Лишь бы горели свечи

Я сказала тебе, что так не смогу -
"Одна лучше буду!". Ушёл и правильно сделал.
Споры, хлопоты лишние ни к чему -
Зачем нервы трепать и тратить напрасно время.

Больно было. Помню, спросили меня:
"На худшее согласишься?"- как в воду глядели.
"Нет! Ни за что!" - тогда ответила я,
встречи наши забыть надеясь через неделю.

Дальше в лес, больше дров - мерещился мне
за каждым углом, ночью снова снился и снова.
И опять, прощаясь с тобой на заре-
"Ушёл? Бог с тобой, уходи!" - шептала в безмолвье.

А днём - туман, среди одиноких персон
легенды бродят об удивительном причале,
где каждое утро колокольный звон,
и фрегат швартуется с алыми парусами.

Темень, тоскливый дождь, опустел перрон.
Морфей рисует картину нечаянной встречи.
Пепел сожжённого моста остыл давно.
На лучшее соглашусь, лишь бы горели свечи.

                11.02.2019/07.02.2020


Рецензии
Здравствуйте, Оксана. Что ж, мне по стариковски можно лишь позавидовать лирическому герою, к коему столь неравнодушна лирическая героиня. Такой настрой в стихах, что просто вздрогнешь и вздохнёшь, сожалею о несбывшемся счастье лирических персонажей. Настрой настроем, но не следует забывать и и о форме поэтической.

Итак, размер и ритм вполне в норме, а вот с рифмами непорядок.
Разберу по строчкам. Жёстко, но нужно.

Хорошие рифмы: Глядели - неделю ( просто отлично!!!! новизна!(
снова безмолвье ( более -менее смысл оправдывает). Звон - персон. Встречи -свечи.
Неважные (скажем так) созвучия. Давно- перрон. Причале - парусами. Мне - заре. Сделал - время!!!. Смогу - к чему.

Удачи в новых открытиях!

Сергей Владимирович Жуков   08.02.2020 18:42     Заявить о нарушении
поэтическая форма этого произведения проста, как мир. - это всего лишь женская песнь (миннезанг)
насчёт рифм
Сергей Владимирович, я понимаю Вашу увлечённость их точностью, но
мне хочется сейчас обратить Ваше внимание на то, что думал Маяковский по этому поводу -

О композиционной функции рифмы писал В. Маяковский в статье «Как делать стихи?»: «Рифма возвращает вас к предыдущей строке, заставляет вспомнить ее, заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе».-

то есть, рифмы просто придают ритму стихотворного произведения большую отчетливость и силу.
другими словами, рифма — это фактор, значительно повышающий ритмическую организованность стиха. Она усиливает общую стиховую гармонию.

но Вы уже написали о том, что читая эти строки, даже с такими сомнительными рифмами, просто "вздрогнешь и вздохнёшь",-
из чего следует, что пронзительность и образность этого произведения на должном уровне-
может быть я и ошибаюсь, но думаю, что в этом стихотворении, пока что, нет необходимости усиливать и нагнетать что-то дополнительное с помощью более точных рифм)

Устименко Оксанка   08.02.2020 19:37   Заявить о нарушении
Рифмы должны быть не обязательно точными типа "стол - пол", но интересными, несущими в себе что-то. Так, тот же весьма чтимый мной Владимир Владимирович описывает в той же статье "Как делать стихи" процесс поиска рифмы к слову трезвость. Первое, что приходит на ум - резвость. Однако поэт стал искать и нашёл торжественный глагол "врезываясь". И стихи,посвящённые памяти Есенина, сразу обрели смысл и звучание "Вы летите, в звёзды врезываясь".

Не надоедал бы Вам, если бы вы не могли писать! Ведь слышите же рифму, "глядели - недели" - пример того! Значит, можете, но не хочете, не хотите)))).

Сергей Владимирович Жуков   08.02.2020 20:04   Заявить о нарушении
я уже поясняла о том, что сейчас работаю больше над образностью, проникновением и красотой, Литвинов писал- "точные рифмы приходят с годами")
"трЕз-вость / врЕ-зы-ва-ясь" ???
это точная рифма, на Ваш взгляд?)

Устименко Оксанка   08.02.2020 20:17   Заявить о нарушении
Трезвость - резвостью - Это рифма интересная. Литвинов добрый человек. Он жалеет начинающих.

Сергей Владимирович Жуков   08.02.2020 20:28   Заявить о нарушении
Буквально несколько дней назад Вы показали, что можете писать. И года не понадобилось)))) Так что не надо ссылаться на милосердие Сергея Семёновича. Вы можете!!! Не могли бы и разговора бы не было. Просто ленитесь. Да!

