Детство Иисуса

Любить людей иль ненавидеть,
Ходить во свете иль средь тьмы,
Простить иль взять в ответ обидеть -
Всегда решаем сами мы.

Пример Иисуса бесподобен,
Ведь Он на зло не отвечал;
Был с детства добр, совсем не злобен.
Его теснили - Он молчал.

И люди очень удивлялись,
Что мальчик так себя ведёт;
Понять, что движет Им старались.
Откуда мужество берёт?

А Он в ответ на все расспросы,
Всегда спокойно говорил,
Что в сердце заповеди носит,
Которые нам Бог открыл.

- "Любой, кто искренне желает
Свой путь безгрешным сохранять,
На Господа всегда взирает,
Стремясь ни в чём не согрешать.

Я всех людей всегда прощаю,
Любое зло от них стерпев,
Молюсь и дух Свой усмиряю,
Чтоб в сердце не гнездился гнев.

На Небе нет греха и злобы.
Там - только радость и любовь!
И очень хочется Мне, чтобы
Земля сроднилась с Небом вновь!"

               *****

(По Евангелию от Луки 2,52)

               *****

"Детство и юность Иисуса прошли в небольшой горной деревне. Его присутствие оказало бы честь любому уголку земли. В царских дворцах с радостью приняли бы Его как дорогого гостя. Но Он прошёл мимо домов богатых, чертогов царей и знаменитых центров учёности, чтобы поселиться в незаметном маленьком и даже презираемом Назарете.

Поражает значительность краткого описания первых лет Его жизни в Евангелии: "Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости; и благодать Божия была на Нём". Благодаря свету, исходящему от Отца, Иисус "преуспевал в премудрости и в возрасте и в любви у Бога и человеков» (Евангелие от Луки 2,52).

Иисус обладал живым и проницательным умом, не по годам глубоким и мудрым, характером удивительно гармоничным. Ум и тело Его развивались постепенно, в соответствии с законами роста детей. Уже в детстве в характере Иисуса проявлялась особая привлекательность. Он всегда был готов помогать другим, проявляя в отношениях с людьми бесконечное терпение, отличался правдивостью, никогда не позволяя себе никаких компромиссов с совестью. Твёрдый в соблюдении нравственных принципов, Он Своей жизнью явил благодать безупречного отношения к людям.

Мать Иисуса, внимательно наблюдавшая, как взрослеет дитя, замечала печать совершенства в Его характере. Она с радостью поощряла развитие этого светлого восприимчивого ума. Через Святого Духа она получила мудрость для сотрудничества с небесными силами в воспитании Сына, который считал Своим Отцом только Бога.

Верующие люди в Израиле всегда серьёзно относились к наставлению молодежи в истине. Господь заповедал, чтобы с младенческого возраста детей учили: Бог - велик и благ, и Божье руководство особым образом раскрывается в Его законе и в истории Израиля. Псалмы, молитвы, Священное Писание преподносились детям в доступной форме. Родителям следовало открывать своим детям, что закон Господень является выражением Его характера: что если они воспримут всем сердцем принципы этого закона, то в их уме и душе отразится образ Божий. Обучение проводилось в основном в виде бесед, но молодых людей учили также читать Писания. Они могли свободно изучать свитки Ветхого Завета.

Во времена Христа считалось, что если в городе не занимаются религиозным обучением молодежи, то он проклят Богом. Однако религиозное просвещение стало чисто формальным. Предания в значительной степени вытеснили Писание. Подлинное образование должно было направлять юношей, "дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли" (книга Деяния Апостолов 17,27). Но иудейские учителя уделяли основное внимание обрядам. Они питали молодые умы ненужной пищей, которая не признавалась в высшей школе Небес. В этой системе образования не было места для опыта, который человек приобретает через личное постижение Слова Божьего. Ученики, целиком занятые изучением внешних сторон религии, не имели времени побыть наедине с Богом. Он обращался к их сердцам, но они не слышали Его голоса. В поисках знаний они отвернулись от истинного Источника мудрости. Главное в служении Богу упускалось, принципами закона пренебрегали. То, что считалось превосходнейшим образованием, было на самом деле величайшей помехой к подлинному развитию. Обучение у раввинов подавляло молодые силы. Плод такого воспитания — узость и ограниченность ума.

Отрок Иисус не обучался в школе при синагоге. Мать была Его первым учителем. Он постигал истину из её уст и из Писаний пророков, сидя на коленях у Своей матери. Он теперь учился тому, что Сам некогда говорил Израилю через Моисея. Юноша Иисус тоже не стремился учиться в школах раввинов. Он не нуждался в образовании, которое можно было получить там, потому что Сам Бог был Его наставником.

