Кто мы, пишущие?!
(Из реплики сотоварища по Стихире)
Кто мы, пишущие?!
Да все разные...
Наша поэтическая армия, мне представляется школой.
Где в первом классе изучают алфавит и овладевают азами письменности, а в последующих углубляют свои знания законов языка, на котором пишут.
И законов стихосложения.
Только это школа особенная ещё и тем, что в ней есть элементы спортивной секции.
Кто-то доходит до юношеского разряда и успокаивается, кто-то достигает вершин звания мирового чемпиона. Вершин мирового имени.
Эта общность напоминает спортивную секцию ещё и потому, что там подвизаться может каждый; как имеющий талант, так и лишенный оного.
Потом основная масса не имеющих таланта отсеиваются со временем, но и среди оставшихся не все достигают высот мастерства.
А что же учёба в спецВУЗах?!
Об этом чуть ниже...
Как же двигаться вперёд и не "зарыть свой талант в землю", а РАСТИТЬ его?!
Я не знаю...
И, наверное никто не знает рецептов, как стать НАСТОЯЩИМ поэтом!
А если кто-то знает, паче чаяния, менторствует, не верьте его рассуждениям и поучениям, ибо это либо врун, либо дурак.
И у того, и у другого всё просто и всё "разложено по полочкам".
Зато я знаю твёрдо, что СПОСОБСТВУЕТ ВЗРАЩИВАНИЮ ТАЛАНТА ПИШУЩЕГО.
В первую очередь, это самая первейшая учёба - ЧТЕНИЕ.
Чтение других авторов, а не только "себя любимого".
Причём, чтение и прозы, и стихов.
Я знавал в своей жизни людей, которые были интеллектуально развиты, окончив с горем пополам среднюю школу.
Исток их развития был в том, что они ЧИТАЛИ. Читали ЗАПОЕМ. Всё подряд. Даже если это были только детективы.
Чтение всегда развивает и расширяет ЛЕКСИКОН.
Чем больше лексикон пишущего, тем лучше он пишет. У него просто больше запас слов для самовыражения. Для выражения того, что он хочет сказать.
Вот представьте, два человека видят прекрасный пейзаж. Один вдыхает глубоко и восклицает: "Господи! Хорошо то как!"
А второй приходит домой (а то и присев на скамейку или пенёк) набрасывает поэтические строки, которые ему подсказал увиденный пейзаж.
Евгений Евтушенко писал:
"Я не сдаюсь, но все-таки сдаю..."
Я не сдаюсь, но все-таки сдаю,
Я в руки брать перо перестаю,
И на мои усталые уста
пугающе нисходит немота.
Но слышу я, улегшийся в постель,
Как что-то хочет рассказать метель.
И как трамваи в шуме городском
Звенят печально каждый о своем.
Пытаются шептать клочки афиш,
Пытается кричать железо крыш.
И в трубах петь пытается вода.
И так мычат беззвучно провода.
Вот также люди, если плохо им
Не могут рассказать всего другим.
Наедине с собой они молчат
Или вот так же горестно мычат.
И вот я снова за столом своим.
Я как возможность высказаться им.
А высказать других, о них скорбя
И есть возможность высказать себя"
Второе:
Это любовь к стихам, любовь к словам, любовь к созвучью "великого и могучего"!
Именно поэтому пишущие люди, будь то поэты, будь то прозаики, СМАКУЮТ красивый оборот или слово, или эпитет!
СМАКУЮТ, то есть наслаждаются звучанием этой красивости!
Причём, для них не важно, их это строчка, ими ли найденная, или коллегой по ремеслу. Они любят ЛИТЕРАТУРУ в себе, а не себя в литературе.(Это слова Платона Беседина)
Не даром любой поэт может часами читать Ч У Ж И Е стихи. Наизусть. ЧАСАМИ!!!
Литераторы говорят, что Пушкин любил часами декламировать Байрона.
А Сергей Александрович Есенин любил цитировать стихи Семёна Яковлевича Надсона.
Этот список нескончаем.
Наши современники прекрасные поэты и поэтессы знали великое множество стихов наизусть других поэтов.
Они что, в школе их по заданию учителя русского языка и литературы выучили, мучаясь?!
Нет!
Они их не учили. Они многократно повторяя понравившиеся им строчки НЕВОЛЬНО запомнили их.
Третье.
Любому поэту всегда надо дружить со словарём. С его помощью ПОЗНАВАТЬ слова и их значение, а это залог - расширения своего лексикона.
Вы представляете как работает художник, выкладывающий панно. Он подбирает каждый раз именно такой камушек, который впечатывается в нужное место "как там был".
Вот представьте, что кто-то оставил из подсобных камушков-заготовок только десятую часть, остальные забрал. Легче ли будет Художнику создавать свою мозаичную картину или тяжелей?!
Вот так и поэт, зависит от объёма своего лексикона.
С бедным лексиконом поэтов просто не бывает!
