Управление строительства Бамтоннельстрой

Для строительства тоннелей на трассе Байкало-Амурской магистрали 9 января 1975 года приказом № 12 Министерства транспортного строительства было организовано управление строительства (УС) «Бамтоннельстрой» с местонахождением в пос. Нижнеангарск Бурятской АССР. В его состав на первоначальном этапе были введены 5 структурных предприятий – тоннельные отряды № 11, тоннельный отряд № 12, автобаза, ССУ № 771 и КЭПРО. Эта дата считается днем основания коллектива тоннелестроителей. Учитывая сложности подготовительного периода Главтоннельметрострой февраля 1974 года высадил первый десант Тоннельный отряда № 11 на Бурятском участке БАМа. Первостепенной задачей тоннелестроителей была вырубка просек и прокладка автодорог к Байкальскому и Северомуйскому тоннелям, строительство пионерных поселков и обустройство строительных площадок. С учетом объемов строительно-монтажных работ одновременно на шести тоннелях в составе УС «Бамтоннельстрой» были организованы тоннельные отряды №18, № 19, № 21, № 22, № 27, Управление механизации (на базе КЭПРО) с расширенными функциями по электроснабжению, теплоснабжению, обеспечению сжатым воздухом, кислородом, услугами АСУТП и связи, строительно-дорожными машинами и специальными работами по разведбурению, водопонижению и химзакреплению неустойчивых пород в забоях на всех строяшихся тоннелях, строительных площадках и жилых поселках. Управление Производственно-Технологической комплектации и Жилищно Коммунальное Хозяйство, Автобаза №1 в г. Северобайкальск и Автобаза № 2 в п. Северомуйск. На базу УМ в г. Северобайкальск был создан ремонтно механический цех по изготовлению металлоконструкций, единичных образцов горно-шахтного оборудования, мехобработка с современным станочным парком, ремонт СДМ и горношахтного оборудования.
В 1979 году УС «Бамтоннельстрой» закончил строительством однопутный Нагорный тоннель на железнодорожной линии БАМ-Тында-Беркакит, протяженностью 1352 метра. Строительство осуществляло ССУ-771. Тоннель находится в Якутии в зоне вечной мерзлоты.
В 1985 году закончен строительством Байкальский однопутный тоннель, под перевалом Дабан Байкальского хребта на границе Бурятии и Иркутской области. Строительство осуществляли тоннельные отряды № 12, №19 и № 21. Протяженность Байкальского тоннеля 6687 метров.
Для организации проходки, эксплуатации тоннеля и эвакуации из тоннеля в нештатных ситуациях параллельно с тоннелем сооружена транспортно-дренажная штольня. Общая протяженность горных выработок Байкальского тоннеля составила 14328 метров погонных.
На побережье Байкала по трассе БАМ, соединяющей город Северобайкальск и поселок Нижнеангарск в период с февраля 1978 по октябрь 1987 г. возведены четыре Мысовых двухпутных железнодорожных тоннеля. Длина тоннелей 414 м, 1843 м, 1706 м, 1348 м, общая протяженность – 5307м. Строительство комплекса тоннелей выполнял тоннельный отряд № 16 (бывшее ССУ-771)
Кодарский однопутный железнодорожный тоннель под Кодарским перевалом Каларского хребта в Читинской области осуществлял тоннельный отряд № 12. Длина тоннеля 1981 м, общая протяжность с учетом вспомогательных выработок – 2050 м. Построен период с ноября 1982 по декабрь 1987 года, введен в эксплуатацию в 1988 году. Это – самый высокогорный среди всех тоннелей БАМа, проходит на максимальной глубине 148 м. В районе тоннеля наибольшая сейсмическая активность – 9 баллов.
Северо-Муйский тоннель под перевалом Северо-Муйского хребта в Бурятии. Начало строительства в 1976 году, окончание строительства декабрь 2003 г. Протяженность тоннеля 15343 метра, общая протяженность горных выработок около 43000 метра, включая транспортно-дренажную штольню, четыре вертикальных ствола и подходные выработки.
