Сержант

На днях его не стало, нашего Сержанта. Под этим именем многие в нашей Янской ГРЭ знали Конопчука Валентина Арсентьевича. который почти всю свою сознательную жизнь, начиная с 1975года,когда ему было только 24 года, и до выхода на пенсию, проработал в транспортном цехе нашей экспедиции.
Мне по роду своей работы(геолог, начальник бурового отряда, потом  поисковой партии) в 70-80-е годы много приходилось мотаться по зимникам и я лично знал многих водителей нашего гаража, но к Валентину  у меня было особое,уважительное, отношение.
В начале 83 года меня назначили начальником вновь организованной Джолакагской геолого-поисковой партии. Январь и февраль ушли на подготовку проекта работ, комплектацию партии персоналом, получению снаряжения, инвентаря, продуктов и т.д.Базу партии мы решили поставить на устье р.Эльгенджа,правого притока р.Джолакаг, т.к один из объектов работ, а конкретно золото-сурьмяное рудопроявление Эль находилось в нескольких км от этого места. К тому же здесь в конце 60-х годов располагалась база Адычанской ГРП ВИГРЭ, и по рассказам старожилов, там еще могли сохраниться  несколько рубленых домов, и возможно, складские помещения. В начале марта мы подготовили несколько человек рабочих во главе с начальником горного отряда Колей Сушкиным и на вертолете Ми-8 забросили их на базу с задачей отремонтировать несколько домов для жилья, построить баню, туалеты, выбрать место для складов ВВ и ГСМ.
 Сам же я остался в Батагае и стал собирать колонну, чтобы по зимнику завезти на участок работ выделенную нам технику(вездеход АТЛ-5 и трактор ДТ-75),несколько емкостей под ГСМ разного калибра, снаряжение, стройматериалы для склада ВВ, продукты и прочий груз. И где-то через неделю колонна была готова. В нее вошли 2 К-700,2 КРАЗа и несколько Уралов, в т.ч  2 наливника. Валентин был водителем на К-700 ,на другом был Иван Гнеушев, одним из водителей Урала был кто-то из Марчуков(их тогда у нас в гараже было несколько).Одним из водителей КРАЗа был Марочкин.имени его уже не помню.
И где-то в середине марта мы тронулись в путь, который был совсем неблизким. От Батагая до пос.Лазо ,где тогда базировались Адычанская ГРП и прииск"Адычанский",по зимнику было 250 км, дальше зимник шел по р.Адыча до участка старателей Полярник еще где-то км 80,а дальше начиналось бездорожье. Нам надо было пробиваться по Адыче до устья его правого притока руч.Тюкюре и по нему перевалить в долину руч.Джатыганджа(Наледная) и спуститься по последнему до р.Джолакаг,а там подняться вверх по Джолакагу еще на 12 км, чтобы попасть на базу партии в устье р.Эльгенджа, где нас уже поджидал Коля Сушкин с товарищами. В общей сложности нам надо было проехать около 500 км не самого гладкого пути. Все перипетии той дороги я сейчас уже  не помню ,но где-то на рассвете 3-его дня мы спустились с перевала Тюкюре в долину руч.Наледная, усеянную огромными гранитными валунами, которые торчали надо льдом и очень сильно мешали продвижению. К тому же местами был тонкий лед, а под ним пустота и здесь машины проваливались. Пришлось нам с Сашей Смирновым, молодым выпускником Казанского университета, который только-только приехал  в ЯнГРЭ и сразу попал к нам, в Джолакагскую партию, по очереди идти с ломами впереди колонны, обстукивать лед. чтобы избежать пустот. И вот в таких мучениях, со скоростью 1-2 км в час, мы наконец вышли в долину р.Джолакаг. Здесь нас поджидал очень неприятный сюрприз. Вся долина от берега до берега шириной более 1,0км была сплошь залита водой и парила. Ничего не было видно из-за густого тумана. Все и так устали до чертиков из-за этой дороги, все эти дни не удавалось толком поспать ни водителям, ни нам с Сашей. Перспектива ехать по наледи еще 12 км вслепую никому из водителей не понравилась. Более того, они были категорически против и высказали это мне в очень резкой форме. Суть их предложения заключалась в том, чтобы сейчас и здесь немедленно разгрузиться и потом, эти 12 км, перевозиться силами партии, т.е с помощью вездехода и ДТ-75.Такая перспектива уже категорически не устраивала меня. Я понимал, что перевозка своими силами, если она вообще возможна в этих условиях , затянется минимум на полмесяца и мы не успеем завезти ни ВВ, ни ГСМ и тем самым сорвем организацию работ этого года. Наши мирные дебаты вскоре перестали быть таковыми. Мы с Сашей стояли на своем, а водители- на своем и выхода, казалось, не было. И в этой ситуации Конопчук с Гнеушевым отошли в сторонку и о чем-то между собой переговорили. Потом собрали всех водителей в кабине одного из К-700 и там стали что-то бурно обсуждать. Кончилось это тем, что из кабины выскочил Валентин, подошел ко мне и сказал, что он сейчас отцепит трал от своего К-700 и мы с ним вдвоем попробуем проехать до базы. Но если у нас ничего не получится, тогда, начальник, извиняй, разгружаемся здесь.
Мы так и сделали. Он отцепил свой прицеп, я сел к нему в кабину и мы поехали. Был уже полдень, стало светло и туман немного рассеялся. По крайней мере, стали видны отдельные острова посреди залитой водой реки. И мы, вначале тихо, а потом осмелев и быстрее, стали ехать от острова к острову и через 2 -2.5 часа были уже на базе партии. Здесь мы с Валентином немного отошли от напряжения, поели, попили чаю и прихватив с собой Сушкина,  вернулись обратно и провели уже всю колонну на базу. Так, храбрость и отвага Валентина, который рискнул проехать эти 12 км по сплошной воде, помогла нам организовать работу Джолакагской партии и выполнить запланированные объемы горных работ и бурения в первый же сезон. Вот так я познакомился с этим замечательным человеком. А кто и когда дал ему это прозвище(Сержант),я не знаю.


Рецензии