Именно об этом труде подбора и нахождения нужного слова поэтом писал В.Маяковский:
«Поэзия - та же добыча радия.
В грамм добыча, в год труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды ".
Вы слышите?
ТЫСЯЧИ ТОНН "единого слова ради"!
Богатый лексикон поэта и его начитанность просто не даст ему использовать избитый, многократно эксплуатируемый , банальный образ, эпитет, слово оборот.
Значит, его стих избежит банальности и придёт неминуемо к ОРИГИНАЛЬНОСТИ.
Вот, допустим, красивейший оборот "неба просинь". Можно ли его включить в свой стих?
А возьмите в поисковике и наберите: "Неба просинь стихи"
И увидите обвал стихов с употреблением этого заезженного оборота, красота которого совершенно стёрлась от многократного употребления.
Вы же не оденете, допустим, кофточку, которая вытерлась от долгого ношения на кромке рукавов или на сгибе воротника?!
Не наденете!
Стыдно!
А в стихах своих использовать такой затёртый оборот не стыдно?!...
Вы посмотрите какие перлы у Есенина в одном только стихе "Отговорили роща золотая...":
Березовым, веселым языком
журавли, печально пролетая
каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом
грезит коноплянник
широким месяцем над голубым прудом
равнины голой
журавлей относит ветер в даль
души сиреневую цветь
В саду горит костер рябины красной
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова
время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком...
роща золотая
Отговорила милым языком
Ну, в каждой строке абсолютно не избитый, изобретённый Сергеем Александровичем образ, эпитет, гипербола!!! Никто до него этак не писал! Н И К Т О !
Напишите другие свои стихи, но используя его образы, так это же не зазвучит! А запахнет!
Плагиатом.
Начитанность и интеллект не даст пишущему человеку впасть в плагиат. Потому что он и вкус имеет, и знание об этой избитости.
Теперь о ВУЗах, "выпускающих" писателей и поэтов.
Да нет таких просто!
Не существует в природе!
Есть ВУЗы, которые тому же обучают, о чём я написал и что перечислил.
Только они этому обучают ПРОГРАММНО и с ПОМОЩЬЮ СПЕЦИАЛИСТОВ - ПРОФЕССИОНАЛОВ.
То есть, это более успешное, полное и интересное обучение.
И, наконец, злободневный ныне вопрос: Можно ли пишущего человека, не имеющего литературного образования назвать ПРОФЕССИОНАЛЬНО пишущим?
Ни в одном законе ни одной страны на этот вопрос вы не найдёте ответа.
А как же тогда быть?!
Да очень просто! Если человек пишет здорово. Если он получил признание как поэт или писатель у большого числа людской общности, значит он - профессионал своего дела!
И не надо забывать, что Антон Павлович Чехов был по ПРОФЕССИИ врачом. Владимир Семёнович Высоцкий - актёром. Не имел образования, даже учительское училище не закончил, Сергей Александрович Есенин. Да чего уж там говорить, коли САМ Лев Николаевич Толстой, признанный всемирно гений письменности ушёл с юридического факультета университета из-за... неуспеваемости!....
Продолжите этот перечень, прибегнув к помощи своего компьютера и вы обалдеете сколько же всемирно известных имён в литературе, принадлежали людям, которые не имели литературного образования!
Закончу я своё эссе вопросом:
Так надо ли пробовать писать, если ты не уверен в том, что Эвтерпа коснулась твоего чела своей божественной рукой?
А на этот вопрос уже есть ответ в литературе:
"Писать надо только тогда, когда не можешь не писать".
(Л.Н.Толстой)
А как узнать начинающему поэту, подпадает ли он под когорту, которую имел ввиду Лев Николаевич?
А надо спросить себя - отчего ты берёшься за перо?!
Чтобы утолить жажду славы?
Чтобы поразить кого-то рифмованной строчкой?
Чтобы излить на бумаге рифмованной строчкой распирающие тебя эмоции. Именно строчкой! И именно рифмованной!
Вот в последнем случае, как мне кажется и надо писать.
Писать не огорчаясь, что твой язык ещё беден и не может выразить всего того, что ты чувствуешь!
Ты же не расстраивался, когда в детстве не выговаривал "С" или "Р". Когда твоя речь была бедна и не очень выразительна.
Нет!
Ты торопился познать речь!
И если такое стремление было - она и стала развитой.
Ты не расстраивался, но ведь чувствовал НЕУДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ!?
И вот она-то и двигала тебя вперёд.
И тогда-то приходит тот миг, когда твоей строчкой заслушиваются и восторгаются другие.
А всё оттого, что ею не восторгался ты!
Успеха!
Свидетельство о публикации №120020210710
Раиса Северная 05.02.2021 18:26 Заявить о нарушении
согласен со всем Вами высказанным!
Матвей Тукалевский 08.02.2021 19:17 Заявить о нарушении
Раиса Северная 08.02.2021 20:27 Заявить о нарушении