Недельная глава Цав

Недельную главу Цав читают в течение недели, предшествующей празднику Песах, и заканчивается она шаббатом, который называется — шаббат а-гадоль (великий шаббат). В нашем обзоре мы познакомимся с некоторыми разъяснениями, которые дают этому комментаторы.


Тора называет две причины, обуславливающие соблюдение шаббата. Первую находим в Десяти Заповедях, которые представлены в книге Шемот: «Помни день субботний, чтобы освящать его. Шесть дней… будешь делать всю свою работу, а седьмой день — шаббат Всевышнему твоему. Не делай никакой работы: ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни твой слуга, ни служанка твоя, ни скотина, ни чужестранец… Ибо шесть дней Всевышний создавал небеса и землю, море и все, что в них, и покоился в седьмой день...» (Шемот, гл. 20, ст. 8-11).

Когда Моше повторяет Десять Заповедей в книге Дварим, это объяснение звучит иначе: «И помни, что рабом ты был в стране египетской, и вывел тебя Всевышний твой оттуда мощною рукою и мышцею простертой. Поэтому повелел тебе Всевышний твой соблюдать шаббат на деле» (Дварим, гл. 5, ст. 15).

Читая кидуш перед вечерней субботней трапезой, мы упоминаем обе причины — «Благословен ты, Всевышний наш, Владыка вселенной, освятивший нас Своими заповедями. И благоволивший к нам, и давший нам в наследие, по любви и благосклонности, святую Субботу Свою в память о Сотворении мира. Поэтому он (шаббат) — первый из святых праздников, напоминающий об исходе из Египта…».

Внимательный анализ текста кидуша приводит комментаторов к мысли, что в нем говорится о двух разных шаббатах: шаббат, напоминающий о Сотворении мира, и шаббат — в память об Исходе из Египта. Иными словами, Творец дал нам шаббат дважды.

Более того, второй шаббат, напоминающий об Исходе — «первый из святых праздников». То есть здесь упомянуты другие праздники еврейского календаря, которые названы «святыми». И святость их происходит скорее от шаббата Исхода, нежели от шаббата Сотворения. Как же все это понимать?

Вначале попытаемся прояснить, что такое шаббат Сотворения. Тора объясняет, что мы получили заповедь «не делать работу» в субботу, потому что Всевышний отдыхал в этот день. Таким образом, наш отдых от трудов — напоминание о том, что Он не занимался в субботу созданием вселенной, которая была сотворена за шесть предшествующих шаббату дней. Но что представляет собой «отдых Всевышнего»? Разве мог Он «устать» от работы и нуждаться в передышке, чтобы «подзарядить батарейки»? Несомненно, тут подразумевается что-то другое.

Изучая творение Всевышнего, мы то и дело сталкиваемся с ограничениями. Все в мире подчиняется жесткому закону причинно-следственных связей. Почему? Ведь Творец — безграничен и владеет бесконечными ресурсами. Почему же Он решил создать мир ограничений?

Но в том-то и дело, что Творец «мир ограничений» — не создавал. Реальность — безгранична. Это мы, люди, видим ее «ограниченность», потому что сами — лишь маленькая часть этой реальности. Поэтому можно предположить, что Всевышний просто не открыл нам ту бесконечную реальность, которую Он создал за пределами шести дней. Но и эта, скрытая реальность не совсем непроницаема для нас. Она проявляется в нашей ограниченной реальности — в «атрибутах» седьмого дня. «Благословляя и освящая» шаббат, мы приближаемся к бесконечной реальности, которая течет к нам из высших миров.


03.04.06

Исследуя концепции «благословения и освящения», наши Учителя заключают, что они должны были возникнуть в иной реальности — не в той, с которой все мы знакомы.