Сергей Владимирович Жуков   08.02.2020 20:31   Заявить о нарушении
Сергей Владимирович, скажите, что Вы думаете о рифме "унылый / силой" из этого стиха, и чем она лучше чем "мне / заре"?)
и о последней строчке, которая вообще без рифмы оставлена?

О, кто бы ни был ты, чье ласковое пенье
Приветствует мое к блаженству возрожденье,
Чья скрытая рука мне крепко руку жмет,
Указывает путь и посох подает;
О кто бы ни был ты: старик ли вдохновенный,
Иль юности моей товарищ отдаленный,
Иль отрок, музами таинственно храним,
Иль пола кроткого стыдливый херувим, -
Благодарю тебя душою умиленной.
Вниманья слабого предмет уединенный,
К доброжелательству досель я не привык -
И странен мне его приветливый язык.
Смешон, участия кто требует у света!
Холодная толпа взирает на поэта,
Как на заезжего фигляра: если он
Глубоко выразит сердечный, тяжкий стон,
И выстраданный стих, пронзительно-унылый,
Ударит по сердцам с неведомою силой, -
Она в ладони бьет и хвалит, иль порой
Неблагосклонною кивает головой.
Постигнет ли певца незапное волненье,
Утрата скорбная, изгнанье, заточенье, -
"Тем лучше, - говорят любители искусств, -
Тем лучше! наберет он новых дум и чувств
И нам их передаст". Но счастие поэта
Меж ими не найдет сердечного привета,
Когда боязненно безмолствует оно...

Устименко Оксанка   08.02.2020 21:02   Заявить о нарушении
Унылый - силой - нормальная точная рифма. Ну а насчёт последней строки без рифмы. Всякое бывает. Оксана, зачем мне задавать загадки? Вы привели стихи очевидно, некоего поэта классика. Впрочем, надо поискать. Интересно всё же. Я ведь хочу, чтоб вы писали хорошие стихи, настоящие, задаю высокую планку. Главное, повторяю, Вы уже достигли многого несколько дней или недель назад и снова небрежность. Надо сразу ставить перед собой комплексную задачу. Образы, ритм и рифмы. Понимаю, что Вам кажется немыслимым, болезненным изменение стихов, но это делать надо. И ссылаться на то, что это женские стихи, не нужно. Есть много поэтесс, пишущих довольно мужественно, крепко. Вы ведь сильная, так что надо набираться опыта и умения.

Сергей Владимирович Жуков   08.02.2020 21:28   Заявить о нарушении
А, вот оно что, сам Пушкин так написал, оставив последнюю строку без созвучия. Что же, бывает. Но в целом стихи выверены и потому последняя строка заставляет читателя задуматься. Рад, что в отличие от меня, Вы столь хорошо знаете классику! Значит, толк будет!()()))

Сергей Владимирович Жуков   08.02.2020 21:30   Заявить о нарушении
да) я тоже надеюсь на то, что толк всё таки будет)
мне только одно непонятно до сих пор - почему,
после того, как я несколько раз Вам разъясняла о том, что именно для меня важно в стихах;
после того, как я много раз и в разной форме поясняла о что у нас с Вами абсолютно разный подход к написанию стихов;
после того, как Вы несколько раз соглашались с тем, что я, как автор и как человек, имею право на своё собственное видение и восприятие;
почему после всего этого, Вы хотите установить для меня свои собственные планки?)
я не понимаю, правда)
ну, допустим, ленюсь я поработать над этим стихом ещё, нет у меня желания заменять в нём какие-то слова, и что?
почему Вы так настойчиво стараетесь убедить меня в своих идеалах?)
Вы не подумали о том, что у меня сейчас есть другие темы для проработок, более насущные, чем точные рифмы?)

Устименко Оксанка   08.02.2020 23:00   Заявить о нарушении
Оксана, здравствуйте. Я Вам за критику своих стихов очень благодарен. Повторяю ещё раз - теперь стараюсь думать, прежде чем выложить свои поделки.
Что же касается моих отзывов Вам на произведения, то я указываю не только на достоинства, но и на недостатки. Я не требую моментального исправления, понимая, что у Вас, в отличие от меня, много настоящей творческой работы.

Если бы Вы просто признали свои недочёты, как прежде, но Вы стали отстаивать слабые рифмы. И в итоге обвинили меня в давлении.