По горно-геологическим условиям Северо-Муйский тоннель самый сложный. По своей протяженности он является самым длинным тоннелем в России. До начала ввода в действие основного Северо-Муйского тоннеля движение на этом участке магистрали осуществляли по «постоянному» обходу Северо-Муйского хребта с уклоном 18 тысячных протяженностью 62 километра. Обход состоял из многочисленных крутых серпантинов, высоких виадуков, включая «Чертов мост». На этом отрезке в период с марта 1986 года по октябрь 1989 года были построены 2 обходных тоннеля протяженностью 2142 м и 752 м.
3 декабря 2003 года по Северо-Муйскому тоннелю открыто движение железнодорожных поездов и тем самым завершено строительстве БАМа в объеме проекта.
В 1993 году управление строительства «Бамтоннельстрой» было преобразовано в открытое Акционерное общество «Бамтоннельстрой».
Общая численность коллектива УС «Бамтоннельстрой» в 1981 году составляла 8486 чел, в том числе рабочих -7214, инженерно-технических работников -1270. Почти половина всех работающих была в возрасте до 30 лет.
Из числа работающих в подразделениях более 50 % имели высшее и среднее специальное образование, к тому же обучались заочно в высших учебных заведениях – 874 человек, в средних специальных заведениях – 22, в школах рабочей молодежи -202.
В аппарате управления «Бамтоннельстрой» и его подразделениях было занято 2574 женщины, из них ИТР и служащих – 596, рабочих 1978, в том числе на подземных работах -221.
Все подразделения зачисляли в свой штат преимущественно профессионалов-горняков, прибывающих со всех регионов страны. Но брали и новичков, молодежь с условием, что они должны теоретически и практически освоить горную технику, постичь секреты мастерства, приобрести несколько смежных профессий. Обучение осуществлялось сначала в Учебном пункте, а потом был открыт филиал Московской технической школы Мосметростроя. За период с 1978 по 1999 год прошли профессиональную переподготовку и обучение смежным профессиям и специальностям 9715 человек.
Формирование Управления строительства «Бамтоннельстрой» в 1975 году было доверено опытному специалисту из «Ленметростроя» Салопекину Ивану Александровичу в должности начальника управления и специалисту из «Мосметростроя» главному инженеру Бессолову Владимиру Аслан-Бековичу.
С 1980 по 1990 годы коллективом руководил Бессолов Владимир Аслан-Бекович, главный инженер Касапов Рудольф Изяевич.
С 1990 по 1993 годы начальником управления был назначен Ренерт Николай Манфредович, главным инженером Сермягин Сергей Викторович.
С 1993 по 2000 годы генеральным директором был избран Сермягин Сергей Викторович, главным инженером назначен Королько Сергей Викторович.
С 2000 по 2005 годы генеральным директором был избран Голышев Александр Павлович, главным инженером назначен Фомин Василий Харитонович.
Неоценимыми и верными помощниками первых руководителей в период строительства были их заместители - Просянников Петр Петрович; Тихонов Леонтий Иванович, Алимухамедов Олег Васильевич, Терзиманов Геннадий Тимофеевич, Всилевский Петр Григорьевич, Линник Александр Александрович, Качалич Юрий Петрович, Шипицын Егор Викторович, Кузнецов Юрий Владимирович, Алкацев Петр Захарович, Фердман Олег Борисович,.
