Ах! дети, дети...

История, свидетелем которой я была, случилась в середине прошлого столетия.  Деревенька, расположенная в дремучей тайге в шестистах верстах к северо-востоку от Байкала, насчитывала чуть  более двухсот  жителей. Колхозники, сельская интеллигенция, их дети.
В то время об энцефалитных клещах было известно очень мало. Только солдаты, вернувшиеся с восточного фронта, рассказывали истории о том,  как японские лазутчики подсаживали на брёвна особых клещей. Опускали брёвна в реку Амур. И по речным течениям прибивались эти брёвна  к безлюдным таёжным берегам нашей страны. Отсюда незваные гости начинали своё путешествие по стране. Те, кого такие клещи кусали, умирали. Слушателям верилось и не верилось. Но ненависть к врагу эти рассказы вызывали.
Бескрайние сибирские просторы начали активно исследовать геологи - выпускники вузов страны.
Но главными исследователями во все времена конечно же были дети. Майским воскресным утром собрались поиграть на поляне — солнечном припёке — воробышки-первоклассницы. Самая отчаянная предложила сходить в лес:
- Там сейчас набирает цвет багульник, такой красивый!
От слова «красивый» загорелись глаза у подружек.
До лесной опушки было километра три - четыре. Шли по-за огородами, таились от встречи с деревенскими, понимая, что взрослые не одобрят их затеи. 
Зайдя в лес - притомились. Но увидели такую красоту — дух захватило!
Цветков насыщенного розового цвета на кустарниках  было так много, что казалось зеленых листочков совсем нет. Поскольку дул ветер, то  концентрация дурманящего аромата растения в воздухе не чувствовалась. Набрав охапки веток неземной красоты, весь обратный путь мечтали о том, как обрадуются их мамы таким подаркам. Похолодало. Солнце катилось к закату, когда  розовое облачко первоклассниц-воробушек вспорхнуло на главную деревенскую улочку.  И только увидав стоящих возле ворот своих домов матерей, сурово сжавших губы и скрестив руки на груди, осознали первоклассницы опрометчивость своего поступка.

К обеду того дня в семьях первоклассниц обнаружили пропажу дочерей. Куда обращаться за помощью, если среди пропавших и дочка единственного в деревне милиционера. Конечно же к учительнице — главной надежде и опоре на селе. Пришли к ней с поклоном помочь в случившемся. Здесь же играли вездесущие мальчишки пионерского возраста. Они и поведали, как девчонки партизанили: утром крадучись огородами шли в сторону леса.
- А что ещё не вернулись?! Вот смеху-то будет, когда всей деревней пойдём их искать, а они где-нибудь под кустом спят...
И вприпрыжку понесли эту новость по деревни.
А учительница, молодая мудрая женщина, завела в свой двор родителей и рассказала им о возможных последствиях детской прогулки. Дала инструкцию, как не впустить в дом неожиданную беду.
Вот матери и ждали своих дочерей у ворот. Погода на северо-востоке непредсказуемая, особенно в мае. Утром может ласково пригревать солнышко. А через несколько часов  снег засыпает окрестности и ветер усиливается. Так было и в этот раз. Уже и фуфайки накинули на плечи, и полушалками головы прикрыли, когда увидели,  как,  замедляя шаги, приближались их горе-путешественницы. Опустив головы и цветы багульника, смиренно замерли они у материнских юбок, до конца не понимая своей вины:
- Ну вернулись же все с прогулки, да ещё с цветами. Только немного задержались...
Каждая мама, выполняя наказ учительницы, завела свою дочку кто в холодные сени, кто во двор под навес, подальше от любопытных глаз. Там  молча раздела до гола и тщательно осмотрела продрогшее тельце.  Потом на руках занесла в протопленный дом. Велела домочадцам укутать  дитя и напоить горячим чаем с молоком.
Сама, выйдя во двор, развешала на ветру незатейливую одежонку, на оградный кол нанизала сапоги. Батя перед сном  сильно тряс и  колотил походную амуницию дочери, словно выбивал из семьи тревогу за прошедший день. Ночью шёл снег, дул сильный ветер.  Одежда и обувь проморозились.
… Через неделю по деревенской улочке неслась лошадь, запряжённая в бричку. На ней металась словно в горячке студентка-геолог, сопровождаемая медсестрой, которая приговаривала:
- Потерпи, голубушка... Потерпи маленько...
Из-за леса показалась вертушка — санрейс. Опустилась на аэродром, и не заглушая  мотор, приняла на борт больную. Через пару минут вертолёт взмыл в небо по направлении в республиканскую больницу.
В деревне и геопартии люди замерли в тревожном ожидании. Вскоре из города  пришла скорбная весть: студентка-геолог не пережила  укуса энцефалитного клеща.

Встречаясь через полвека после окончания школы, вспомнили те далёкие первоклассницы свой поход. Выяснилось, что у троих из них на одежде родители обнаружили-таки клещей. И добрым словом помянули свою первую   учительницу-спасительницу, так ими обожаемую...

26 января 2020

P.S. Снимок, сделанный как раз в том месте, где происходили описанные мной события, из интернета


Рецензии