Случай в городе йиглава

       Точно не знаю, рассказывал ли отец эту историю кому-нибудь ещё, но я её слышал в середине  девяностых.  При  этом  глаза у  отца  были тревожно-задумчивыми.  В  конце
рассказа он прибавил:
     - Об этом нельзя было говорить после войны. Да и сейчас можно попасть в неудобное положение. Так что, ты, сынок, не пиши об этом. Не надо!
     И я  не писал. Но сейчас, когда отца с нами нет много лет, я решил вернуться к той истории, чтобы показать – бывало и такое…
   Сентябрь 1945 года. Отец работает помощником по экономическим вопросам коменданта чехословацкого города Йиглава. Когда комендант в отъезде, вся ответственность ложится на отца. А обстановка в городе сложная. Чехи сильно обозлились на немцев, и комендатуре приходится часто вставать между противоборствующими сторонами. А тут еще из Праги пришло распоряжение собрать всех оставшихся   в городе немецких женщин и поместить их в одно место до особого решения вопроса по их депортации в Германию. Помещение нашли, конечно, на окраине города. И там поставили охрану. Всех немок оказалось пятьдесят человек.               
    А через две недели прибегает в кабинет к отцу второй помощник коменданта Игорь Барнин и докладывает:
   - Товарищ старший лейтенант, чехи прорвали охрану и насилуют немок!
  «Этого мне еще не хватало», - подумал отец. А вслух приказал:
  - Вызывай роту автоматчиков!
  Пока ехал на место, с тоской думал, что придется стрелять.         Приехав на место, увидел страшную картину: Двери распахнуты. Охраны нет. Чехи гоняются по коридору за женщинами, кого поймают – ту и насилуют.
   Подоспели автоматчики. Отец приказал стрелять поверх голов. После первого залпа чехи опомнились. Отец закричал по-чешски:
   - Руки вверх! Выходить по одному!
  Большинство подчинилось, остальных выволакивали автоматчики. Откуда-то сбоку вынырнул начальник охраны  с погонами старшины. Отец напустился на него с упреками. Старшина оправдывался: видимо было неохота охранять представительниц врага. Отец пригрозил ему трибуналом.   Начальник охраны согласился. Когда всех чехов вывели, снова выставили охрану. Отец громко извинился  перед женщинами.               
     На следующий день вернулся из поездки комендант Бетин. Отец доложил о случив-шимся. Бетин поскреб подбородок левой рукой в задумчивости. Потом решительно взял телефонную трубку и набрал правительственный номер в Праге. Разговор пошел о подготовке скорейшей депортации немецких женщин.

Март 2019 г.


Рецензии