Потому больше не буду беспокоить Вас и себя "разборами полётов" Критику же в свой адрес приму с радостью, ибо считаю её весьма полезной!

Буду просто читать Ваши труды, ибо только хвалить, это вредить, извините.
Всего доброго! Удачи!

Сергей Владимирович Жуков   09.02.2020 19:39   Заявить о нарушении
добрый вечер, Сергей Владимирович)
я тоже всегда рада Вашей обоснованной критике,
но, на мой взгляд новичка, "указывать на недочёты" и делать обоснованные критические замечания - это достаточно разные вещи)
а "отклик" - это вообще субъективное мнение, дело вкуса, как говорится)
Вы не спрашивали себя о том, почему я считаю Ваши "разборы полётов" в отзыве к этому стиху и "указания" на его недостатки необоснованным? я вот задалась таким вопросом)

и для того, чтобы ответить на него мне пришлось выяснить какие же созвучия являются для Вас "слабыми и неинтересными рифмами"

1) снова - безмолвье ( более -менее смысл оправдывает) = женская усечённая рифма
2) Звон - персон = богатая мужская рифма
для примера четверостишие Лермонтова -

Оборвана цепь жизни молодой,
Окончен путь, бил час, пора домой,
Пора туда, где будущего нет,
Ни прошлого, ни вечности, ни лет.

3) Встречи -свечи = богатая женская рифма, в которой совпадают ударные гласные в предпоследнем слоге, и последний слог
Примером могут служить строки из стихотворения А. С. Пушкина «К Чаадаеву»:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман.

4) Неважные (скажем так) созвучия. Давно- перрон = мужская усечённая рифма

Причале - парусами = бедная женская рифма, но оправдана образностью и красотой четверостишия, на мой взгляд

5) Мне - заре = мужская ассонансная рифма

6) Сделал - время!!! = женская ассонансная усечённая
7) Смогу - чему = бедная мужская рифма, но опять же, на мой взгляд, она оправдана смысловой и эмоциональной нагрузкой четверостишия

теперь, я понимаю, что небанальные рифмы для Вас важнее образности и эмоциональности всего стиха, но это только Ваше личное восприятие(вкус), т.е. субъективное мнение, которое позволительно высказывать в форме отклика(пожелания) где допускается возможность существования противоположного мнения, но "указывать" оппоненту, в таких случаях, на "непорядок с рифмами" неприлично, как мне кажется)

вообще,
если Вы уже сами начали думать, прежде, чем публиковать свои стихи, то я думаю, что Вам нужны более грамотные критики, чем я
этот ответ Вам пишу только для того, чтобы самой разобраться в том, почему же некоторые поэты начали брезговать бедными рифмами)
я так понимаю, если бы мои замечания действительно Вам помогали, то Вы уважительнее относились бы к моему личному мнению о том, что я считаю на данный момент основным в своих собственных стихотворениях)

но в любом случае, желаю Вам не отчаиваться, Сергей Владимирович, не останавливаться на достигнутом, и быть терпеливым к тем, кто думает несколько иначе)

Устименко Оксанка   09.02.2020 22:07   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Оксана! Общение с Вами мне дорого. Очевидно, и это стихотворение Вам очень дорого, раз вы так твёрдо отстаиваете его.

Скажу только одно по поводу бедных рифм и почему поэты их не любят. Поэзия если не сама жизнь, но отражение её. Так вот, вам как женщине, понятно, почему не любят бедных мужчин. Потому что они не могут не просто обеспечить женщину, но даже помочь её элементарно.

Так же и бедные рифмы не обеспечивают существование образов в рифмованном стихе. В белом стихе или верлибре образы говорят сами за себя.

Хорошо, Вы как почти любая достойная женщина можете сказать, что состоятельность мужчины ещё не главное, а важна надёжность и забота.

И снова крепкие рифмы надёжно защищают стихи от нападок всякого рода критиков, и заботятся о содержании стиха. Хотя я могу привести массу примеров хорошо зарифмованных стихотворений, совершенно пустых по наполнению, к коим причисляю и свои. Но Ваши стихи, исполненные метафор и эпитетов, ещё лучше смотрелись бы в обрамлении не просто точных, но ещё и интересных рифм. Да, рифмы должны быть ещё и интересны. Вот такие соображения возникли вдруг у меня ещё поздним вечером в ответ на вот эти Ваши слова. "этот ответ Вам пишу только для того, чтобы самой разобраться в том, почему же некоторые поэты начали брезговать бедными рифмами)"

С уважением Сергей

Сергей Владимирович Жуков   10.02.2020 13:12   Заявить о нарушении