Спасённая красота

Эпиграфы:
 
  "Горе! Горе! Крокодил
  Солнце в небе проглотил!"
    /из «Краденое солнце» К. Чуковского/
 
  "Так не доставайся же ты никому"
    /из «Бесприданница» А. Островского/
 
  "Красота спасёт мир"
    /из наивных гипотез/
       – – –

  СПАСЁННАЯ КРАСОТА

  Лесной красе, невиданной,
  Не дам вот так пропасть в лесу!
  Пойду, пока не видит кто,
  Надыблю ту красу.

  А краски серые — сгущу!
  Как крокодил — слезу пущу…
  И, увязав красу в снопы,
  Уставлю вдоль тропы…

  "От глаз дурных её спасу!"
  И – тачками, тележками,
    скачками, перебежками,
      без спешки, но не мешкая… –
  Домой в мешках снесу.

       * * *
  Красой, что сгрёб, – чудесный план –
  Украшу погреб и чулан!

  А крокодилова слеза?

  А со слезами — завязал!
  Одной — хватило б за глаза,
  И ту… слепой сквозняк слизал.
       – – –

ПОЯСНЕНИЯ.
  Навеяно наивной гипотезой, что красота спасёт мир.
  А, похоже, саму красоту надо спасать.

  Юмор последних строк:
  В лесу, лишённом красоты, не найдётся места даже ласкающему ветерку. Метаться в разные стороны, как слепые, будут только сквозняки. И даже поплакать будет не над чем; и не то что человеческими, но и крокодиловыми слезами. А сквозняки, слизывающие слёзы, не дадут проронить ни одной.
       – – –

Сальников С. М. /ssm52/
2020 г.


Рецензии
Уж нагородили, так нагородили.
С пояснялками ещё сложнее, пожалуй, стало.
Изначально принял мешки за мусорные (и Гринпис вроде бы из той оперы),
после прочтения произведения вообще впал в ступор (как расценивать), затем прочёл все пояснялки (и в рецках тоже). Весьма спорные рассуждения о красоте и опасности (возможно сугубо личные ассоциации автора).
Тигр, лев, пантера, змеи и т.п. зверюшки, на мой взгляд весьма красивы и симпатичны, однако встречаться с ними лично - у меня нет ни малейшего желания.
Имеет место какой-то диссонанс.
Пожалуй, вывод очевиден - всяк видит своё. Посему пояснялки - лишнее.

Юрий Беляков   10.02.2020 15:29     Заявить о нарушении
Юра, спасибо за критическую оценку.
Вы умеете резать правду матку не взирая на чины и звания, тем более что у меня таковых нет.

Хочу кое в чём оправдаться.
Мешки, действительно, мусорные. Чтобы никто не догадался, что в них лежит ворованная красота.
Пояснения написаны с единственной целью — дать понять, откуда образовался образ "слепой сквозняк".

Само стихотворение, и рассуждения о красоте в ответе на рецензию, надо рассматривать как шутку, юмор, стёб, трёп. Но с серьёзными намёками. Не зря ведь говорят «сказка — ложь, да в ней намёк».

А понятие красоты, и в самом деле, как и многое другое, является относительным. Многое зависит от обычаев и культуры.

Ваш очевидный вывод верен наполовину. Действительно, всяк видит своё, но именно посему объяснялки нужны, чтобы посетитель понял, что же видел автор.

Сальников Сергей Ссм52   11.02.2020 04:26   Заявить о нарушении
Однажды, не помню точно где и когда, один из рецензентов (по сути - просто читатель), выдал одну замечательную мысль. Дословно не процитирую, но смысл постараюсь передать.
Если автору не удалось в самом произведении донести до читателя всё то, что он хотел сказать, то "в топку" этот опус без сожаления, а инструкции по прочтению стихов - это из разряда "пойди туда - не знамо куда, найди то - не знамо что".

И я такое мнение разделяю.
Извините.

P.S. Пояснять, на мой взгляд, уместно слова редко употребляемые, но не обязательно. Если произведение срезонировало, то мне совсем не трудно найти незнакомые слова в поисковике и впечатление от прочтения такие моменты не испортят.

Юрий Беляков   11.02.2020 09:14   Заявить о нарушении
Вот видите, Юрий, какие мы разные.

«Замечательная» мысль, приведённая Вами выше, о том, что не надо писать инструкции к стихам, сама по себе тоже является инструкцией. И судя по Вашим словам, она претендует на безоговорочную истину. А я считаю, что почти любое категоричное суждение является ложным.

Когда читаю стихотворение, в котором автор использовал непонятные слова; или изложил что-то известное только ему; или он придумал образы, которые намёком отсылают к каким-либо произведениям или явлениям, — и не счёл нужным пояснить свои мысли, то рассматриваю это как неуважение к читателю. Хранил бы такое произведение где-то на личном сайте, а зачем морочить голову непосвящённому читателю.

Если стихотворение, как Вы пишете, срезонировало, то у читалеля есть выбор — читать мои пояснения или не читать; а если не срезонировало, то иной читатель и до конца не дочитывает.

Мне же не известно, кто придёт читать, вот я и стараюсь создать комфорт для восприятия, чтобы не пришлось копаться в словарях; думаю, не у всех так просто с поиском слов в поисковиках, особенно, если надо найти правильное и редкое значение для многозначных слов и выражений. Я ведь уже заглядывал в словари, когда сочинял, и мне ничего не стоит отобразить эту информацию в примечаниях.

В стихотворениях встечаются неясные аллегории и «отсылки» к каким-то, только автору известным, произведениям.
Поэтому у меня и возникает такой момент сожаления, что если читатель не увидит, что образ в стихотворении содержит отсылку к «интересному историческому элементу», то не случится полноценного восприятия образа. Получится, что старания автора окажутся напрасными, по крайней мере, по отношению к такому читателю. А читатель вполне может быть любознательным, и с интересом узнал бы подробности.

Поэтому я сторонник того, чтобы автор в примечаниях как-то раскрывал особенности своих глубокомысленных и хитроумных образов.
И я таких авторов встречал, и с удовольствием знакомился с их пояснениями.

Сальников Сергей Ссм52   11.02.2020 15:03   Заявить о нарушении
Тяжело с Вами состязаться в красноречии. Вона сколько написали. Чтобы оппонировать Вам нужно не меньший трактат написать. Боюсь мне это "не в жилу". В реальной беседе можно было бы подискутировать.
Оставлю эту тему.

С уважением к Вашему мнению, оставляю за собой право не согласиться с Вашими измышлениями.

Юрий Беляков   11.02.2020 16:36   Заявить о нарушении
Согласен. На этой дружеской ноте и закончим наш диспут.
С уважением к Вашему мнению,

Сальников Сергей Ссм52   11.02.2020 16:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.