Соломон

 
Жил в Израиле когда-то,
Славный, мудрый Соломон.
Был он радостью богатый,
Справедливо правил он.

И владел вполне гипнозом,
И вершил судом дела.
И без криков и угрозы,
Покорял умом тела.

Соломон был парень славный,
Даже в Библию попал,
Соблюдал закон он главный:
Ты не пей там, где гулял.
 
Соломон
др.-евр. ;;;;;;;;, Шломо;

Царь Соломон в преклонных летах
гравюра Густава Доре

3-й Царь единого Израильского царства

967 — 928 до н. э.


Предшественник Давид

Преемник Ровоам и Иеровоам I (как Царь Северо-Израильского царства)

________________________________________
Рождение 1011 до н. э.

• Иерусалим[1]

Смерть 928 до н. э.

• Иерусалим[2][3]

Место погребения • Иерусалим

Род династия Давида

Отец царь Давид

Мать Вирсавия

Супруга Наама[d], дочь фараона[d] и неизвестно

Дети Ровоам
Менелик

Вероисповедание иудаизм

Соломо;н (др.-евр. ;;;;;;;;, Шломо;; греч. ;;;;;;;, ;;;;;;; в Септуагинте; лат. Salomon в Вульгате; араб. ;;;;;;; Сулейман в Коране) — третий еврейский царь, правитель объединённого Израильского царства в период его наивысшего расцвета. Сын царя Давида и Вирсавии (Бат-Шевы), соправитель Давида в первые два года своего царствования. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский Храм — главная святыня иудаизма.
По разным хронологиям, даты правления относятся к началу Х века до н. э.[4], 972—932 до н. э.[5], 960-е — ок. 930 до н. э.[6], 967—928 до н. э.[7]
Соломон — персонаж множества легенд, в которых выступает как мудрейший из людей и справедливый судья, нередко ему приписываются волшебные качества: понимание языка зверей, власть над джиннами.
Традиционно считается автором ветхозаветных книг Екклесиаста, Песнь песней Соломона, Притчей Соломоновых, а также некоторых псалмов (Пс. 126 (масоретский текст — Пс. 127), Пс. 131 (масорет. Пс. 132)[комм. 1]). Его именем названа неканоническая или второканоническая книга Премудрости Соломона, входящая в состав Ветхого Завета в православии и католицизме.
Историчность царя Соломона, также как историчность царя Давида и историчность Израильского царства, является предметом научной дискуссии.
 
Историчность Соломона[править | править код]
Библия является основным источником сведений о жизни и правлении Соломона. Помимо этого, его имя упоминается в трактате еврейского историка Иосифа Флавия «О древности еврейского народа. Против Апиона»[8]. На начало XXI века неопровержимых археологических доказательств существования Соломона не обнаружено[9]. Тем не менее его принято считать исторической фигурой[4][6][10]. По времени правления царя Соломона в Библии имеется особенно подробная фактология со множеством личных имён и цифр. Имя Соломона связывается главным образом со строительством Иерусалимского храма, разрушенного Навуходоносором II и нескольких городов, строительство которых также связывали с его именем[комм. 2].
При этом вполне правдоподобная историческая канва соседствует с очевидными преувеличениями[11][12]. Для позднейших периодов еврейской истории царствование Соломона представляло своего рода «золотой век». Как бывает в таких случаях, «солнцеподобному» царю приписывались все блага мира — богатство, женщины, недюжинный ум[13][комм. 3].
Имена Соломона[править | править код]
Имя Шломо (Соломон) на иврите происходит от корня «;;;» ([шалом] «мир, не война; совершенный, цельный»). Соломон упоминается в Библии также под рядом иных имён. Например, он называется Иедидиа («возлюбленный Богом или друг Бога») — символическое имя, данное Соломону в знак благоволения Бога к его отцу Давиду после его глубокого раскаяния относительно прелюбодеяния с Вирсавией (2Цар. 12:24, 25).
В Аггаде царю Соломону приписываются также имена из Книги Притчей Соломона (гл. 30, ст. 1 и гл. 31, ст. 1) Агур, Бин, Яке, Лемуэль, Итиэль и Укал.[14]
Библейское повествование[править | править код]
 
