Синдром помощника 26. 01. 20

"ты запретендовала на роль "спасительницы", а это безнадежно и грешно"
Архимандрит Иоанн Крестьянкин, Письма

 "Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою"
Ев. Мф

 «Какая польза, братья мои, если кто говорит, что имеет веру, а дел не имеет. Может ли такая вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: „Идите с миром, грейтесь и питайтесь“, но не дадите им необходимого для тела, – какая польза? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе». (Ап. Иаков)

Господь говорит: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Ев.Мф)

"На Земле у Бога нет других рук, кроме наших" (с)

"Тебе сделали доброе дело - помни. Ты сделал добро - забудь" (с)

"Тебя обидели - забудь. Ты обидел - помни" (с)

888

Любовь и дружба - величайшая ценность и радость, великий дар, данный человеку Богом.

«У Бога на Земле нет других рук кроме наших», помощь ближним имеет высокую духовную ценность и необходима для спасения.

Помогать незнакомым людям Христа ради, помогать своим близким (родственникам, друзьям и др.) и радоваться общению с ними, выполнять свои обязательства перед Богом и людьми – что может быть лучше и выше?

В христианстве помощь людям Христа ради - это путь спасения. «Вера без дел мертва». Ценность бескорыстной помощи Христа ради невероятно велика.

Но нет доброго дела без искушения; всякое доброе дело может быть искажено, осквернено и потерять свой первоначальный чистый смысл.

Признак «неверной помощи» - отсутствие мира в душе и смирения. Вместо этого душа помогающего становится ареной битвы и заполнена превозношением, самомнением, осуждением, обидой и самолюбованием. Если это так, то доброе дело для помогающего не даёт доброго плода, хоть он и всю жизнь положит на него. И поэтому очень важно сохранять чистоту помыслов, не осквернять добрых дел и не терять радость и мир.

Это подборка стихов и рассказов, посвящённых так называемому «синдрому помощника» и связанному с ним «эмоциональному выгоранию» (англ burnout), а также попытке понять, какой помощи людям ждёт от человека Бог, какая помощь является верной.

Синдром помощника (или спасателя) - это психологический термин. Это разновидность страсти.  В данном случае страстью становятся отношения, в которых один человек стремиться помочь другому, так как ему необходимо ощущать себя «спасателем».

Как и в отношении любой другой страсти, в основе лежит внутренняя «несамодостаточность» (как духовная проблема, некоторая внутренняя пустота, отсутствие заполненности внутренней жизни миром с собой и с Богом), в сочетании с самомнением.

Чаще (но не всегда) встречается у людей, испытывающих чувство одиночества.

К сожалению, оказываемая помощь нередко не нужна (то есть, она безусловно всегда очень нужна самому спасателю). Спасатель настаивает на своей помощи активно и упорно («догнать и помочь») и создаёт впечатление навязчивого человека.

Приводит к эмоциональному выгоранию. Результатом становится истощение, обида и использование.

Это связанно с ожиданием благодарности и переживанием обиды, если благодарности нет.

Дело в том, что «правильная» помощь не имеет вторичной выгоды. Она самодостаточна. Человек не ждёт, что за свою помощь он что-то получит: изменит (улучшит) или отношение окружающих к себе или своё отношение к себе (то есть, решит свои внутренние проблемы).

Человек с синдромом помощника сам принимает помощь от других крайне неохотно.

Под «помощью» имеется в виду не только материальная, а также и эмоциональная, психологическая поддержка, то есть все то, чем человек мог и хотел бы поделиться с другим.

Часто в роли помощи выступают «советы», которые «спасатель» раздаёт очень охотно и настойчиво, не заботясь о том, что его никто не просит совета. Спасателю кажется, что ему точно и хорошо известно, как лучше для другого, и необходимо (возможно и жизненно важно) быстро и точно донести свою точку зрения.

Оказанная помощь не является бескорыстной. Это не помощь в полной мере «Христа ради».

Человек ждёт компенсации за свою помощь в виде:
1. Заполнения внутренней пустоты и удовлетворения своего страстного желания помогать,
2. благодарности и любви человека, которому он помогает,
3. Признания себя «хорошим человеком» в своих глазах и в глазах окружающих (то есть, повышение самооценки).

