Сергей Дягилев

Он долго пробовал себя во всём,
В литературе, музыке, искусстве…
Всё оказалось как-то не по нём,
Но он недолго оставался грустным.

По теме ежегодник выпускал,
Служил в дирекции театров царских,
Но дух мятежный всё ж не отпускал,
Характер трудный, сыном не был барским.

Все намекали: «За границей жизнь,
Карьера там случиться может быстро.
Ты только крепко за талант держись!
Дослужишься, быть может, до министра».

Уехал летом Дягилев в Париж,
А осенью он выставку устроил.
Картины знаменитые – престиж!
Внимание тем к выставке утроил.

Брюллов был, Рерих, Врубель, Левитан,
Два века живописи русской и скульптуры…
И Дягилев средь них, как капитан:
«Дивитесь русской, зрители, культуре!»

Никто не представлял, каких затрат,
Каких трудов он положил на это!
Доставка, договоры, деньги – ад!
Но счастлив… нет, не зря уехал летом…

Взбодрил и окрылил его успех –
«Гранд-Опера» – да мыслимое ль дело?
Рахманинов, Шаляпин – лучше всех,
И Глазунова слава вмиг взлетела.

Концерт продуман был до мелочей –
Картинка с биографией в овале…
Свет – изобилие больших свечей,
Что романтизма залу придавали.

Привёз он как-то оперу в Париж –
В «Борисе Годунове» пел Шаляпин.
Ну, Франция-страна, теперь держись!
Билеты проданы и дело в шляпе!

Он сокращал спектакли иногда,
Чтоб публика не заскучала.
Масштабами умел сражать всегда –
Три сотни в «Годунове» – как звучало!

А после оперы пришёл балет –
Карсавина, Каралли и другие…
На Павлову за день билетов нет!
Сражает парижан драматургия…

Балет «Жар-птица» – вывел лошадей.
«Шахерезада» – ткани стали в моде…
Да, Дягилев не занимал идей.
Велик и, как продюсер, превосходен.

Бакст, Рерих, Головин и Бенуа –
Они собой прославили балеты…
От декораций зритель без ума –
Пикассо Пабло – мыслимо ли это?

Имел чутьё и находил талант.
Да, Дягилеву в этом не откажешь.
Прославился великий эмигрант,
О личности его не всё расскажешь.

Конец его печален – диабет…
А вслед за ним последовал и сепсис*.
Он одинок и рядом близких нет.
Приходит смерть и торжествует скепсис.

Венеция – там наступила смерть.
Шанель спонсировала путь последний.
Он на гондоле плыл к Сан-Микеле**,
А колокол звонил и звал к обедне…

А на могиле туфельки стоят –
Балетные, как символ, дань балету.
С песком они – от ветра устоят…
Всё преходяще… грустно видеть это…

Примечание:
*Заражение крови;
**Остров, на кладбище которого похоронен Сергей Дягилев.


Рецензии
Очень интересное и познавательное стихотворение о С.П.Дягилеве! Дела, которые совершал он, бесспорно,были по-настоящему масштабные и новаторские. Например, в показах балета он сумел совместить живопись, музыку, а также исполнение. Именно Дягилев первым приучил жителей Франции к русскому балету... Благодаря ему лучшими балетными школами считаются именно российские..
И очень мудро то, Танюша, что Вы не касались обстоятельств его личной жизни. .не нам его судить!!!
Замечательная и значительная работа))) Поздравляю Вас! Мне очень понравилось)))
Удачи Вам, дорогая!!!
С теплом,
Ваша Лариса.

Лариса Мелашенко   25.01.2020 17:51     Заявить о нарушении
Дорогая Лариса! Сердечно благодарю Вас за прекрасную рецензию. Вы верно подметили, что ничего не сказано о личной жизни Дягилева. Я не хотела касаться этой сложной и щекотливой темы. В личной жизни он был далёк от совершенства, впрочем, как и большинство одарённых людей. Некоторые поступки Дягилева вызывают недобрые к нему чувства, да и осуждение, я уже не говорю о притязаниях его на молодых солистов балета, которых он считал своей собственностью. Я постаралась описать роль его в пропаганде великого русского искусства. А осуждать, выносить ему приговор... Нет, не могу! С поклоном!

Татьяна Цыркунова   25.01.2020 21:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.