Призрачный концерт в Зарядье

(2054 год)
==========

Симфония синкоп, октав, реприз,
Рефреном рэп в три горла тараторят
Скрипучие, как об наждак ножи,
Всех опер величайшие мужи.
Оркестр и орган им дружно вторят.
А сводный хор из трёх консерваторий
Поёт, танцуя базовый стриптиз.
Симфония синкоп, октав, реприз...

Так классикой становится фигня.
Но, к счастию, на сцене нет меня.

Полно татуированных старух.
Звон пирсингов, лучи мобил винтажных.
Там старикашки - злы и эпатажны.
И все с клюками. Каждый третий глух.
А утром первый закричит петух,
За ним второй, чуть позже будет третий.
Живых сдувает ветер на рассвете
И похромают старые домой
Друг с дружкой, но, конечно, не со мной,
Поскольку нет  меня среди живых.
Я из других. Из тех. Из остальных...

***
Я призрак - сон неверный. Сон пустой.
Нас много тех, кто заглянуть решился
За горизонт. И каждый заселился
В снесённые хрущёвки на постой.
Их призраки торчат по всей стране,
В одной из них досталось место мне.
У нас здесь полужизнь полусвоя.
Нас тысячи. Быть может, миллионы
Бредущих по границе бытия
Порою бодро, а порою сонно.
Мы все вполне похожи на живых.
Но те не видят нас.
Мы видим их.

***
Мы знаем, что с живыми сотворили,
Какою жвачкой их силком кормили.
У всех у них всё классно, без затей -
До старости - и от младых ногтей.
Нажми на чип в виске, нырни в свой чат.
Сношайся. Будет кто-нибудь зачат.
В своей свободе все они ведомы:
На улицах, в кафе, в концерте, дома.
Никто не вспомнит их поводырей.
Живи. Работай, Умирай скорей.

Успел застать я ищущие взгляды,
скользящие по лицам мимо лиц.
В толпе порою кто-то падал ниц.
Случалось далеко, но чаще - рядом...
Все шли и шли, хоть знали: где-то там
желания стекают по асфальту.
Есть доктор. У него в кармане скальпель.
Он помогает страждущим сердцам.
Он спец по ампутации любви.
Давай же, добрый доктор! Удиви
нас всех в который раз своим искусством.
После него в глазах и в сердце пусто.
И некого искать! Гуляй! Живи!..

Живые живо жизнь изображают.
Кайфуют и кого-нибудь рожают.
И в этом новом сексе нет любви.

Порою вспышки озаряют всех.
Велят глаза закрыть! Не нужно вспышек!
В ушах беруши, чтобы не услышать
Нежданный и запретный чей-то смех.
Свет - грех. И этот смех, конечно, грех.
Шагай, народ, в Зарядье для утех.
Они живут в привычке, неспеша,
В глазах ни искры, в чувствах - ни шиша.
Танцуют големы неведомые танцы.
Шалавы, пьянь, машины, оборванцы,
Отставники. По кайфу - новобранцы,
Но все с рожденья рухнули в запас.
Вас миллиарды. Очень много вас.
Звон пирсинга - как звон колоколов.
Тату на дряблой коже строят рожи.
Вы просто чей-то плановый улов.
Вас всех съедят. Никто вам не поможет.

Вот, разве что...
Откройте очеса.
Освободите уши
от берушей.
И в сонный мир ворвутся голоса,
И  ото сна воспрянут ваши души.
Смотрите в сердце. Там живёт звезда.
Любовь? Не знаю. Всё возможно. Да.
Я только призрак! Я кричать хочу!
Но вот молчу. Вы слышите - молчу!

***
Я медленно влетел в концертный зал,
Где симфо-рэп недавно завершился.
Огромный зал был на поверку мал.
К роялю сел.
Боялся, но решился.
Коснулся клавиш,
Ощутил тепло
И взял аккорд.
И клавиши нажались!
Рука спокойно так легла на них.
Я плоть обрёл. Не потерять бы миг,
А продолжать!
И да! Звучит рояль!
Я взял аккорд. Там впереди февраль.
И снежная спираль в лицо вцепилась. А музыка стонала и бесилась. А пальцы гнали музыку вперёд - в тот гибельный мороз, в водоворот. И побежали пальцы. Без меня! Мне стало жарко, словно от огня. Я руки снял и посмотрел окрест. И в паузе заговорил оркестр. Как будто с гор обрушилась вода. Они пришли неведомо когда. ОргАн ворвался, словно ураган. Как гром небесный грянул барабан. И молнией пронзила мир труба. Так с музыкой вернулась к нам судьба. И сводный хор из трёх консерваторий запел - да так, что слёзы полились у музыкантов, рэперов... Окстись! Ты ждал? Скажи, чего ты, парень, ждал? Дождался. За спиной рыдает зал. И стал светлеть концертный полумрак.

Тогда раздался свист. Явился враг.