Царь Соломон. Армянская миниатюра из Библии 1269 года
В Священном Писании говорится, что Соломон родился в столице Израильского царства — Иерусалиме (1Пар. 3:5). В Библии упомянуты жена Соломона Наама Аммонитянка (ивр. ;;;;;;;) (3Цар. 14:22, 31) и дочери Соломона — Тафафь (ивр. ;;;;;;, Тафат), (3Цар. 4:11) и Васемафа (ивр. ;;;;;;;, Басемат), (3Цар. 4:15).
Преемником Соломона стал его сын Ровоам (3Цар. 14:21).
Приход к власти[править | править код]
Царь Давид намеревался передать престол именно Соломону, хотя он был одним из его младших сыновей. Когда Давид состарился, воцарился другой его сын, Адония (3Цар. 1:5-18). Он вошёл в заговор с первосвященником Авиафаром и командующим войсками Иоавом, и, воспользовавшись слабостью Давида, огласил себя преемником престола.
Мать Соломона, Вирсавия (ивр. — ;; ;;; Бат Шева), а также пророк Нафан (ивр. ;;; Натан) уведомили об этом Давида.[15] Адония бежал и скрылся в Скинии, ухватившись «за роги жертвенника» (3 Цар. 1:51), после его раскаяния Соломон его помиловал.[комм. 4] После прихода к власти Соломон умертвил своего брата Адонию и расправился с другими участниками заговора. Так, Соломон удалил Авиафара от священства, а также умертвил Иоава, который попытался скрыться в скинии Господней. Ванею, исполнителя казней Адонии и Иоава, Соломон назначил новым командующим войсками (3Цар. 2:22–35).
Бог дал Соломону царствование при условии, что тот не будет отклоняться от служения Богу. В обмен на это обещание Бог наделил Соломона невиданной мудростью и терпением (3Цар. 3:10, 11)
Правительство Соломона[показать]
Внешняя политика[править | править код]
Соломон и царица Савская на фреске Пьеро делла Франческа из базилики Сан-Франческо
Основой благосостояния Соломона был проходивший по его владениям торговый путь из Египта на Дамаск[13]. Он не был воинственным правителем, хотя объединённые под его властью государства Израиль и Иудея занимали значительную территорию. Соломон поддерживал дружественные отношения с финикийским царём Хирамом. Великие строительные проекты оставили его в долгу перед Хирамом[13] (3Цар. 9:15). Чтобы погасить задолженность, Соломон вынужден был уступить ему селения на юге своих земель.
Согласно библейскому повествованию, узнав о мудрости и славе Соломона, к Соломону прибыла правительница Сабейского царства, «чтобы испытать его загадками» (3Цар. 10). В ответ Соломон также одарил царицу, дав «всё, чего она желала и чего просила». После этого визита, согласно Библии, в Израиле началось небывалое процветание. В год к царю Соломону приходило 666 талантов золота (Третья Книга Царств, 10: 14). Впоследствии история о царице Савской обросла многочисленными легендами вплоть до предположений об её любовной связи с Соломоном. Христианские правители Эфиопии считали себя происходящими от этой связи (см. Соломонова династия).
Считается, что Соломон покончил с полутысячелетней враждой евреев и египтян, взяв в качестве первой жены дочь египетского фараона (Третья Книга Царств, 9:16). Разные исследователи называют этим фараоном Псусеннеса II (Catholic Encyclopedia), Сиамона (Кеннет Китчен), Шешонка I (Стивен Т. Франклин).
Конец царствования[править | править код]
Согласно Библии, Соломон имел семьсот жен и триста наложниц (3 Цар. 11:3), среди которых были и чужестранки. Одна из них, ставшая к тому времени его любимой женой и имевшая на царя большое влияние, убедила Соломона построить языческий жертвенник и поклоняться божествам её родной земли. За это Бог прогневался на него и пообещал множество лишений народу Израиля, но после окончания царствования Соломона (так как Давиду было обещано благоденствие страны и при его сыне). Таким образом, всё царствование Соломона прошло достаточно спокойно.
Соломон умер на сороковом году своего царствования. Согласно легенде, это произошло в то время, когда он наблюдал за строительством нового алтаря. Во избежание ошибки (предположив, что это может быть летаргический сон), приближённые не стали хоронить его до момента, пока черви не начали точить его посох. Только тогда он был официально признан мёртвым и захоронен.
Огромные затраты на строительство храма и дворца (последний строился в два раза дольше, чем храм) истощили государственную казну. Строительную повинность отбывали не только пленники и рабы, но и рядовые подданные царя[13] (3Цар. 12:1–5). Ещё при жизни Соломона начались восстания покорённых народов (эдомитян, арамеян); сразу же после его смерти вспыхнуло восстание, в результате которого единое государство распалось на два царства (Израильское и Иудейское).
Соломон в иудаизме[править | править код]
В иудейской традиции присутствует мотив смирения этого горделивого царя.
Раввины пришли к выводу, что Соломону было двенадцать (согласно Таргум Шени — тринадцать) лет, когда он вступил на престол. Он правил сорок лет (3 Цар. 11:42), и, следовательно, жил пятьдесят два года[16].
Соломон в исламе[править | править код]
Основная статья: Сулейман
Согласно Корану Сулейман был сыном пророка Давуда. От своего отца он усвоил множество знаний и был избран Аллахом в пророки, причем ему была дана мистическая власть над многими существами, включая джиннов. Он правил огромным царством, которое на юге простиралось до Йемена. В исламской традиции Сулейман известен своей мудростью и справедливостью. Он считается образцом правителя. Не случайно многие мусульманские монархи носили его имя. Исламская традиция имеет некоторые параллели с Аггадой, где Соломон представлен как «мудрейший из людей, который мог говорить со зверями, и они подчинялись ему»[7].
Согласно исламской традиции, Сулейман умер на 81-м году жизни.
Символика[править | править код]
Основные статьи: Звезда Давида и Печать царя Соломона
 
