О реальности бытия злых духов

«О Боге – промыслителе духовного мира.
Как известно, мир бесплотных духов состоит из добрых и злых Ангелов. Промысл Божий различен по отношению к тем и другим. Если святым Ангелам Бог содействует в их духовно-нравственном преуспеянии и управляет ими, то демонов Он ограничивает в их злодействе и направляет, хотя и против их воли, совершаемое ими зло к благим последствиям. ...
…Добрые Ангелы … при посредстве порученных им Богом служений непрестанно возрастают и совершенствуются в своих духовных силах. …
… «Чины ангельские поставлены в таком порядке, что низшие Ангелы получают просвещение и благодеяния Божии через высших». Престолы, например, Серафимы и Херувимы поучаются непосредственно от Бога, как высшие из всех и ближайшие к Богу, а потом они поучают и прочие чины, и, таким образом, по порядку высшие учат низших. Таким образом, согласно Православному исповеданию, высшие Ангелы сообщают всякое ведение и просвещение. <Подобно этому, в человеческом мире Господь действует и милует или наказует одних людей через других, и даже благоволит вступать в тесное отношение через Своего испытанного слугу и раба, который делается твоим духовным отцом. Всяческие иные расчёты вступить с Богом «в контакт» непосредственно имеют под собой основание гордыни и мало того, что не благословляются Богом, но могут послужить причиной величайшего духовного бедствия – вражьей прелести, бесовского обмана, раздувающего сладкое самомнение и отрезающего человека от Божьего мира и от людей Божьих, от какового бедствия упаси нас всех Бог.>
…Когда «одни из них предстоят великому Богу, другие своим содействием поддерживают целый мир, быв поставлены для управления стихиями и небесами, миром и всем, что в нём. Каждый из них получил (в заведование) одну какую-либо часть Вселенной или приставлен к чему-либо только одному в мире …
Но особым предметом живого участия в Промышлении Божием о мире являются для Ангелов люди, причём как целые народы и общества, так и отдельные личности. … Ко всем народам приставлены Богом особенные Ангелы, которые предстательствуют за них пред Богом и следят за их судьбой, направляя неведомыми средствами и путями к назначенной им Провидением цели. … И к каждой Церкви, или пастве, приставлен особый Ангел, который имеет своё невидимое наблюдение над ней и оказывает ей своё благодатное покровительство и содействие. … И каждому из верующих даётся Богом особенный Ангел, который становится для каждого постоянным его хранителем и споспешником его спасения. Входя во внутреннее общение с верующим при вступлении его в Христову Церковь, Ангел-Хранитель неотступно присутствует при нём и наблюдает за ним во всю его жизнь, если только не бывает отгоняем со стороны верующего какими-либо нечистыми и враждебными действиями, а вместе с тем, как всегдашний его помощник и споспешник, наставляет его в вере и всяком добре, охраняет от всяких зол его душу и тело, возносит его молитву к Богу и сам о нём предстательствует пред Богом во всех земных нуждах и скорбях, и, наконец, по окончании этой жизни, не оставляет его своей помощью, проводя его душу в неведомую страну вечности.
… Вследствие своего плотского состояния мы не способны видеть духов злобы, но мы имеем известнейшее пророческое слово, внимая которому, как светилу, сияющему в тёмном месте (2 Пет. 1, 19), - можем познать своих врагов настолько, чтобы быть в состоянии победить их. …
С учением о диаволе как о действительно существующем, личностном духе мы встречаемся на первых страницах Библии. По свидетельству книги Бытия, диавол, войдя в змия, убедил наших прародителей нарушить заповедь Божию (Быт. 3, 1-19). Что диавол был виновником греха, который погубил весь род человеческий, свидетельствует книга Премудрости Соломона: яко Бог созда человека в неистление и во образе подобия Своего сотвори его, завистию же диаволею смерть вниде в мир (Прем. 2, 23-24). По этой причине диавол называется человекоубийцей от начала (Ин. 8, 44).
О том, что Моисей знал о существовании злых духов, свидетельствует книга Второзакония. Перечисляя беззакония иудеев, Моисей говорит, что они приносили жертвы бесам, а не Богу (Втор. 32, 17), то есть, как поясняет святитель Иоанн Златоуст, приносили жертвы идолам, в которых сидят бесы. Диавол поразил праведного Иова гноем лютым от ног до головы (Иов 2, 7); диавол подучил Давида, да исчислит народ израильский (1 Пар. 21, 1). Демон Асмодей убил семь мужей, за которых по очереди была выдаваема Сарра – дочь Рагуила (Тов. 3, 8); злой дух овладел Саулом (1 Цар. 16, 14-15). С теми же свойствами зависти, хитрости и лукавства изображается злой дух и в книге Царств (3 Цар. 12, 19-23) и в книге пророка Захарии (Зах. 3, 1-2). В первом случае, диавол, чтобы побудить царя Израильского преступить заповедь Божию, обещает сделаться духом лжи в устах пророков, а во втором – клевещет на народ Израильский.
