Беды человечества и воля Аллаха

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Один из самых частых вопросов о Боге, задаваемых
 людьми, – несёт ли Он какую-то ответственность
за беды человечества? И если да, то почему Он
допускает их? В этой статье я постараюсь дать
краткий и ясный ответ.

Если бы Всевышний захотел, Он бы мог сотворить
один только Рай, где нет никаких неприятностей
и проблем. Однако в этом случае мы бы не поняли
и не оценили Его милость по отношению к нам, ибо
всё познаётся в сравнении.

Есть несколько преданий от праведных предков
исламской уммы, общий смысл которых состоит
в следующем.

Однажды Аллах показал Адаму его потомство и тот
увидел, что среди них будут глухие, слепые,
больные и убогие, что часть людей попадёт в Рай,
а другая часть – в Ад. Адам спросил: «Господи!
Зачем Ты сделал это с моими детьми?» Аллах
ответил: «Затем, чтобы ты был благодарен Мне
за Мою милость»
(см. «Истории о пророках» Ибн Кясира, гл. 3).

Поэтому без болезни люди не познают ценность
здоровья, без войны – ценность мира, а без Ада
не будут признательны их Господу за Рай. При
этом Аллах справедлив – Он не раскидал всех
людей по Райским кущам и Адским ямам наугад,
но создал земной мир, дабы в вечном мире
распределить Своих рабов согласно их деяниям:

«Он – Тот, Кто создал смерть и жизнь, чтобы
испытать вас и узнать: кто из вас наилучший
в своих поступках» (Коран, 67:2);

«Клянусь душой и тем, как Он придал ей
совершенный облик и внушил ей и порочность
её, и богобоязненность! Преуспел тот, кто
её очистил, и понёс урон тот, кто облёк её
(в несправедливость)» (Коран, 91:7-10).

Итак, Творец наполнил души людей тёмными
страстями, но одновременно Он даровал
человеку волю, разум и богобоязненность,
чтобы тот подавлял в себе эти страсти.
И каждому человеку Аллах облегчает тот
путь, который он выбрал сам.

«Ваши стремления различны. Тому, кто
отдавал должное (или раздавал милостыню)
и был богобоязнен, кто признавал наилучшее
(свидетельство единобожия или Рай),
Мы облегчим путь к легчайшему (к праведным
деяниям и Раю). А тому, кто был скуп
и полагал, что ни в чём не нуждается,
кто счёл ложью наилучшее (свидетельство
единобожия или Рай), Мы облегчим путь
к тягчайшему (к грехам и наказанию)»
(Коран, 92:4-10).

Таким образом, Он «идёт навстречу» нашим
желаниям (в большинстве случаев). Кто-то
захотел украсть – даст ему силу и
способность для преступления. Другой
захотел накормить бедняка – поможет ему
в достижении благой цели. Но в выборе
самих желаний мы свободны.

Последний пункт в этой теме: знает ли
Он будущее? Да, знает, но Его
предопределение (для людей) строится
на ПРЕДСКАЗАНИИ, а не на принуждении.

Он предсказывает (или предвидит) нашу
судьбу на основе Своих знаний и мудрости
и никогда не ошибается.

Говоря о предопределении, Аллах и Его
Посланник (мир ему и благословение Аллаха)
часто употребляют глагол «предписать»
(кятаба) и производные от него.

Согласитесь, «предписать» и «заставить» –
далеко не одно и то же.

Так же и разнообразные эксперты составляют
и записывают прогнозы тех или иных явлений,
однако они никого ни к чему не принуждают –
они всего лишь предсказывают грядущее
развитие событий (разница в том, что
Аллах Всевышний не допускает ошибок,
свойственных людям).

И да благословит Аллах нашего Пророка,
его семью и всех его сподвижников.

Рус Муслим

=Подборка Тины АНСАРОВОЙ


Рецензии