Звезда Соломона
По легенде, при Соломоне знак его отца Давида стал государственной печатью.
В исламе шестиконечная звезда носит название «Звезды Соломона». В то же время, средневековые мистики называли Соломоновой печатью пентаграмму (пятиконечную звезду, пентакл). Есть мнение, что звезда Соломона легла в основу мальтийского креста рыцарей иоаннитов.
В оккультизме пентаклем с названием «Звезда Соломона» принято считать восьмиконечную звезду. Из-за большего количества лучей, в центре звезды образуется круг. Часто в него вписывали символ. Эти знаки широко использовались в магии, алхимии, Каббале и прочих мистических учениях[источник не указан 1270 дней].
Образ в искусстве[править | править код]
Образ царя Соломона вдохновлял многих поэтов и художников: так, немецкий поэт XVIII в. Ф.-Г. Клопшток посвятил ему трагедию в стихах, художник Рафаэль создал фреску «Суд Соломона», а художник Рубенс написал картину «Суд Соломона», Гендель посвятил ему ораторию, а Гуно — оперу. А. И. Куприн использовал образ царя Соломона и мотив «Песни песней» в своей повести «Суламифь» (1908). У него же есть повесть «Звезда Соломона».
По мотивам соответствующей легенды был снят пеплум «Соломон и царица Савская» (1959).
См. также[править | править код]
• Соломонова династия
• Книга притчей Соломоновых
• Песнь песней Соломона
• Псалмы Соломона
• Книга Премудрости Соломона
• Печать царя Соломона
• Кольцо царя Соломона
• Соломонова печать
• Копи царя Соломона
Комментарии[править | править код]
1. ; Эти тексты находятся в русле древневосточной литературы мудрости[en] и имеют соответствия в Древнем Египте. Вероятно, в создании этих текстов принимали участие писцы, знавшие иностранные языки и знакомые с литературными традициями соседних народов.
2. ; В середине XX века раскопками в нескольких городах Израиля были обнаружены фрагменты сооружений, которые стали связывать с именем Соломона. Однако на рубеже XX и XXI века эта связь стала оспариваться.
3. ; «Новейшая библейская критика склонна видеть в библейском описании эпохи Соломона элементы идеализации этого периода девтерономическими редакторами, в глазах которых период правления Соломона был временем высшего расцвета еврейского царства под властью дома Давида» (Еврейская энциклопедия, статья «Соломон»).
4. ; Тем не менее, позже Адония нарушил договор и был казнён.


Рецензии