Больше четверти века работали в системе «Бамтоннельстроя», а затем и в аппарате БТС заместителями главного инженера Ковин Виктор Валентинович, Витюк Виктор Васильевич, Титов Александр Георгиевич; главными специалистами Укшебаев Марат Танкибаевич, Пряхин Петр Васильевич, Мельник Александр Иванович, Куршаков Иван Иванович, Коциенко Альбина Николаевна; начальниками отделов Кутыловский Валерьян Дмитриевич, Труднев Геннадий Павлович, Маркаускас Ионас Анупро, Дмитриева Нина Алексеевна, Новожилова Лидия Ивановна, Кравченко Зоя  Захаровна, Панарина Людмила Григорьевна, рядовыми работниками Краевский Сергей Николаевич, Труднева Наталья Аверьяновна, Тришкина Ирина Александровна, Селюнин Евгений Александрович, Селюнина Татьяна Владимировна, Горнаков Александр Иннокентьевич, Сейкаев Иннокентий Михайловичи, Храмцова Людмила Васильевна, Глушкова Галина Ивановна, Олейник Зоя Ивановна, Комарова Людмила Михайловна и другие.
Многие из бывших работников продолжают жить в поселке Нижнеангарск и городе Северобайкальске, часть из них работает на строительстве нового Байкальского тоннеля по программе ОАО «РЖД» Модернизация транссиба и БАМа с целью увеличения пропускной и провозной способности железных дорог.
Большую роль в становлении и развитии «Бамтоннельстроя», мобилизации коллектива на успешное решение задач сыграли бывшие руководители подразделений, работающие в разные годы:
Смирнов Сергей Алексеевич, на БАМе с 1975 года - главный инженер, начальник Тоннельного отряда № 11, позднее зам. начальника УС «Бамтоннельстрой» по производству;
Подшивалов Валентин Александрович, с 1977 года – зам. начальника, с 1983 г. – начальник ТО-11;
Яримака Павел Петрович, работал главным инженером, ТО-22; начальником ТО-11.
в тоннельном отряде № 12 работали в разные годы начальниками Тарасюгин Александр Филиппович, Манюков Александр Геннадьевич, Рябов Виктор Михайлович, Баландин Виктор Васильевич;
Подзарей Анатолий Иванович, на БАМе с 1975 года, работал энергетиком, механиком, начальником ПТО ТО-11, секретарем парткома УС «Бамтоннельстрой», начальником тоннельного отряда № 16, под его руководством построены четыре Мысовых тоннеля. За заслуги в развитие г. Северобайкальск и Северобайкальского района Подзарей Анатолий Иванович удостоен звания Почетный гражданин Северобайкальского района;
начальниками тоннельного отряда №18 были Канищев Павел Васильевич, работающий в начальный период формирования отряда, Абрамчук Владимир Павлович, Янковский Владимир Михайлович, прибывший на БАМ в 1976г., работал начальником участка на строительстве Мысовых тоннелей в ТО-16, с 1981г. – начальник отряда; Авдеев Иван Иванович на
БАМе с 1976г., начальник отдела ТО-11, затем начальник ТО-18, ТО-27, знатный строитель Северобайкальского района;
Клочан Василий Тихонович, прибыл в ТО-21, в 1983 году переведен в ТО-18, где до 1987 года возглавлял бригаду проходчиков-бетонщиков, установившую Всесоюзный рекорд на работах при возведении постоянной обделки -151 погонный метр в месяц, затем был заместителем, начальником ТО-18;
Вихорь Анатолий Григорьевич, прибыл на БАМ в 1977г, возглавлял тоннельный отряд № 19 с момента его создания – октябрь 1977 года по март 1983 г., когда он был передислоцирован в Северомуйск;
Семенюта Николай Николаевич, на БАМе с 1981 г., работал зам. главного инженера ТО-16, затем начальником ТО-19;
Твердохлебов Николай Алексеевич, прибыл в 1975г. на строительство Байкальского тоннеля в тоннельный отряд № 21. Один из первых организаторов горно-капитальных работ в царстве снега на севере Бурятии, по его завершению вместе с отрядом передислоцировался на западный портал Северо-Муйского тоннеля, награжден орденом Трудового Красного знамени;
начальниками тоннельного отряда № 21 в разное время были Рахимов Марат Мулахмедович, Ковин Виктор Васильевич, Федюкин Владимир Павлович;
начальником тоннельного отряда № 22 был Кананыкин Михаил Серафимович,
Сирман Геннадий Ярославович, на БАМе он с 1976 года, работал в Тоннельном отряде № 19 начальником горного участка, затем начальником отряда №22 на строительстве Северомуйского тоннеля;
Контору по эксплуатации, прокату, ремонту оборудования с начала его организации возглавлял Пупышев Михаил Федорович, с 1978 года после переименования его в Управление механизации и по 1993 год - Сериков Николай Николаевич. Под его руководством предприятие превратилось в механический завод среднего масштаба с полной технологической цепочкой, способный осуществлять все виды работ по ремонту механизмов, оборудования, строительных машин и горной техники, а также создавать новые образцы нестандартного оборудования и запчастей штучного и серийного изготовления. С 1993 года начальником УМ был - Романюк Василий Артемович, позднее Соколов Владимир Евграфович.