Реже такая неверная искажённая помощь возникает в рамках поиска или замещения так называемой «личной жизни», в рамках формирования привязанности к человеку. И в этих случаях возникшие противоречия носят особенно острый болезненный характер.

Синдром спасителя является нездоровой привычкой, которая часто используется людьми как повод отложить решение собственных проблем. Таким образом, спасатель хочет уйти от своих проблем, переключив внимание на помощь другому.

Бог ждёт от нас искренней и бескорыстной помощи людям. С точки зрения христианства, лучше всего помощь невидимая - в протянутые руки, если не видишь лица.
Помощь людям - это смысл христианской жизни. Но в рамках синдрома помощника она искажается, теряет свой глубокий смысл  может принести вред.

Правила верной помощи. Эти правила в целом универсальны, но прежде всего адресованы тем, кто видит в своих чувствах и действиях проявления синдрома помощника и хотел бы улучшить качество своей помощи и общения с людьми в целом. Не всегда эти правила подходят тем, кто не склонен (верно или не верно) помогать людям:

1. Предлагать помощь только если просят или совершенно очевидно, что человек нуждается в помощи и не решается просить о ней (и так же считают и другие люди).
 2. Это же касается и помощи в виде советов.
Если кажется, что нужно дать кому то хороший совет, надо дать этот совет самому себе.
3. Если уверен что надо помочь, представь себя на месте этого человека и мысленно помоги себе и посмотри, что ты будешь при этом чувствовать.
4. Предлагая оказать помощь, спроси человека, на какую помощь он согласен и предложи помощь на его условиях.
5. Посвяти свою помощь Христу и сразу забудь о ней.
6. Считай, что это помощь от Бога и твоей роли нет.
7. Никогда не жди благодарности за свою помощь.
8. Если на помощь ответят обидой, попроси прощения и помолись
(возможно ты сделать что-то не так, хотел помочь и обидел этого человека или обидел другого, когда-то в прошлом).
9. Учись сам принимать помощь от других и искренне благодарить.
10. Прежде всего старайся помогать своей семье и близким тебе родственникам и друзьям.

Если в твоей жизни неожиданно появляется новый «друг», задай вопрос: «кто кому помогает?» и принимай в свой близкий круг того, кто стремиться помочь тебе (наравне с тобой или хотя бы в чем-то), кто любит и принимает тебя. Не стремись принять в свой близкий круг человека только на том основании, что тебе очень захотелось о нем заботиться (при этом нет никаких признаков, что он хочет заботится и о тем и ты нравишься ему как человек, своими другими качествами за пределами твоего образа «спасателя»).

Самая лучшая помощь - тайная и невидимая: милостыня нищим и другая адресная помощь в том случае, когда получивший твою помощь человек никогда не узнает, что помог ему именно ты.
Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтоб они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного
  Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди
  Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая
Чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. (Ев Мф)

 Такая помощь не имеет ограничений, ЕСЛИ при этом ты уже помог своей семье, людям перед которыми у тебя ответственность и обязательства и при этом у тебя остались ресурсы помощи.

Часть 1. «Спасительницы роль не хороша».
и почему она действительно не хороша

Спасительницы роль не хороша
http://www.stihi.ru/2014/04/27/466
Спасительницы роль не хороша
- от тления в сердце ложного огня
и чтоб понять, что роль - не для меня,
не стоит эта помощь ни гроша,
не ценится - на Небе, на земле -
должно пройти так много горьких лет...


О том, что случайные советы могут принести вред, в том числе, и советчику
http://www.stihi.ru/2019/04/30/557

О том, что важнее выполнять свои обязанности, чем предлагать окружающим «хорошие советы»
http://www.stihi.ru/2018/07/31/5560

Часть 2. Догвиль или использование как неминуемый результат неверной Помощи

Догвиль
http://www.stihi.ru/2013/02/04/10490

Конфетная дружба
http://www.stihi.ru/2017/09/23/5032

Про Машу и другие истории
http://www.stihi.ru/2013/04/16/748

Часть 3. Вы не поняли меня или обида как неминуемый результат небескорыстной помощи
Вы не поняли меня
http://www.stihi.ru/2012/05/19/7570

Благодарность.
О том, что не стоит даже начинать помогать, если ты ждешь в ответ благодарность
http://www.stihi.ru/2012/09/09/439

