Некоторые болевые точки Мастера и Маргариты

Вадим Константинов http://www.stihi.ru/2020/01/24/2683 сделал интересную выборку из аналитической справки о романе "Мастер и Маргарита", но некоторых моментов нет и в первоисточнике, на который Вадим ссылается.

Несомненно - музыка была для Булгакова первоисточником ритма романа. Поверьте - в прозе ритм держать труднее, чем в стихах. Стихи - это песни, а настояшая проза - симфония. Потому, полагаю, Михаил Афанасьевич хоть и не любил стихи, но   40 раз ходил на "Фауста" Гуно, где стихами ещё и поют, билеты сохранились. Также не сомневаюсь, что знаком он и с "Осуждением Фауста" Берлиоза, за что последний и подвергся казнию трамваем "А".

Кроме упомянутых Вадимом вариантов («Черный маг», «Князь тьмы», «Копыто инженера», «Гастроли Воланда», есть у меня на полке и "Ночь на 14-е Нисана", а также "Консультант с копытом".

Также есть мифологический труд "Запись Неистребимая" философа Голосовкера, от которого сохранилась одна глава, где впервые встречаются на Кремлевской Стене мудрый Иисус и Юный Сатана - может быт потому Булгаков изменил сюжет диаметрально, или же зеркально, у него пожилой профессор Воланд и никаких встреч его с Иешуа.
 
Также, если у Гете Фауст и Мефисто зеркальны по именам, то у Булгакова Мастер-литератор не имеет имени, он просто титул носит, которым мистики обычно называют Властителя, Магистра - а там уж далее Имя того, кому поклоняются. То есть в романе два Мастера - литератор и Князь мира сего, такое единство в двух лицах

Много ещё есть потайных ящичков в этой истории...

А как Вы, уважаемый читатель, понимаете написанное Вадимом здесь:
 
Булгаковский непревзойдённый Метод!..
Принесший, столь чудесный Результат!..
Но давшийся неслыханной Ценой!..

Ценой - в смысле опиумной зависимостью? Первоисточник называет жанр романа "реализм", но рискну предположить, что это всё-таки мистика с определённыи уходом даже в психоделику (и не без помощи курса обезболивания при терапии), поскольку вряд ли Сатана по жизни приземлялся на Патриарших прудах в Москве.

Итак - рекомендация из первых рук:
"Первая минута: ощущение прикосновения к шее. Это прикосновение становится теплым и расширяется. Во вторую минуту внезапно проходит холодная волна под ложечкой, а вслед за этим начинается необыкновенное прояснение мыслей и взрыв работоспособности. Абсолютно все неприятные ощущения прекращаются. Это высшая точка проявления духовной силы человека. И если бы я не был испорчен медицинским образованием, я бы сказал, что нормально человек может работать только после укола морфия…"

Эту восторженную тираду великий писатель и талантливый врач Михаил Булгаков вписал в дневник доктора Полякова — героя своего рассказа “Морфий“.
Источник: не отражается, потому в первой рецензии. Этот факт привожу без какого-либо осуждения, поскольку медицинское потребление опиатов известно с древности, например тремя коробочками мака увенчана голова статуи богини исцеления минойской культуры (III век до н. э.). Да, цена такового исцеления более-менее понятна только сейчас, пять тысяч лет спустя...


Рецензии
Ах вы грёзы наши слёзы кровь от жути стынет.
Никого на этом свете горюшко не минет...

Михаил, прочти если посчитаешь нужным. http://www.stihi.ru/2013/07/02/9297

Барахоев Хасолт   24.01.2020 21:12     Заявить о нарушении
Если это в смысле морфия, то... Ну, не знаю детально, не принимал - НО - мне не так давно делали операцию несколько часов, чем уж обезболивали, не знаю, но отходняк был тот ещё.

Михаил Просперо   24.01.2020 21:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.