Имя Бога

     «Помимо Благости, Света, Единства, Красоты, Добра и Любви, свщм. Дионисий упоминает Божественные имена Сущий, Жизнь, Премудрость, Ум, Разум (Слово), Сила, Совершенный и др. Божественные имена отражают Божественные действия, в которых Бог целиком становится доступным для причастия своим творениям. Вместе с тем имена Бога не говорят о Нем исчерпывающе, а лишь отражают множественность Его дел. Божественная сущность остается непостижимой, и имена недостаточными для Ее описания.» (Свщм. Дионисий Ареопагит).

Есть такое Имя у Христа,
Случай, иль Внезапность, или Вдруг.
Мы стоим у своего креста,
И не можем протянуть и рук!

Смотрим мы сегодня в гороскоп,
Завтра, мы посмотрим на Весы!
Бог Судья и Адвокат, – вот гроб!
– СтолярА выносят, средь росы!

Мы боимся случая, – это Бог,
Внезапности боимся, – это Он!
О, сколько предлагал для нас дорог,
Но лишь видим, – пред собой закон!

Может хватит под законом жить,
Оставив рабство, бросим цепи прочь!
Может лучше, как наёмник быть!?
И как сын прийти, – к Творцу, – как дочь?

Есть такое Имя у Христа,
Случай, иль Внезапность, или Вдруг!
Бог проверит, дышат ли сердца,
И Любовью нас окружит Вдруг!

Он внезапно подойдёт в толпе,
Он случайно с нищим помолчит!
Вдруг укажет место на тропе,
На распутье долго постоит!

Он давно нас поджидает тут,
Там, где есть тревога или грусть!
Он проложил в Небеса маршрут,
Знает имена всех наизусть!

31.01.2020 г. (12 час 12 мин.) г. Сергиев Посад. Московская область. Троице-Сергиева Лавра. Медсанчасть.


Рецензии
"Итак, я утверждаю, что Бог как Причина всего сущего запределен всему сущему; не будучи ни бессущностным, ни безжизненным, ни бессловесным, ни безрассудным, Он, тем не менее, не есть что-либо телесное, поскольку форма, образ, качество, количество и объем у Него отсутствуют и Он не пребывает в каком-либо определенном месте; у Него отсутствуют как чувственное, так и зрительное восприятие, ибо Он не только ничего не воспринимает, но и не есть что-либо из чувственновоспринимаемого; Он не подвержен болезням и свободен от смятения и волнений, являющихся следствием возбуждения чувственных страстей, однако Он не бессилен, не испытывает недостатка в свете и Ему не присущи непостоянство, изменение, искажение, разделение, оскудение, и, обобщая: ничто из чувственновоспринимаемого Ему не присуще и Он не есть что-либо чувственновоспринимаемое.

Обращаясь к той же теме, (дерзаю) утверждать следующее: Бог – это не душа и не ум, а поскольку сознание, мысль, воображение и представление у Него отсутствуют, то Он и не разум, и не мышление и ни уразуметь, ни определить Его – невозможно; Он ни число, ни мера, ни великое что-либо, ни малое, ни равенство, ни неравенство, ни подобие, ни неподобие; Он ни покоится, ни движется, ни дарует упокоение; не обладает могуществом и не является ни могуществом, ни светом; не обладает бытием и не является ни бытием, ни сущностью, ни вечностью, ни временем и объять Его мыслью – невозможно. Он ни знание, ни истина, ни царство, ни премудрость, ни единое, ни единство, ни божество, ни благость, ни дух – в том смысле как мы его представляем, ни сыновство, ни отцовство, ни вообще что-либо из того, что нами или другими (разумными) существами может быть познано. Он не есть ни что-либо не сущее, ни что-либо сущее, и ни сущее не может познать Его в Его бытии, ни Он не познает сущее и бытии сущего, поскольку для Него не существует ни слов, ни наименовании, ни знаний; Он ни тьма, ни свет, ни заблуждение, ни истина; по отношению к Нему совершенно невозможны ни положительные, ни отрицательные суждения, и когда мы что-либо отрицаем или утверждаем о Нем по аналогии с тем, что Им создано, мы, собственно, ничего не опровергаем и не определяем, поскольку совершенство единственной Причины всего сущего превосходит любое утверждение и любое отрицание, и, обобщая: превосходство над всем совокупностью сущего, Того, Кто запределен всему сущему, – беспредельно."

"Зная это, богословы и воспевают Его и как Безымянного, и как сообразного всякому имени. Он безымянен, говорят, потому что Богоначалие сказало в одном символическом богоявлении из разряда таинственных видений, упрекая спросившего «Каково имя Твое?» и как бы отводя его от всякого знания Божьего имени: «Почему ты спрашиваешь имя Мое? Оно чудесно» (Быт.;32,;29). И не является ли поистине удивительным такое имя, которое «выше всякого имени» (Флп.;2,;9), – неназываемое, пребывающее «превыше всякого имени, именуемого и в этом веке и в будущем» (Ефес.;1,;21)?