В условиях огромных расстояний БАМа большую роль на стройке играл автотранспорт, который обеспечивал строительные объекты, поселки тоннельщиков топливом, горным оборудованием, строительными материалами, продуктами и другими грузами. Надежной опорой в выполнении этих задач были начальники автобазы № 1 Литвинов Владимир Иванович, Данилов Юрий Петрович, автобазы № 2 – Алимухамбетов Олег Васильевич, Шариков Владимир Иванович, Батырев Николай Алексеевич, Татаринов Владимир Сергеевич, ОАТП – Алимухамбетов Олег Васильевич, Корконишко Геннадий Николаевич, Лейфер Александр Александрович, Тихонов Евгений Михайлович.
Не менее важное значение в строительстве тоннелей, имело материально-техническое снабжение, осуществляющее комплексную централизованную комплектацию объектов строительства строительными материалами и разными комплектующими.. Эту работу выполняла контора материально-технического снабжения (КМТС), переименованная позже в Управление производственно-технологической комплектации (УПТК), возглавляли их Тарасенко Николай Николаевич, Заец Петр Данилович, Шипицын Егор Викторович, Заец Александр Петрович.
Жилищно-коммунальную контору возглавляли Бондарь Галина Кондратьевна, Кузнецов Анатолий Иванович, Тихонов Леонтий Иванович, Линник Александр Александрович, которые прилагали много сил и старания для создания нормальных жилищных, бытовых и коммунальных условий, способствующих эффективной работе тоннельщиков.
Многие сотни отличившихся работников на строительстве подземных объектов – достойны самых высоких похвал и наград. Среди них:
знатный проходчик, кавалер ордена Ленина, Толстоухов Валентин Романович оказался на БАМе в 1975 году. Работал в ТО-19 и ТО-21, возглавлял бригады проходчиков на строительстве Байкальского и Северо-Муйского тоннелей, которые неоднократно устанавливали всесоюзные рекорды проходки, в том числе в мае 1985 года - 175,5 погонных метров в месяц. За ударный труд на Байкальском тоннеле в 1981 году он удостоен звания Героя Социалистического труда. 23 октября 1979 года В.Р. Толстоухову присвоено звание «Почетный гражданин Северобайкальского района»; Бессолову В.А-Б., кавалеру орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, в апреле 1990 года Указом Президента СССР было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Еременко Николай Андреевич – бригадир комплексной бригады бетонщиков ТО-12 на БАМ с 1975 года, высадился у подножия Байкальского хребта в составе первого десанта. Сначала ему пришлось взяться за топор и рубить просеки под будущий поселок Гоуджекит, строить жилые дома, столовую, школу, больницу, магазины. Его бригада показывала высокие результаты работы и на монтаже новейших передвижных металлических опалубок, и на бетонировании Байкальского и Кодарского тоннелей, за что он был награжден знаком «Почетный транспортный строитель», а в 1984 году ему было присвоено звание Героя Социалистического труда.
