В памяти народной

Произведение напечатано    в сборнике
"Из земли растут каменья угловаты...
то не камни - то убитые солдаты", с. Майма, 2020


(из беседы со старейшим жителем Самуськов, краеведом Войцеховским Л.Н. )

Жители деревни Поперечка, которая находилась в сорока верстах к северу  от Томска, отличались большим трудолюбием.
В колхозе всегда был должный порядок. Снаряжение  для лошадей, упряжь, телеги, инвентарь для обработки земли, пахоты, для уборки урожая – всё это находилось в образцовом состоянии.
Колхоз  был не богатый, но относительно людей – от членов правления ощущалась забота: выдавались  трудодни. Такой была  Поперечка первой трети XX века.
Во время войны всё мужское население ушло на фронт. В сибирском тылу – голод, нужда. Были и несчастные случаи. Так у солдатки из деревни   потерялся ребёнок одного или двух лет. Она ушла пилить дрова в лес весной. И мальчик находился рядом.   А потерялся он с концами: утонул ли  в болоте, или был  съеден   зверьём – непонятно. Искали по следам, но так и не нашли.  Мать после этой потери заболела, да так и не поправилась. Она  часто плакала, видела его во сне, протягивающим ей свои ручки, и взывающим к помощи.  Это у неё была незаживающая рана до последних лет жизни. У неё было воспаление мозга, как определили врачи того времени.
Второе событие, которое потрясло не только Поперечку, но и жителей близлежащих деревень,  случилось летом 1943 года – единоборство одного человека – жителя Поперечки с группой, вставших на путь нарушения закона военного времени. Ребятишки купались в речке Самуське, когда увидели, что  в лесу горит костерок, и какие-то люди спят вповалку. А один  стоит с винтовкой у сосны. Видимо часовой. Мальчишки побежали в деревню, в правление колхоза. В то время там  был ХорОшко Пётр Петрович, житель, оставленный на подмогу в тылу. Высокий, косая сажень в плечах, справедливый в делах…
Как и всегда, в то время находились   отщепенцы, которые  не хотели  идти вместе со всеми на фронт. Они прятались в тайге. Найденная мальчишками группа была  пятнадцать – двадцать человек. Думали, что война скоро закончится, на фронте обойдутся и без них. А кто-то был противником советской власти. Они и организовали такую банду, скрывались в лесу. Милиция их долгое время никак не могла найти. В 1942 году они убили милиционера Королёва Никиту Егоровича. Он был единственным представителем милиции на деревни Петропавловка, Семиозёрки, Кижирово. Преступлений особо тяжких не совершалось. Не случались ни кражи, ни разбойные нападения. Все были заняты трудом. Но эти бандиты, скрываясь в лесу от правосудия, от  возмездия,   нет-нет да и заглядывали в чей-нибудь деревенский  двор. Овцу или свинью зарежут, бычка уведут. А что могли поделать с вооружёнными молодыми  мужчинами  женщины и старики. И так случилось, что под какой-то праздник жители Поперечки сотворили стряпню и вынесли её в кладовку. Услышали ночью, что в кладовке что-то гремит, какие-то люди ходят. А это бандиты забрались и поворовали съестное, сохранённое и приготовленное к празднику с большим трудом. Люди об этом сообщили милиционеру Королёву. Он сел на коня, взял с собой винтовку, пистолет, и погнался за бандитами. Почему один? Теперь уже на этот вопрос никто не ответит.  Очевидно, связь телефонная была слабой, да и не было времени ждать подмогу. Бандиты уходили в сторону Семиозерок, заманивая милиционера. Он  им вслед кричал: «Стой!» Они не отвечали, делая вид, что убегают. Свернув в сосняки подальше от деревни – заманили  туда стража порядка. Он вступил с ними в единоборство, и был застрелен. Забрали телогрейку, оружие, лошадь с седлом. Таким образом, милиционер исчез. Никто не знал,  куда он девался: уехал за бандитами и потерялся. Бандиты его убитого затоптали в болото. А когда крестьяне проезжали, чувствовали, что в том месте шёл дурной запах. Думали, может быть,  лось утонул, или корова застряла где-нибудь в болоте. Никто близко не подходил. Следственная комиссия установила, что потерялся человек, и где он находится – неизвестно.
… И вот через год  купающиеся в речке ребятишки из Поперечки обнаружили стоянку бандитов. И Пётр Петрович ХорОшко, не понятно почему, решил, что он один справится с бандой. Он сел на коня, взял оружие и примчался к месту стоянки бандитов. Крикнул: «Руки вверх!» Но был застрелен первым же выстрелом. Когда бандиты убрались, об этом стало известно в деревне. Начался переполох. На месте перестрелки нашли   зелёную телогрейку, снятую бандитами с убитого годом ранее  милиционера Королёва. В результате этого, следователи могли подумать, что Королёв в банде этих дезертиров. Потом вызвали регулярную часть чекистов, которые долго преследовали банду. Бандиты прорывались через болото в районе Красного Яра, к реке Обь, чтобы переправиться на острова, и там скрыться до конца войны. 
В Семиозерках ХорОшко П.П. поставили памятник после войны. На нём указана дата смерти: 20 июня 1943 года.
В лесах на месте гибели Королёва Н.Е.* и сегодня можно увидеть памятник, фотографию которого мне любезно предоставила жительница п. Самусь, краевед Л. В. Адамович.
Поговаривают в народе, что кого-то из той банды видели в строю ветеранов Великой Отечественной войны в самом начале XXI века.
В начале шестидесятых годов,  после укрупнения колхозов  деревня Поперечка   практически исчезла.
Сегодня на землях Поперечки раскинулся дачный посёлок жителей города Северска.
События тех лет осталось только в памяти старожилов.
И её – память – нам нужно хранить…


8 февраля 2020
 

*Памятник Королёву Н.Е. из архива Адамович Л.В.


Рецензии