В гости в город Кудым-Оша

                В гости в «город Кудым-Оша»
                А ещё жизнь прекрасна тем, что можно
                путешествовать.
                Н.М.Пржевальский
               
               
      И не просто путешествовать, а путешествовать и ставить перед собой определённые  цели, задачи. Это и изучение родного края, его природных особенностей, общение с природой, изучение и познавание жизни и быта людей разных национальностей, проживающих в разных регионах и краях.
      Вот такую цель и поставили перед собой участники Клуба путешественников «У Сороки на хвосте» - единомышленники, друзья, лёгкие на подъём, любящие природу и родной край, и уже почти двадцать лет организующие совместные поездки. И съездили совсем недалеко, в Кудымкар. Но впечатлений от увиденного, услышанного, сделанного, съеденного, выпитого… хватило на всю обратную многочасовую дорогу. И восторг, и смех, и юмор, пробирающий до слёз.
      Но по порядку. Организаторы поездки связались с Центром поддержки культурных и социальных проектов АРТ-КАД города Кудымкар, который разрабатывает туристические программы для гостей города и округа, согласовали программу, сроки, и рано утром 25 января небольшой комфортабельный автобус выехал из Березников. Путь предстоял неблизкий мимо Пыскора, через Пожву, посёлки Кама, Юсьва.
По установившейся традиции руководитель группы Людмила Сорокина провела небольшой экскурс по теме нашего путешествия, сделала опрос каждого участника, что он ждёт от данной поездки.
      Итак, Кудымкар. Гостиница «Парма». Завтрак и едем на экскурсию по городу. Нас сопровождает Марина  Белавина –руководитель АРТ-КАДа. Из её рассказа мы узнаём историю возникновения города, удивительную легенду о богатыре Кудым-Оше, именем которого и назван город. Он был сыном вождя рода иньвенских коми-пермяков, которому Боги указали место, где можно строить жильё. Род Кудым-Оша был сильнейшим, а среди вождей никто не мог сравниться с ним по силе. Он обладал колдовскими способностями,  был неуязвим для топора. Смертельно раненный стрелой, до трех раз мог оживать, прижимаясь полученной раной к земле.
      И жители города бережно хранят память о своих героях. В городе есть аллея, посвящённая Кудым-Ошу, на которой поставлены скульптуры  Кудым-Оша, мансийской княжны Костэ – его невесты, шаманки Чикыш, Перы-богатыря, который лежит на тропе Лешего. Удивительный мир народного эпоса. После экскурсии для нас провели два мастер-класса. В творческой мастерской пространства АРТ-КАД  мы познакомились с искусством «верховой набойки» - украшения ткани путём нанесения рисунка трафаретом цветными красками, и ещё научились изготовлять волшебный фонарик "Космос коми-пермяков".
      Отдохнув и обсудив свои работы, едем в Музей истории и культуры коми-пермяков. В нём интереснейшая историческая экспозиция «Коми-Пермяцкий край с древнейших времён…». Территория, заселённая коми-пермяками, считается прародиной древнего народа – легендарной чуди. Чудь белоглазая начала осваивать верхнекамские места ещё с эпохи каменного века – 40 тысяч лет назад. В экспозиции представлены археологические находки, быт, культура, национальные традиции. Сам музей занимает большое красивое здание. А у входа – памятник П.И.Субботину-Пермяку, уроженцу Кудымкара, художнику, чьё творчество проходит через всю экспозицию музея. Его именем назван и сам музей.
      Далее по программе -  Коми-Пермяцкий национальный драматический театр им. М.Горького. Спектакль "Кококкез, кококкез, кококкез".  Это замечательный театр и удивительный спектакль.  Повесть Н.Гоголя «Старосветские помещики» казалась бы такое далёкое, далёкое прошлое. Но современное видение той жизни, поразительные находки режиссёра в оформлении и усилении отдельных сцен, лёгкая и ненавязчивая игра актёров вызвали бурю восторгов всех зрителей. И по дороге в гостиницу, и на нашей вечерней «посиделке» вспоминались сцены и реплики из спектакля. « Кушаньки, кушаньки, кушаньки…» - обращается Пульхерия Ивановна к своему заболевшему Афанасию Ивановичу. «Кококкез, кококкез, кококкез - Ноженьки, ноженьки, ноженьки…» - причитает она, жалуясь на недомогание. А уж Явдоха – ключница и главная помощница в доме, в исполнении актёра – мужчины, вызвала бурю эмоций. Удивительно напевный говор, (спектакль шёл на коми-пермяцком языке, нам выдали наушные «переводчики»), музыкальные фрагменты запомнились надолго.
      На второй день мы поехали в Пармайлово. Это небольшая деревушка, сердце Пармы.  Познакомились с Егором Фёдоровичем Утробиным - мастером, сотворившим чудо-парк деревянной скульптуры. Построив здесь свой дом, вместо столбов забора он поставил фигурки разной нечисти, чтобы те отгоняли от дома все плохое. Но на этом умелец не остановился. Поскольку Егор Утробин в изяществе владеет мастерством изготовления деревянной скульптуры (это увлечение у него с детства), количество фигур из дерева становилось все больше. Постепенно появилась мысль создать настоящий музей.
Каждая из фигур музея имеет свое имя. Здесь можно увидеть лесную нечисть, лешего, чертей, Кощея Бессмертного, крокодила с длинным языком, богатырей, местных пьяных мужиков и т.д.  Многие экспонаты созданы по мотивам коми-пермяцких народных сказок и легенд. Сейчас здесь уже более четырех десятков деревянных фигур.
      Следующая остановка село Большая Коча. Нас принимал прекрасный фольклорный коллектив «Мича Асыв» во главе с Анной Ивановной Теплоуховой. Написать, что встреча была великолепной - ничего не написать. Это надо видеть! Стол ломился от всевозможных национальных блюд. Здесь разные соленья, ягоды, шанежки, пирожки с пистиками, снытью, горячие пельмени с грибами, «ретешные» - с редькой. Вкуснятина! И, конечно традиционные деревенские напитки. Войдя в избу и увидев всё это великолепие, мы, уже изрядно проголодавшие, невольно вспомнили: «Кушаньки, кушаньки, кушаньки…»  Хозяева пели свои народные песни и танцевали, увлекая за собой гостей. Никого не оставил равнодушным мастер-класс  по национальным танцам – Тупи-тап  и Кадриль. И это не просто кадриль в нашем исполнении. Здесь каждое движение, каждая фигура танца несёт свое значение. И сам танец может продолжаться до двух и более часов.
      Село Большая Коча имеет полное право называться центром обрядовой культуры коми–пермяцкого народа.  Оно известно по всей России своими традициям, обрядами, сохранившейся самобытной культурой. Язычество и христианство переплетаются  в обычаях, в культуре. С незапамятных времен приносят «кочинцы» в жертву быка на берегу реки Онолва. Мы побывали на месте жертвоприношения. И могли представить весь обряд из рассказа Анны Ивановны.
      Знакомство с Коми – пермяцким краем подошло к концу. Тепло прощаемся и отправляемся в обратный путь, домой в Березники. А в дороге обмен впечатлениями, воспоминаниями, шутки, песни…
      В дороге был ещё один забавный, смешной и весёлый эпизод. Но это уже другая история…


Рецензии