Разъяснение сути благословения дается в Талмуде (Бава Мециа, лист 42). Талмуд советует крестьянину, собравшему урожай, перед тем, как взвесить его, помолиться Всевышнему, благословляя дело Его рук. Ведь то, что человек собрал — больше, чем он посеял. Если же он собирается произнести бераху (благословение) после того, как взвесил зерно и засыпал его в амбар, его молитва становится бесполезной. Ибо его урожай, принадлежащий материальному миру ограничений, становится уже зафиксированным. Этот урожай потерял связь с бесконечным духовным измерением и не может принять благословение Творца. Но пока урожай не взвешен, конечное его количество зависит от благословения. Таким образом, благословение — это неограниченное измерение реальности, разрывающее железный занавес материальности и увеличивающий части физического мира сверх их естественных границ.

Всевышний благословил и освятил седьмой день. Бесконечная Небесная энергия, нисходящая в этот мир в шаббат позволяет материальным вещам «стать благословенными» — так, чтобы их оказалось больше, чем это возможно по законам естественной природы. А отделение от ограничений материального мира описывается как «святость». Шаббат — это точка, где пересекаются два уровня реальности: ограниченная ее часть, которую нам дано видеть и ощущать, и бесконечная, неограниченная часть, сокрытая от нас.

Наш ограниченный мир — в постоянном движении. В нем нет достатка ни в чем, и все существа живут в поиске пищи, обеспечивающей их выживание. В бесконечной реальности, наоборот — нет недостатка ни в чем, и нет необходимости бороться за существование. В этом и состоит смысл сказанного в благословении — «…покоился в седьмой день». Первые шесть дней недели представляют ограниченную реальность, наполненную тяжким трудом и борьбой, а седьмой день — вне ограниченной сферы. Он принадлежит реальности покоя, где нет борьбы за выживание. Этот седьмой день и есть «малый шаббат» — когда нам дается возможность «под наблюдением Неба» заглянуть в скрытую реальность.

Все человечество, — объясняет Зоѓар, — представляет собой единое духовное целое. Каждая его часть из этого составного целого черпает свою духовную энергию и жизненные силы. Каббала (скрытая часть Торы) рассматривает две концепции взаимодействия духовных миров с материальным миром: катнут а-мохин и гадлус а-мохин. Катнут а-мохин определяет уровень взаимодействия человека с материальным миром, гадлус а-мохин — с миром идей и ощущений, с миром Всевышнего.

С этими концепциями непосредственно связана идея двух шаббатов. Шаббат Сотворения соотносится с концепцией катнус а-мохин. И действительно. Даже если принять, что цель человеческого интеллекта — взаимодействие с материальным миром, чтобы наиболее эффективно брать из него все, что нужно для выживания, нам, тем не менее, необходимо благословение Всевышнего, нисходящее из бесконечной реальности — чтобы наша жизнь была терпимой. Человек нуждается в шаббате, чтобы оторваться от мира ограничений и сосредоточиться на вечном.

Иллюстрацию практической реализации этой концепции находим в Торе. Египетский фараон оказался достаточно умен, чтобы использовать близость Йосефа к Творцу — он отдал под его управление экономику своего государства и тем самым спас страну от нищеты и голода. Фараон догадался, что только евреи могут привнести в Египет благословение из сферы бесконечной реальности. Ибо владеют ключом, открывающим путь преодоления скудости «запасов» материального мира — они получают ресурсы из бесконечной реальности, сокрытой за шаббатом Сотворения.

Великий шаббат ассоциируется с концепцией гадлут а-мохин. Этот шаббат открывает возможность войти в безграничный мир. А история Исхода — источник необходимой для этого духовной силы.

Если духовная энергия, которую мы получаем в «малый» шаббат, превращается в благословение, позволяющее людям получить больше материальных благ, то шаббат Исхода, Великий шаббат, как бы «растягивает» физический мир в сторону бесконечной реальности. И мир заряжается дополнительной «порцией» высокой духовности. Все еврейские праздники — продукт контакта с бесконечностью, который устанавливается в этот особый день — Великий шаббат. Особая духовность наших праздников строится на потоках Света Всевышнего, которые еврейский народ получает через окно в неограниченную реальность...


Рецензии