Школа дружбы

    С самых первых дней отношений мы с мужем знали секрет, который некоторые ищут годами. Звучит он очень просто: "Любви нужен каждодневный хлеб". На деле же исполнение этих слов требует навыка и смекалки. И ради справедливости нужно признаться, что у нас получалось печь этот хлеб не потому, что мы прирождённые пекари. Просто мы научились этому ещё до встречи друг с другом.

Многие говорят (и совершенно правильно говорят) о том, как влияет пример родителей на будущие отношения ребёнка. Но есть ещё одни учителя, которые не только дают нам мастер-класс, но и позволяют самим попробовать слепить свой первый хлеб любви. И эти незаслуженно забытые учителя – наши друзья. А точнее, наш друг. Лучший друг.

В школу дружбы берут не по прописке, знаниям и, тем более, взяткам. Её Директор – Господь – скрывает свою педагогическую методику, принимая отстающих и отказывая способным, сажая за парту самых неожиданных соседей и задавая самые невероятные домашние задания.

Я попала в школу дружбы в шесть лет. Как сейчас помню: переменка, детский смех, топот сандалий по коридору, а в классе, повиснув на руках между партами, качается она. На ней синее платьице с белоснежным воротничком и два огромных банта.

– Привет, – говорю я ей. – У тебя есть краски?

– Есть, – отвечает она, продолжая качаться.

– Тогда давай дружить?

– Давай, – соглашается она.

Я сажусь рядом и не вижу, как Директор с улыбкой отмечает что-то в своём журнале судеб.

Ксюша оказалась моей полной противоположностью. Сдержанный в проявлении чувств технарь встретился с эмоциональным гуманитарием. Примерная ученица оказалась за одной партой с неаккуратной троечницей. Домашняя девочка связалась с тусовщицей.

Но нам было интересно узнавать друг друга. Мы щедро делились своим опытом, своими девичьими секретами. А когда мы узнали друг о друге всё, то нам стало скучно. Мы начали ссориться. В одну из таких ссор, когда казалось, что дружба должна разбиться на два одиночества, Ксюша первая попросила у меня прощение. И сделала это так прекрасно и глубоко, что я восхитились и подумала: "Оказывается, я многого о ней не знаю".

И мы снова стали вглядываться в глубину друг друга. Пока другие наши одноклассники меняли соседей в поисках идеального друга, мы оставались неразлучны и в беде, которая иногда случается даже в детской жизни, и в радости, которая окружала нас с избытком. В чередовании ссор и близости мы начали замечать закономерность и открыли закон волнообразности.
Пока другие наши одноклассники меняли соседей в поисках идеального друга, мы оставались неразлучны
Пока другие наши одноклассники меняли соседей в поисках идеального друга, мы оставались неразлучны

– Ты замечала, что мой интерес к физике то пропадает, то снова появляется? – с удивлением говорила мне Ксюша.

– Да, так же, как и моя любовь к литературе. Так же, как аппетит или желание спать. Так же, как... – смущённо замолчала я.

– ... наш интерес друг к другу, – закончила за меня Ксюша и задумчиво улыбнулась.

– Тебя это не огорчает?

– Нисколько. Когда это случилось впервые, то я испугалась, что наша дружба умирает. Но она не умирала, она...

– Перерождалась, как бабочка?

– Двигалась по синусоиде.

– Напомни, это как морская волна?

– Это как косинусоида, только через ноль проходит.

– А...

Однажды Директор привёл в наш класс новенькую – тихую девочку с глазами оливковой рощи.

– Дети, знакомьтесь, это Соня. Она будет сидеть с Машей и Ксюшей.

– Что? – не поверила я. – В классе же много свободных мест. Лучше посадите её к Юле, она такая хорошая, а Вы ни разу не дали ей друга... Почему её сажают к нам? Так не бывает!

– Бывает, – улыбнулся Директор, и Соня, робея и спотыкаясь, села рядом со мной.

Вначале было тяжело принять решение Директора. Нам с Ксюшей казалось, что наша дружба наполнена до краев и в ней нет места кому-то ещё. Девочки же, у которых не было друзей, с завистью смотрели на нас. А одинокая Юля, обладающая всеми качествами надёжного друга, не завидовала. Она раньше всех начинала понимать, что в каждой истории дружбы и одиночества скрыты свои радости и горести.

– Соня, я рада за тебя. И за вас, – обратилась она ко мне и Ксюше. – Вы теперь богаче.

И Юля была права. Соня открыла в нас новые грани, о которых мы и не знали до её появления. Проблем с теснотой за партой, которых я так боялась, не возникло. Необъяснимым образом на уроки мы приходили вдвоём: то Ксюшу отправят на олимпиаду по физике, то Соня заболеет, то я куда-нибудь уеду. А вот на классные часы и внешкольные мероприятия мы всегда собирались полным составом и радовались друг другу. Только однажды мы пришли на обычный урок втроём.

– Неужели мы наконец-то испытаем на себе слова “в тесноте, да не в обиде”? – захлопала в ладони Соня.

– Маша, – позвал меня Директор, заглянув в наш класс. – Выйди в коридор на минутку.

– О ноу, кто-то попал, – сочувственно вздохнула Ксюша. – Надеюсь, что это не связано с последними слухами…

– Ксюша, даже не думай! Я никогда не перейду в другой класс!

Когда я вышла в коридор, Директор разговаривал с незнакомой мне учительницей.

– Маша, иди на скамейку, я сейчас подойду.

Я послушно села и стала ждать. Через несколько минут ко мне подошёл незнакомый мальчик.

– А ты чего тут сидишь? – удивлённо спросил он.

– Я Директора жду. А ты чего не на уроке?

– Тоже Директора жду, – ответил он и присел рядом.

Мы долго сидели рядом и молчали. Я думала: “Удивительно, с ним так хорошо сидеть. Прямо как с Ксюшей и Соней”. Ведь сидеть рядом – это искусство, которым не все владеют.

– А я из Молдавии, – неожиданно сказал он и показал рукой на обвитую виноградной лозой дверь.

Дверь была приоткрыта и нам была видна первая парта. За ней сидел загорелый мальчишка и складывал бумажный самолётик. Заметив, что мы на него смотрим, он показал нам язык.

– Это Вовка, – сказал мальчик, и я поняла его.

– А там моя Нижегородская область, – сказала я и показала на сосновую дверь, украшенную шишками и грибами. – А этих двух девочек, которые смотрят на нас и хихикают, зовут Ксюша и Соня.

Когда подошёл Директор и сказал, что нас переводят в новый класс, мы не огорчились. Ксюша, Соня и Вовка тоже не огорчились, ведь мы обещали их навещать на каждой переменке. К счастью, Молдавия и Нижегородская область находятся рядом.

– Как это рядом? – не поняла Ксюша.

– Я мерила по карте. Всего два с половиной сантиметра, – показала я Ксюше школьный атлас.

– Но ведь это в масштабе! Надо умножить…

К счастью, я – гуманитарий, поэтому ничего не поняла и осталась при своём мнении. Ведь два с половиной сантиметра до друзей – это немного, правда?


Рецензии