Вопрос, заданный во время Его земного служения: "Как Он знает Писания, не учившись?" — не означает, что Иисус не умел читать. Просто Он не получил традиционного образования у раввинов (Евангелие от Иоанна 7,15). Знания, полученные Им, и мы можем приобрести. Он прекрасно разбирался в Писаниях — это показывает, как прилежно Он изучил их в молодые годы, открывая для себя великую сокровищницу творений Божьих. Тот, Кто создал всё, сейчас постигал уроки, начертанные Его же рукой - на земле, на море и в небесах. Вдали от мирской суеты Спаситель изучал жизнь растений, животных и существо человека. С ранних лет Он стремился к одной цели: быть благословением для других. Исследуя жизнь растений и животных, Он находил новые пути и средства изложения истины. Он постоянно искал в видимом мире подтверждение Божественной правды. Притчи, которыми Он так любил изъяснять Своё учение, показывают, насколько открыт был Его Дух влиянию природы и как много духовных уроков Он извлёк из окружающей Его жизни.

Значение слов и дел Божьих открывалось Иисусу, когда Он пытался понять суть вещей. Его сопровождали небесные существа. Помыслы и речи Его были святы. Едва научившись думать, Он постоянно возрастал в духовной благодати и познании истины.

Любой ребёнок может получить те же познания, какие получил Иисус. Когда мы пытаемся познакомиться с нашим Небесным Отцом через Его Слово, ангелы приближаются к нам, наш разум укрепляется, наши души возвышаются и очищаются и мы становимся более похожи на нашего Спасителя. И если мы видим что-то прекрасное и величественное в природе, наша любовь к Богу возрастает. Имея дух благоговения, человек воодушевляется, приходя в соприкосновение с Бесконечным через Его дела. Общение с Богом посредством молитвы развивает умственные и нравственные способности, а наши духовные силы укрепляются, когда мы приучаем себя размышлять о духовном.

Иисус жил в согласии с Богом. Когда Он был ребёнком, то думал и говорил как ребёнок и ни одно пятнышко греха не искажало в Нём образ Божий. Но и Он не был свободен от искушений. Надо отметить, что порочность жителей Назарета была такова, что даже вошла в пословицу. Дурная слава была у этого города. Это видно из вопроса Нафанаила: "Из Назарета может ли быть что доброе?" (Евангелие от Иоанна 1,46). Иисус жил там, где характер Его мог быть подвержен испытанию. Ему надлежало быть постоянно на страже, чтобы сохранить Свою чистоту. Он вынужден был переносить те же трудности, с которыми сталкиваемся и мы, чтобы сделаться примером для нас в детстве.

Сатана не прекращал попыток погубить Младенца из Назарета. С ранних лет Иисуса охраняли небесные ангелы. Тем не менее вся Его жизнь была непрерывной борьбой с силами тьмы. До тех пор пока на Земле находится хотя бы один человек, свободный от скверны и греха, князь тьмы чувствует себя уязвлённым и растерянным. Он использовал все средства, чтобы заманить Иисуса в ловушку. Ни одно дитя на Земле не было призвано жить святой жизнью в такой жестокой борьбе с искушениями, как наш Спаситель.

Родители Иисуса были бедны, и их благополучие зависело от каждодневного труда. Иисус испытал бедность, самоотречение и нужду. И это тоже оберегало Его от зла. В Его жизни не было праздных минут, которые создают условия для искушений. В Его жизни не было бесцельно проведённых часов — лазеек для праздных и порочных мыслей. Он избегал искушений в той мере, в какой это было возможно. Ни выгода, ни удовольствия, ни похвала, ни осуждение не могли вынудить Его согласиться на злое дело. Он обладал не только мудростью, чтобы различить зло, но и волей сопротивляться ему.

Христос был единственным безгрешным существом, которое когда-либо ходило по Земле, хотя и жил почти тридцать лет среди порочных жителей Назарета. Этот факт служит упрёком для тех, кто считает, что чистота их жизни зависит от места жительства, удачи или благосостояния. Искушения, бедность, превратности судьбы — вот что способствует развитию чистоты и стойкости.

Иисус жил в крестьянской хижине, неуклонно и бодро неся Своё бремя. Он — Владыка Небес - Тот, Чьи повеления с радостью исполняли ангелы. Но сейчас Он был исполнительным, любящим и послушным сыном. Он научился ремеслу, трудясь в плотницкой мастерской вместе с Иосифом. В простой одежде труженика Он ходил по улицам маленького городка. Иисус не использовал Свою Божественную силу для того, чтобы уменьшить выпадающие на Его долю проблемы или облегчить нелёгкий труд.

Иисус трудился. Его тело и ум развивались. Он не расходовал беспечно Свои физические силы, но старался сохранять здоровье и выполнять любую работу наилучшим образом. Он искусно владел столярным инструментом. Иисус был совершенен во всём: и в труде, и в характере. Своим примером Он учит нас быть прилежными, выполнять работу аккуратно и тщательно, ибо честный труд почётен. Упражнения, благодаря которым руки становятся более умелыми, готовят молодёжь к перенесению жизненных тягот, развивают физическую силу и способности человека. Каждый должен найти какое-нибудь дело, полезное для себя и для других. Бог предназначил труд в благословение человеку, и только прилежный работник обретает истинную радость жизни. На детях и молодежи, добросовестно выполняющих свои обязанности по дому, покоится Божье благословение и Божья любовь. Такие дети, оставив дом, станут полезными членами общества.