Не менее весомых результатов добивался бригадир проходчиков ТО-11 Василий Иванович Безридный. Бывший харьковский метростроевец, кавалер ордена Дружбы народов, Заслуженный строитель Российской Федерации, Почетный транспортный строитель заслужил все эти награды на строительстве Северо-Муйского тоннеля;
Дроваль Николай Петрович, бригадир комплексной бригады ТО-18, делегат ХХVII съезда КПСС, кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, в 1979 году начинал работать рядовым проходчиком в бригаде известного в то время Владимира Кожемякина на строительстве Северо-Муйского тоннеля. После трагической гибели бригадира на печально известном Ангараканском размыве Дроваль Н.П. его заменил. Его комплексная бригада участвовала в скоростной проходке на Северо-Муйском тоннеле с западного портала. За 30 дней было выполнено 58 циклов и пройдено 175 пог. метров тоннеля, звенья А.А. Зубрева, А.К. Муллагалиева, Н.А. Телешева, В,П. Чекамова и А.Б. Кухаря добились результата проходки в смену 33,5 метра вместо обещанных – 30.
Гаценко Виктор Федорович, бригадир проходчиков – с 1978 года в составе ТО-19 работал на строительстве Байкальского, а затем Северо-Муйского тоннелей. Светлыми событиями в жизни бригады являлись сбойки. Их было множество. Но самая главная сбойка, участие в которой почетно и незабываемо, состоялась 30 марта 2001 года – это сбойка основного Северо-Муйского тоннеля, к которой шли более четверти века. За большой вклад в строительство Байкальского тоннеля и в связи со сдачей его в эксплуатацию он был награжден орденом Дружбы народов, за выдающиеся достижения на
строительстве Северо-Муйского тоннеля в 1990 году награжден орденом Ленина, в 2001 году – орденом Почета.
Последнюю гранитную стенку, разделяющую запад и восток основного Северо-Муйского тоннеля вместе с Виктором Гаценко с другой стороны взорвала комплексная бригада заслуженного строителя Российской Федерации Владимира Алексеевича Казеева, кавалера ордена Дружбы народов.
Кавалеру ордена «Знак Почета», бригадиру проходчиков после завершения проходки штольни Байкальского тоннеля Виктору Игнатьевичу Леонову вместе со всей бригадой пришлось менять профессию проходчика на бетонщика и работать на обделке основного тоннеля, добиваясь рекордных результатов – 178 метров обделки в месяц. В результате обделка свода и стен тоннеля на участке ТО-21 была произведена на 7 месяцев раньше срока.
Комсомольско-молодежная бригада плотников из Тоннельного отряда №11 под руководством Валерия Васильевича Прокушева буквально с первого колышка начала строительство поселка Северомуйск. Она построила самые главные и необходимые объекты. За ударную работу в 1977 году ЦК ВЛКСМ присудило премию Ленинского комсомола в области производства большой группе молодых передовиков, среди них бригадир плотников ТО-11 Прокушев В.В., это он завоевал путевку на Олимпийские игры в Москве и передал ее в подшефный класс Северомуйской школы.
Одной из лучших бригад проходчиков на строительстве Нагорного тоннеля в Якутии и Мысового тоннелей в Бурятии, была бригада, возглавляемая Стефаном Арсентьевичем Ворониным. Его бригада из месяца в месяц перевыполняла задания и последнюю сбойку самого длинного (1810 м) из Мысовых тоннелей произвела на полгода раньше планового срока. Это в его бригаде родился Кодекс трудовой чести, одним из пунктов которого был – «Считай так: один лодырь – позор для всей бригады; один прогул – пятно на всех; один допустил брак – беда всего коллектива; видишь, сосед отстал – помоги; сам не можешь сделать – не стыдись обратиться к товарищу».
