляла вещевые и продовольственные посылки морякам и многие жители Тюмени служили на кораблях КБФ.

Через интернет связалась с Юрием Сильмансоном, руководителем "Виронии" (вначале мы вели переписку на форуме не зная, кто есть кто 101.gif ) и он, в свой выходной на ведосипеде, совершил вояж из Таллинна в Локса, сфотографировал и прислал мне фотографии братской могилы моряков.

Честь и хвала таким людям ! Спасибо, Юрий !

В то время я разместила фотографии захоронения на нескольких сайтах в надежде, что, возможно, их увидят в интернете ветераны эсминца или их потомки и мы, "всем миром" будем вместе продолжать поиск, делясь информацией...

Я получила сообщения от двух потомков моряков эсминца. К сожалению, на указанные ими мейлы они не ответили.

И вот, благодаря полученным сообщениям, я и открыла эту ветку https://forum.vgd.ru/190/18270/ и хочу изложить в ней всю полученную информацию об эсминце и о событиях 08.08.1941.

Потом я узнала о существовании сайта "Одноклассники", написала тем, кто закончил школу в Локса и до сих пор переписываюсь с ними. Вы не поверите! Локса- город небольшой, но откликнулись около тридцати человек ! И все ответили; одни - что ничего не знают и, к сожалению, помочь не могут. Другие выразили готовность поискать информацию в архивах Локса и Таллинна, библиотеках, разузнать у старожилов,...

Сегодня, по прошествии десятилетий, трудно восстановить истину.
Есть официальная версия произошедшего, подтвержденная донесениями, хранящимися в ЦВМА и ЦАМО, мемуарами, выдержками из книг.
Есть информация, полученная непосредственно от старожилов города Локса и их потомков, отличающаяся от официальной версии.

Речь не о том, какая из версий верна, а какая нет.
Речь о том, все ли моряки, спасавшиеся вплавь с горящего эсминца, имеют на месте своего последнего пристанища, пусть не памятник со звездой, но хотя бы надгробный камень ?!
И поэтому поиск будет продолжаться...

От ник RW3QFN

Здравствуйте Ella.
 Я Пронов Андрей Викторович проживаю в г. Воронеж.
Мой дед Пронов Михаил Никитович проходил службу в погран войсках 1941 в Эстонской республике, в его подчинении были торпедные катера, 8 августа 1941 г он получил сигнал SOS от эсминца карл маркс и выдвинуся в бухту хара.
 В последствии он его и заторпедировал чтобы он недостался врагу. Приведу вам рассказ моего деда, он отличается от той информации ,что собрана Вами, примите как есть та как доказать что либо я не смогу.

дед умер 1980г. так вот из рассказа моего деда - эсминец шел по финскому заливу без прикрытия , на борту было много беженцев и раненых, его начали бомбить юнкерсы, он доложил об этом в штаб Что ведет бой, в штабе посоветовали ему зайти в бухту локса чтобы береговые зенитки его приклыли , штаб не знал что за сутки до этого зенитки снялись и их там уже небыло. Заходя в бухту линкор сел на мель , корабль без хода легкая мишень, вскоре стал тонуть,моряки беженцы стали покидать корабль , берег был недалеко. В заливе стояла нефтеналивная баржа, одна бомба попала в баржу нефть розлилась по заливу и загорелась, кто плыл в плавь сгорели заживо кто плыл на шлюпках в основном беженцы и раненые тех расстреливали зеленые братья, весь берег в бухте был устлан трупами, трупы просто сбрасывали в овраг.

Капитан Дубровицкий покидал эсминец с боцманом последний, он понял что до берега им не добратся и они поплыли в море , мой дед их обнаружил и снял со шлюпки, за спасение , по морским законам капитан Дубровицкий отдал свой кортик моему деду, (этот кортик был фамильный достался Дубровицкому от его деда на рукоятке был вензель Екатерины второй, а на лезвии был выгравирован фрегат идущий носом со всеми парусами, я в детстве любил играть с этим кортиком )

 в последствии этот кортик был передан в дар местному краеведческому музею в селе Новая Чигла Таловского района Воронежской области, откуда в последствии и был похищен.

Про катер мо-229 мой дед ничего не говорил. На следующий день с эсминца было что то снято и он был как я уже говорил заторпедирован.

Практически весь личный состав эсминца погиб, а там еще были беженцы и раненые. В каком-то году ( я не помню) была эксгумация трупов, все овраги были наполнены трупами и открыли этот памятник . на открытие памятника ездил и мой дед , там он встретился и с Дубовицким, на следующий год по-моему умер Дубовицкий. На табличке памятника есть надпись, ( и неизвестное количество безымянных воинов) это подтверждает то ,что на эсминце было много раненых и беженцев.

 Также с моим дедом служила на заставе и моя бабушка, оно рассказывала тоже про трагедию с эсминцем, а мой отец учился после войны в интернате в Раквере, они в детстве бегали по льду на эсминец играть так как верхние палубы были над водой. Эта трагедия всячески умалчивается эстонцами, видно не любят они правду. Вот и все , что я могу рассказать о гибели эсминца Карл Маркс Изяслав. Светлая память всем погибшим.
***

Имена двадцати одного члена экипажа "МО - 410", сгоревших заживо 08.08.1941, будут восстановлены, чтобы увековечить их имена в г.Локса.



Хочу выразить благодарность и признательность за помощь :
Юрию Сильмансону ("Вирония", Эстония), первому откликнувшемуся на мой запрос !

Архивариусу Морского Музея Эстонии, господину Урмасу Дрезену !

Кандидату исторических наук полковнику Мирославу Эдуардовичу Морозову http://www.brummel.fastbb.ru !

Петровскому Валерия Александровичу, приславшему мне скан газеты со статьей
"СМЕРТЕЛЬНЫЙ ЗАПЛЫВ". МИКК МИКИВЕР!
( СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ АРНОЛЬДА МИККОВИЧА МИКИВЕРА и его сына, МИККА АРНОЛЬДОВИЧА МИКИВЕРА)

Максиму, внуку Иннокентия Константиновича Дубровского!

Марие Инге-Вечтомовой !

Михаилу Судареву  http://vkontakte.ru/photo-13079539_159277949 ( группа ПОГИБШИЕ КОРАБЛИ)!

Михаилу Корсунскоу и Мати Ыун за публикацию книги  «У берегов Эстонии. Страницы истории эскадренного миноносца «Карл Маркс» !

Жителям (настоящим и бывшим) замечательного города Локса (Эстония) за их отзывчивость, стремление помочь в поиске, за предоставленную информацию и фотографии !
( Я пока не называю их имена, так как не имею на это их согласия.)
Сотрудникам Музеев, Архивов, Военкоматов, ФСБ, СБУ, МВД, Красного Креста !
И всем, кто консультировал меня на разных форумах !

С уважением, Ella, модератор военного форума "2-я Мировая война" российского сайта "ВГД".

Более подробная информация - по указанной ссылке.


Рецензии