***
- Вы что же? Разве плохо вам жилось? Жизнь удалась. И всё вам удалось. Эмоции по графику? И что? Всем летом шорты, а зимой пальто. Мужчинам бабы, бабам мужики. Соскучились по смерти от тоски? Свободна совесть. Вкусная еда. Чего вам не хватало, господа? Явился призрак - трахнутый бунтарь. Он захотел, чтоб жили вы, как встарь. Давно наш дивный мир не видел слёз. Вы плачете? И это вы всерьёз? Страдать хотите? Нужно мне сказать!  Я вам могу страданье показать. Я вас могу страданьем наказать. Я вам могу страданье приказать. Любви хотите? Путь любви в крови. Все войны начинались от любви. Хотите сами выбирать судьбу? Я знаю тех, кто выбрал. Все в гробу. Несу я ношу, защищая вас. И это главный мой подарок вам. Прошу очистить этот зал сейчас. Все по домам, детишки! По домам!

***

Я думал, что сегодня проиграл.
Сумел. Сыграл. Но проиграл. Бывает.
Не Бог я. Даже вот не генерал.
И глиняных горшков не обжигал.
Прёт караван, хоть и собака лает.
Я чувствовал, что вновь теряю плоть
И вскоре стану для живых невидим.
Живые затаят в себе обиду
За то, что их пытались расколоть.
А вскоре позабудут этот день,
Поскольку новый день его накроет.
Косяк по кругу. А потом спиртное.
Менять судьбу? Зачем? Да просто лень!

Я слышал, как зашевелился зал,
Но в это время прозвучал вокал.

Вот контртенор, это баритон,
А это бас, как старый саксофон.
Три голоса, как жгут в одной руке,
Как три ручья журчат в одной реке.
Прекрасно. Мощно. Эхо в потолке...
На странном, диком, быстром языке.

Я, обернувшись, задохнулся вдруг.
И тот, и тот, и этот - лучший друг.
И тот, и тот, и этот - все живи!
Три рэпера (да как ни назови!),
Три рэпера (держи! хватай! лови!),
Три рэпера запели о любви.

Оркестр вернулся. Хор пришёл опять.
Орган вздохнул. Запели снова скрипки.
И зал решил, что можно подпевать.
И зал решил, что можно танцевать.
И зал освоил право на улыбки.

А враг? Пока не видно. Он исчез.
Но он вернётся. Он их не оставит.
Ушёл. Не снизошёл. Он миром правит.
А эти старики - сгоревший лес.

***

Я снова призрак. Сумрачен и тих.
Они меня не видят. Вижу их...
Поскольку нет  меня среди живых.
Я из других. Из тех. Из остальных...

© Вит. Чел. 30.01.20


Рецензии
Крупно. Цельно. Музыкально. Эпично. Я когда-то пробовал лирически:
Я - Иосиф третий, и потому играю уже на последние деньги.
Выигрыш, получается, минимален, а проигрыш - абсолютен.
Как ни сажусь я, друзья, никуда я, однако, не денусь,
если затеял сыграть струнный квартет на червовой эоловой лютне.
Будто за картами против меня игровые партнеры столпились,
тычут за спину смычками бубей, тени от музыки отгоняя.
Если уж приняли в эту игру, значит, слушатель я или Гилельс -
им одним не звучать без меня, даже как гамма нагая.
Третий лишний в квартете, четвертого я никогда не увижу,
пятый в квинтете, по правилам, только слежу за игрою четверки.
Выигрыш мой минимален - я вприглядку зрителя ближе,
я играл на другие деньги, я поставил на покер последние корки.
Но у тебя не о себе! И этим уже крупнее.

Иосиф Гальперин   30.01.2020 11:53     Заявить о нарушении
Спасибо, Иосиф! Прекрасно.
Музыка действительно универсальный язык, подобный математике, которую, однако, не все могут воспринять. С помощью музыки (даже словами) можно выразить всё и ещё чуть-чуть, до чего умеем дотянуться. Мне же показалось, давно уже, что моя нелюбовь к рэпу сродни нелюбви к року предыдущего поколения(даже к поп-року, который по мелодике должен был быть этому поколению ближе). И никого сегодня не удивляет, что симфонические оркестры исполняют музыку Престли, Битлов, Квин (вспомни "Барселону" , исполненную Фредди Меркьюри вместе с великолепной оперной дивой Монтсеррат Кабалье, увы, их уже нет с нами). Я думаю, что любой авангард, если он остаётся на плаву достаточно долго, обретает черты некоего почти буржуазного лоска и перетекает в традицию, даже несмотря на содержание. Что общего имеют, например, призывы и сам текст Марсельезы с достаточно благополучным народом, который даже в протестах жёлтых жилетов вполне буржуазен?

Вставайте, сыны Отечества,
Настал день славы!
Против нас поднят
Кровавый флаг тирании,
Слышите ли вы в своих деревнях
Рев кровожадных солдат?
Они идут прямо к вам,
Чтоб резать ваших сынов, ваших подруг!

К оружию, граждане,
Постройтесь в батальоны,
Идем, идем!
Пусть нечистая кровь
Пропитает наши поля!

И так далее. Кто-то скажет, что гимн поддерживает гордую независимость граждан. Но это слова. Гимн - лишь революционный символ вполне буржуазной Франции.
А вспомни Эдит Пиаф:
Да, будет так!
Будет так! Будет так!
Всех аристократов мы скоро повесим.
Да, будет так! Будет так!
Будет так!
Всех аристократов - на фонарь!

Потому я не удивлюсь, что скромные тихие рэперы (особенно, если сравнивать с Марсельезой), столь нелюбимые мною, перетекут во вполне буржуазный симфонизм )))

Виталий Челышев   30.01.2020 21:08   Заявить о нарушении