Часть 4. Синдром выгорания как закономерный результат синдрома помощника

Burnout*
http://www.stihi.ru/2013/04/09/741

Я устала от себя
http://www.stihi.ru/2013/03/14/109

А что, если «спасительница» устанет спасать?
А что, если «спасительница» устанет спасать (того, кому ее помощь уже стала необходимой)?
Не известно, что было лучше в этой ситуации – может быть, лучше и не «начинать спасать», если спасатель не уверен в бесконечности своего «спасательного потенциала»?

http://www.stihi.ru/2014/05/19/267
Ведь как дальше - не предугадать -
Спасительница может и устать...
Устанет - встанет - и решит уйти,
"Спасенный" гибнет, брошенный в пути…


Грустное окончание истории про Машу и ее друзей
http://www.stihi.ru/2019/08/29/7372

О том, что при изменении ситуации в лучшую сторону, когда «спасать больше никого не надо», «спасательница» может неожиданно потерять интерес к общению и выйти из игры (не задумываясь о последствиях).

Она была с тобой, когда дожди
http://www.stihi.ru/2013/11/21/1125

Разреши мне уйти в затвор
http://www.stihi.ru/2014/05/19/267

Бог рассудит
http://www.stihi.ru/2012/05/28/263
С болью в сердце нараспашку
Я иду, пути не зная.
Отдала свою рубашку,
Страх ладонью прикрывая.

Если просят – дай рубаху
И ломоть последний хлеба -
Милости не жди от Неба,
Ты одна в долине страха.

Если просят – значит надо.
Отдавай – в лицо не веря,
И не жди в ответ награды,
Не считай свои потери.

Отдавай – не верь в обличье,
Будь готова к переменам,
И к предательству-изменам,
И к молчанию-безразличью.

Мне не жаль отдать рубаху,
Все равно – что было – будет
Я вернусь в долину страха.
Бог рассудит…  нас рассудит…
2012

Часть 5. Пряничное милосердие или размышление и правильной и неправильной помощи

Каша с тушенкой
http://www.stihi.ru/2019/02/06/8751

Пряничное милосердие
http://stihi.ru/2013/03/03/7151

Милостыня
http://www.stihi.ru/2012/06/10/5768

Порой неоднозначна суть добра
http://www.stihi.ru/2012/09/09/417
Порой неоднозначна суть добра,
И не всегда добро ведет к спасению,
И лик добра стать может обольщением.
Когда за то, что отдано вчера,

Ответа ждешь сегодня и обида,
Как червь неутомимый сердце гложет.
Лишь истинно Добро, когда не видно
Лица того, кто на пути поможет.

Иначе остается боль-вина.
И иногда добро ведет к разлуке.
А милостыня - тем она верна,
Что отдаешь в невидимые руки.

Добро-Любовь - в отчаянии больниц,
И утешение в тоске осторожной.
В пути Добра мешает память лиц.
Хоть верен путь, но следуй осторожно.
2012

О пределах любви
http://www.stihi.ru/2012/06/10/5946
Есть предел у обнаженности,
Есть доверию предел,
У слепой завороженности
У сердечных добрых дел.

Чтоб любовь слепая к ближнему
Не дала пойти ко дну,
Боль сметает с сердца лишнее
С глаз снимает пелену.

Но ведь  у любви нет лишнего?
Память сердца не стереть?

За слепой любовью к ближнему
Просто Бога просмотреть...
2011


Часть 6. Круговорот Помощи в мире.
О том, что в мире существует «круговорот помощи»: помощь, полученная от одного человека, потом будет передана другому (который больше в ней нуждается), а не вернется обратно. Например, однажды человек А помог человеку Б. Когда у человека Б тоже появилась возможность кому-то помочь, он помоет человеку В и др. Человек А, оказавшись однажды в трудной ситуации, получит помощь не от человека Б (которому он когда-то помог, находясь в лучших условиях), а от совершенно неожиданного и, возможно незнакомого, человека Д…

http://www.stihi.ru/2013/04/09/547
Все иногда так быстро происходит,
проходит, и уже не изменить.
Круговорот добра и зла в природе
не нами создан и не нам судить.

И оттого обидно-непонятно
Тем, кто частичку сердца отдает -
Добро не возвращается обратно,
Оно вступает в свой круговорот.