Святой евангелист Иоанн Богослов истину бытия злых духов связывает с пришествием в мир Сына Божия. Творяй грех от диавола есть, яко исперва диавол согрешает. Сего ради явися Сын Божий, да разрушит дела диаволя (1 Ин. 3, 8; ср. Мф. 12, 24-29; Иак. 2, 19). Из этих слов следует, что отрицание существования диавола ведёт нас к отрицанию тайны падения, а следовательно, и тайны Искупления. В самом деле, зачем Христу было приходить на землю, когда диавола нет? А отрицая тайну Искупления, мы должны отвергнуть и всё христианство. А что Господь Иисус Христос приходил на землю для того, чтобы разрушить дела диавола, свидетельствует вся евангельская история.
«Ваш отец – диавол, - говорит Иисус Христос иудеям, - и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала» (Ин. 8, 44). Христос в притчах и прямо учил о диаволе и его ангелах как о существах действительных, как о злых духах, старающихся вредить людям. Изображая Страшный Суд, Христос говорит, что Сын Человеческий скажет тем, которые по левую сторону: «Идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его» (Мф. 25, 41).
По словам Христа Спасителя, сатана 18 лет мучил скорченную женщину (Лк. 13, 11-16); он же просил Господа сеять Апостолов, как пшеницу (Лк. 22, 31); в других местах Евангелия приводятся слова Иисуса Христа о том, что существует целое царство злых духов, что диавол – злобный князь царства сего – имеет своих слуг (Мф. 12, 25-27), что диавол – князь бесовский – есть князь мира сего (Ин. 12, 31).
А как ясно учил Христос о бытии злых духов, когда исцелял бесноватых! Никогда Он не называл беснование естественной болезнью, а всегда признавал виновников её бесов и изгонял их (Мф. 4, 24; 8, 16. Мк. 1, 34; 7, 29-30). Особенно замечательным является исцеление гадаринского бесноватого. Этот несчастный влачил свою жизнь не в человеческих жилищах, а в гробовых пещерах, бился о камни с пеной на губах, испускал вопли; пробовали сковать его, но он, как верёвки, разрывал оковы.
Что это за болезнь? … Про гадаринского бесноватого нельзя сказать, что он был только нервно расстроен; это видно вот из чего: изгнанные из несчастного бесы просили у Христа дозволения войти в стадо свиней. Христос дозволил, и вот стадо бросилось с крутизны в море (Мф. 8, 28-32). Кто же потопил свиней? Не бесноватый, который сидел у ног Христа, а легион бесов, изгнанных из него.
Подобно Иисусу Христу, и Апостолы учили о зловредности злых духов, о их пагубном влиянии на род человеческий. По их учению, Христос воспринял нашу плоть для того, чтобы Своей смертью лишить власти имеющего державу смерти, то есть диавола (Евр. 2, 14). … Апостолы учили, что демоны – духи разумные (Иак. 3, 15), но злые (Деян. 19, 13). Будучи многочисленны, они образуют своё царство, во главе которого стоит сатана (Рим. 16, 20).
Особенно убедительно доказывается бытие злых духов историей православного подвижничества. Святые всю свою жизнь вели жестокую брань с духами злобы и получали над ними власть: «наступать на силу вражию», изгонять бесов из одержимых, избавлять людей от бесовских козней. Ещё Тертуллиан писал о христианах ранней Церкви: «Что касается демонов, то мы не только не отвергаем их, но сражаемся с ними, изгоняем из тела человеческого, как это всякому известно».
Верование Святой Церкви в бытие злых духов и их зловредную деятельность самым убедительным образом выразилось в её молитвах и молебных чинах. Так, в 8-ой молитве на сон грядущим православный христианин молит Бога: «…избави мя настоящаго обстояния бесовскаго… Изми мя от уст пагубнаго змия». В молитве святого Макария: «Спаси мя, яко Бог мой еси и Создатель… Да не убо похитит мя сатана и похвалится, Слове, еже отторгнути мя от Твоея руки и ограды».
Церковь научает молиться Ангелу-Хранителю, дабы он не дал «места лукавому демону обладати… насильством смертного сего телесе».
В чине Святого Крещения от восприемников требуется, дабы они за крещаемого отреклись «от диавола, и всех дел его, и всея гордыни его». Возможность же существования бесноватых как действительно одержимых злыми духами Церковь признаёт тем, что имеет особый чин: «О избавлении от духов нечистых».
Итак, Священное Писание ясно учит, что диавол есть лицо действительно существующее. Поэтому, как говорит праведный Иоанн Кронштадтский, «упорное неверие в бытие злых духов есть настоящее беснование, ибо идёт наперекор Божественному Откровению; отрицающий злого духа человек уже поглощён диаволом (1 Пет. 5, 8) и, сидя в тьме и сени смертной, не в состоянии зреть Солнце Правды».»
«Вестник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря (№№ 37, 39 за 2003 год)


Рецензии