Памяти Павла Рыженко

Масштаб личности автора полотна диорамы «Великое Стояние на Угре» Павла Рыженко, его творческое наследие поражают. Они как тектонический сдвиг, сменяющий испорченный духовный общественный климат и возвращающий нас в потерянное прошлое, святое и героическое.
О Павле Рыженко я впервые услышал в 2011 году от московского прихожанина Тихонова монастыря в одно из воскресений июня. Он восторженно описал мне открывшуюся в Калуге в Демонстрационно-выставочном комплексе областной администрации выставку его работ. При этом советовал попасть на экскурсию по выставке, которую проводит его жена Анастасия. Это как раз у меня и получилось в то самое воскресенье после монастырского богослужения. Выставка, конечно, меня поразила. Огромные картины в багетах, некоторые выполненные из брёвен или копий, дали мне такой эмоциональный заряд, что хотелось самому проникнуть в изображённые сюжеты, почувствовать то, чем живут их герои.
Узнав, что Павел будет работать над диорамой «Великое Стояние на Угре» я, конечно, обрадовался возможной будущей встречи с ним в Тихоновом монастыре, так как к тому времени я уже много лет был нештатным монастырским фотографом и регулярно фиксировал его историю.
Время шло, и на Пасху Христову 20 апреля 2014 года художник прибыл в монастырь на ночное праздничное богослужение.
Я об этом не знал и фотографировал всё и всех в своём обычном режиме, выбирая значимые моменты службы и радостные лица прихожан. А Павел скромно всё богослужение провёл в уголках Успенского собора.
И только в братской трапезной после ночной службы мне подсказали, что Павел Рыженко на празднике был с нами, и показали его. И, слава Богу, я успел сфотографировать его в пасхальной радости во время трапезы и благословение Павла после трапезы наместником монастыря архимандритом Тихоном.
А летом грянула беда! 16 июля Павел ушёл в Небесные обители Бога. Не помню, кто мне сообщил эту трагичную весть, скорее всего архитектор монастыря Полина Гридасова. И, конечно, 20 июля я поехал на прощание с Павлом в храм Рождества Пресвятой Богородицы на Калужке, в Ждамирово. Как же мне было жаль этой потери, и что ровно три месяца назад мы с Павлом не поговорили ни одной минуты. Отпевали Павла в Москве и поэтому на Калужку привезли после обеда. Храм был заполнен родными Павла, простыми людьми и высокопоставленными лицами. Похоронили Павла на кладбище недалеко от храма, рядом с бабушкой и дедушкой, которых он так любил.
Рядом с кладбищем колосилось большое поле ячменя, родное русское поле. Мне оно запомнилось навсегда, как олицетворение богатого урожая трудов великого художника Павла Рыженко.
25 июля 2014 года, в 9-й день по смерти Павла, состоялся вечер памяти на выставке его картин в центре «Калуга EXPO Конгресс» по улице Салтыкова-Щедрина.  И я, конечно, туда приехал. Много речей прозвучало там и во всех было чувство огромной личной утраты, утраты великого сына земли Русской.
Далее калужские поэты читали свои стихи, посвящённые Павлу и Великому Стоянию на Угре. У меня тоже вначале появилось желание сочинить что-то стихотворное в память Павла, но величие его фигуры не позволило поспешить. Я решил, что мне надо всё осмыслить, как следует погрузиться в творчество Художника, чтобы рожденные в его память строки соответствовали его творческому наследию. И я тогда решил, что буду только слушать. Оно пришло только через два года:

Своею жизнью Бога славил,
Россию всей душой любил.
Картинами Рыженко Павел
Нам богатырский дух явил.

Среди забот житейских века
За русский ген он шёл на «Вы»
Подвигнуть к Богу человека
От Тихоновой до Москвы.

Писал он оголённым нервом,
Был в нём Святаго Духа Свет,
И шёл он с обнажённым сердцем
За Русь Святую – Пересвет.

Пусть будет вечно память длиться
Тому, что Павел смог создать.
Мы будем за него молиться,
Он будет там за нас стоять.

И будет в Тихоновой пустыне,
В её скиту, что во Дворцах,
На полотне своём без устали
Он воскресать в людских сердцах.

2016

Фото Сергея Коробцова – благословение наместником монастыря архимандритом Тихоном пасхальным куличом Павла Рыженко и фрагмент диорамы, где Павел изобразил себя воином, с саблей в руках и раненным в голову


Рецензии