Многоименен же Он потому что при этом Его представляют говорящим: «Я есмь Сущий» (Исх.;3,;14), «Жизнь» (Ин.;14,;6), «Свет» (Ин.;8,;12), «Бог» (Быт.;28,;13), «Истина» (Ин.;14,;6), и в то же время те же самые богомудры воспевают Причину всего, заимствуя имена из всего причиненного Ею, как то: «Благой» (Мф.;19,;17), «Прекрасный» (Пс.;26,;4), «Мудрый», «Возлюбленный» (Ис.;5,;1), «Бог богов» (Пс.;49,;1), "Господь господ» (Пс.;135,;3), «Святая Святых», «Вечный» (Втор.;33,;27), «Сущий» (Исх.;3,;14), и «Причина веков», «Податель Жизни», «Премудрость» (Притч.;9:1; 1Кор.1:30), «Ум» (1Кор.;2,;16), «Слово» (Ин.;1,;1), «Сведущий», «Обладающий заранее всеми сокровищами всякого знания» ( Кол.;2,;3), «Сила», «Властелин», «Царь царствующих», «Ветхий днями» (Дан.;7,;9), «Нестареющий и Неизменный», «Спасение», «Справедливость» (Иер.;23,;61), «Освящение» (1Кор.;1,;30), «Избавление» (1Кор.;1,;30), «Превосходящий всех величием» и сущий «В дыхании тонком».

Говорят также, что Она в умах, в душах, в телах, в небе и на земле, вместе с тем Сама в Себе, в мире, вокруг мира, над миром, над небом, над сущим; Ее называют солнцем, звездой, «огнем», «водой», «духом», росой, облаком, самоцветом, камнем, всем сущим и ничем из сущего.

Таким образом, ко всеобщей все превышающей Причине подходит и анонимность, и все имена сущего как к настоящей Царице всего, от Которой все зависит и Которой все принадлежит как Причине, как Началу, как Завершению. В соответствии с Писанием, Она является «всем во всем», и Она по праву воспевается как Основа всего, все начинающая, доводящая до совершенства и сохраняющая, защита всего и очаг, к Себе все привлекающая и делающая это объединение, неудержимо и запредельно. Ибо Она – Причина не только связи, жизни, или совершенства, чтобы всего лишь от одного или другого из этих попечении называться Сверхименной благостью: все сущее Она заранее просто и неограниченно содержала в Себе все приводящими в исполнение благостями единого Своего Беспричинного промысла, и всеми существами по праву и воспевается и называется.

Таким образом, богословы заимствуют имена для Нее не только от всеобщих или частных промыслов, или предметов предпопечения, но и из некоторых божественных видений, озаривших посвященных или пророков в священных храмах или в других местах. Превосходящую и всякое имя Благость они называют именами то одной, то другой причины и силы, придавая Ей то человеческие, то огненные, то янтарные формы и вид, воспевая Ее «очи» (Пс.90:8,;11:42), «уши» (Иак.5,4), «волосы» (Дан.;7,;9), «лицо» (Пс.;33,;17), «руки» (Иов;10,;8), «спину», «крылья» (Пс.;90,;4), «плечи» (Пс.;90,;4), «зад» (Втор.;33,;23) и «ноги» (Втор.;24,;10)
Они снабжают Ее венками (Откр.;14,;14), престолами (Иез.;1,;26), кубками, чашами (Пс.;74,;9; Притч.;9,;2–3) и другими полными таинственного смысла вещами."

"Нет ведь точного подобия между следствиями и причинами: следствия воспринимают образы причин, сами же причины для следствий запредельны и существуют выше их, согласно самому своему изначальному смыслу. Если воспользоваться примером из нашей жизни, то наслаждения и печали считаются причинами того, что человек наслаждается и печалится, сами же они не наслаждаются и не печалятся. И о греющем и жгущем огне не говорят, что он сам обжигается или греется. И если кто-то скажет, что саможизнь живет, или что самосвет освещается, тот скажет, по моему мнению, неправильно, если только не скажет это в каком-то ином отношении, ибо то, чем характеризуются следствия, заранее в избытке заключено в причинах как свойственное их существу."

(Дионисий Ареопагит был учеником ап. Павла (Деян. 17:34) и первым епископом Афин. Согласно житию, он был послан апостолом Климентом во главе миссии проповедников в Галлию, где и погиб от гонений Домициана около 96 года)


Вар Одис   27.01.2024 15:28     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.