Отличных результатов работы добивались бригады:
кавалера ордена Трудового Красного Знамени Бордаченко Юрия Даниловича и кавалера ордена Октябрьской революции Леонида Ивановича Базалия из тоннельного отряда № 19, заслуженного строителя Российской федерации, награжденного орденом Трудовой Славы 3 степени Михаила Емельяновича Брянцева и кавалера ордена Трудового Красного Знамени Иванова Анатолия Георгиевича из ТО-11, а также награжденного орденом Трудового Красного Знамени Воронина Валерия Николаевича из ТО-21,
проходчиков тоннельного отряда № 21 Виктора Игнатьевича Леонова, электромонтажников из ТО-11 Леонида Александровича Просяного, бетонщиков Григория Павловича Гудкова из ТО-16водителей Сониева Сергея Савельевича, Фарида Юнусович Хансиверова, Юрия Владимировича Димова и многих, многих других.
За многолетний труд и особые достижения большая группа работников «Бамтоннельстроя» была удостоена государственных наград:
ордена Ленина – 5 чел, ордена Октябрьской революции – 4,
ордена Трудового Красного Знамени – 26, ордена «Знак Почета» и орденом Почета – 52, ордена Дружбы народов – 35, Ордена Трудовой Славы III степени – 97, II степени -8, I степени – 1.
Награждены медалями «За трудовое отличие» - 97 чел., «За трудовую доблесть» - 83 человека, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени – 2 человека, II степени – 37, «За строительство Байкало-Амурской магистрали – 4959. За участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС ; несколько работников награждены медалью «За спасение погибающих».
Многим были присвоены высокие звания федерального и республиканского значения, отраслевые знаки отличия.
Особое место в социальной политике Бамтоннельстроя отводилось развитию физической культуры и спорта. С 1978 года на протяжении всех лет регулярно проводились спартакиады (летняя и зимняя) среди трудовых коллективов Управления строительства. Участие в спартакиадах стало для бамтоннельстроевцев праздником, который объединяет в себе спортивные соревнования и дружеские встречи. Руководство предприятия понимало важность проведения подобных мероприятий, поскольку люди не только покоряли спортивные вершины, но самое главное, получали заряд бодрости и отличного настроения. Поощряя состязательный настрой в спортивных соревнованиях, руководители предприятий сами возглавляли на спартакиадах свои спортивные команды, подали пример здорового образа жизни.
Управление строительства «Бамтоннельстрой» внесло значительный бескорыстный вклад в развитие социально-экономической и культурной жизни Северобайкальского района и г Северобайкальск. УС «Бамтоннельстрой» помог спроектировать взлетно-посадочную полосу в Нижнеангарске и обеспечить ее финансирование. В поселке был построен пристрой к детсаду «Чебурашка», сооружен большой стадион, построены клуб, столовая, баня, магазин «Метро», покрыт асфальтом участок автодороги в 380 погонных метров.
В селе Кумора были возведены детсад-ясли на 140 мест, мехмастерские, профилакторий, спортзал, столярная мастерская, склад ГСМ, мощная холодильная установка, проложены инженерные сети, пристрой к школе, пробурена скважина и установлена насосная станция. Оказывалась и другая помощь.
В период сенокосной страды тоннельщики принимали активное участие в заготовке кормов для скота.
Постепенно, по мере окончания строительства тоннелей по трассе БАМ, подразделения ОАО «Бамтоннельстрой» начали строительство подземных сооружений по всей стране. Опыт тоннелестроителей, получивших уникальную школу мастерства, стал востребованным. Весомый вклад ОАО «Бамтоннельстрой» и его дочерние предприятия внесли в строительство шести комплексов тоннелей на Совмещенной автомобильной и железной дороге Адлер – Красная поляна к олимпийским играм 2014 г в г. Сочи.

Информация для печати в Интернете предоставлена председателем РОО "Ветераны строительства Бурятского участка БАМ" Николаем Марценюком.


Рецензии