Когда Иисус жил на Земле, Он был честным тружеником. Он ожидал многого и поэтому за многое брался. Вступая на путь Своего служения, Он сказал: "Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать!" (Евангелие от Иоанна 9,4).

Иисус никогда не уклонялся от ответственности и служения людям, как поступают многие, называющие себя Его последователями. Именно безответственность приводит их к бесплодности. Многие из них имеют прекрасные душевные качества, но слабая воля мешает им справиться с трудностями и преодолеть возникающие препятствия. Целеустремленность и энергия, твёрдость и сила характера, проявившиеся во Христе, должны быть развиты и у нас в тех же обстоятельствах и трудностях, которые Он перенёс. Тогда и мы обретём такую же благодать, какую обрёл Он.

Всю Свою жизнь наш Спаситель разделял долю бедных. Он сам знал заботы и лишения и потому мог утешать и поддерживать смиренных тружеников. Всем, кто правильно понимает учение, преподанное всей Его жизнью, и в голову не придёт, что между людьми, занимающими в обществе разное положение, нужно делать различие, что богатым следует оказывать больше почтения, чем бедным.

Иисус всегда работал с радостью. Требуется огромное терпение и духовность, чтобы воплощать библейскую веру в повседневную жизнь, чтобы дома и в мастерской выдерживать напряжение повседневного труда и тем не менее всегда воодушевляться славой Божьей. Христос и в этом помогал Своим ближним. Он никогда не был настолько поглощён мирскими заботами, чтобы не найти времени или желания размышлять о небесном и вечном. Он часто выражал Свою радость в пении псалмов и небесных гимнов. Обитатели Назарета нередко слышали Его голос, возносящий хвалу и благодарность Богу. Он пел песни, и это было Его общением с Небом. Уставших товарищей ободряло Его мелодичное пение. Его хвала, казалось, прогоняла злых духов и подобно фимиаму наполняла всё вокруг благоуханием. Тогда сердца слушавших Его переносились из этой земной жизни в Небесный дом.

Иисус был Источником целительной милости для мира, и во все годы уединённой жизни в Назарете она изливалась потоками любви и нежности. Престарелые, скорбящие, обременённые грехами, дети с их невинными забавами, лесные звери и терпеливые вьючные животные — все становились счастливее рядом с Ним. Тот, Кто властвовал над всеми мирами, склонялся над раненой птицей, чтобы помочь ей. От Его внимания ничто не ускользало, и Он всякому готов был служить.

Таким образом, "преуспевая в премудрости и в возрасте", Иисус преуспевал и в любви у Бога и человеков. Он привлекал к Себе сердца людей, проявляя сочувствие ко всем. Надежда и мужество, которые исходили от Него, делали Его благословением для каждого дома. И часто по субботам в синагоге Его приглашали прочитать поучение из пророков, и люди радовались, слыша знакомые слова из Священного Писания, звучащие по-новому.

Но Иисус избегал всего показного. В течение всей Своей жизни в Назарете Он ни разу не проявил сверхъестественной силы. Он не стремился завоевать высокое положение, звание, получать какие-либо почести. Его скромная и простая жизнь — не зря ведь и Писание умалчивает о Его юности — содержит важный урок. Чем спокойней и проще жизнь ребёнка, чем свободнее дитя от искусственного возбуждения и чем ближе к природе, тем благоприятней условия для физического и умственного развития и накопления духовной силы.

Иисус — пример для нас. Многие подробно исследуют период Его общественного служения и в то же время оставляют без внимания уроки Его детства и юности. Но ведь Его жизнь в родительском доме — образец для подрастающего поколения.

Спаситель вырос в бедности, чтобы показать нам: можно и при такой участи жить в тесном общении с Богом. Он в самой обыденной жизни угождал Своему Отцу, чтил и прославлял Его. Он трудился, отдавая силы скромному ремеслу плотника, зарабатывая на хлеб насущный. Он выполнял служение Божье и тогда, когда работал в плотницкой мастерской, и когда являл чудеса множеству людей. И каждый молодой человек, который следует примеру Христа, сохранявшему верность и послушание Господу в Своём непритязательном жилище, может отнести к себе слова, сказанные Отцом о Христе через Святого Духа: "Вот Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа моя" (книга пророка Исайи 42,1).

                *****

Этот текст взят мною из книги вестницы Божьей - Елены Уайт "Желание веков" (глава 7 "Детство Иисуса") - http://soteria.ru/s2757/8/


Рецензии