И тот, в чьей жизни ты тепло оставил,
возможно после многих трудных дней
окрепнет и, не зная этих правил,
поможет сам тому, кому нужней,

Кому нужней, но не тебе, поможет
и ни к чему с обидой ждать ответ.
Твое добро найдет тебя, быть может,
когда-то через много долгих лет,

Когда-нибудь, когда ты и не верил,
У края был или почти на дне,
Добро само в твой мир откроет двери,
Придет тогда, когда тебе нужней.

Когда устав от боли и разлуки,
услышишь в дверь неосторожный стук -
не удивляйся, что чужие руки...
у Бога нету, кроме наших, рук.

***

Отдав Добро, забудь его мгновенно.
И, главное, не ждать и не винить.
Пусть это будет тайной сокровенной,
Иначе ты нарушишь эту нить,

протянутую тайно меж сердцами.
и все добро теперь лишь пепел, прах.
О тех, кто ждет награды здесь, меж нами
не вспомнят в той стране - на облаках...
  2013
О прагматичности добра
http://www.stihi.ru/2014/10/05/4761

Носите бремена друг друга

Помоги нам верно носить бремена друг  друга, так чтобы этим не навредить, а исполнить закон Христов

http://www.stihi.ru/2012/03/29/6532
 «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов».
Апостол Павел (Гал.6:2)

Сейчас пришли такие времена,
Что не по силам подвиги-вириги.
Совет дают спасительные книги:
Терпеть, носить друг-друга бремена.

И если в сердце мир и простота,
Находишь слово и добрей и тише,
А, главное, что это даже выше,
Чем подвиги молитвы и поста.

Но длится в нас Добра и Зла война.
Легко обидеть так неосторожно,
И кажется порой, что невозможно
Терпеть, носить друг-друга бремена.

Трудней, чем все лишения поста…
Но для спасения важней смирение,
За трудности в пути благодарение,
И сострадание, мир и простота…
2012

О пользе и необходимости
http://www.stihi.ru/2017/01/03/5780

Часть 7. Как не нарушать божественный образ Помощи, ведь у Бога нет других рук кроме наших?

У Бога нет других рук, кроме наших
http://www.stihi.ru/2012/04/28/8245

Главное, чтоб мы успели
http://www.stihi.ru/2012/04/29/7376
Может быть, еще не поздно
Дать такие обещания,

Чтобы все сбылось-свершилось,
Чтобы первым стал последний,
Чтобы наших жизней Милость
Не растратили бесследно.

Часть 8. Размышления о мотивах милосердия для желающих быть волонтерами
http://www.stihi.ru/2018/01/23/12360

Сон про мальчика
http://www.stihi.ru/2018/05/17/558
 Отвергнутых - Великий Бог берет
Под крыл Своих защиту - навсегда
Помочь им хочешь? Думай наперёд,
Чтоб помощь оказалась без вреда

Хоть рядом с ними сердце отдохнёт,
Кричавшее в бессмысленной борьбы,
Пусть каждый «помогающий» поймёт -
Хотел он им помочь или себе?

Мотивы милосердия честны?
Я снова убеждаюсь всякий раз
Мы думаем, что «очень им нужны»
А истинно - «они нужны для нас»


*Синдром эмоционального выгорания (англ. Burnout) — понятие, введённое в психологию американским психиатром Фрейденбергером в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Может влечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми.
Проявляется нарастающим безразличием к своим обязанностям и происходящему, дегуманизацией в форме негативизма, ощущением собственной несостоятельности.
Фрейденбергер указывал, что такое состояние развивается у людей, склонных к сочувствию, идеалистическому отношению к работе, вместе с тем неустойчивых, склонных к мечтаниям, одержимых навязчивыми идеями. При этом синдром эмоционального выгорания может представлять собой механизм психологической защиты в форме частичного, либо полного исключения эмоций в ответ на травмирующие воздействия.
Изучение указанного состояния проводилось американскими психологами Кристиной Маслач (англ.) и Джексон, которые характеризовали его как эмоциональное опустошение.
(из Википедии с изменениями)

**
Ссылка на ресурс, содержащий критерии синдрома помощника

Обсуждение предыдущих версий
http://www.stihi.ru/2020/01/01/2357


Рецензии